О чем спорят медучреждения и комиссариаты

2001
Механизм возмещения затрат, понесенных медицинской организацией в результате оказания медуслуг, связанных с исполнением воинской обязанности, является частым предметом судебных разбирательств ввиду его неоднозначного толкования заинтересованными лицами – военными комиссариатами с одной стороны и учреждениями здравоохранения – с другой. Попробуем разобраться, в чем же заключаются разногласия по определению источника финансирования возникающих расходов.

У каждого свои обязанности

Статьей 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) к числу мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности отнесены:

  • медицинское освидетельствование и медицинский осмотр;
  • медицинское обследование граждан.

Военные комиссариаты и медорганизации заключают договоры на проведение необходимых медицинских мероприятий при постановке граждан на воинский учет. В соответствии с условиями договоров учреждения здравоохранения обязуются принимать участие в деятельности военно-врачебной комиссии и выделять для работы в ней медперсонал, а заказчик услуг (военный комиссариат) – своевременно компенсировать расходы за его работу, а также проведение диагностических исследований.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”» (далее – Постановление № 704).

Оплата труда: спорные случаи

Согласно Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением № 704), компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медперсоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу и поступление на нее по контракту, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, призывом на военные сборы; возмещением расходов по проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных расходов.

Данным постановлением также установлен механизм возмещения затрат, понесенных медучреждением в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу (проводимые диагностические исследования). В том числе средства компенсируются путем перечисления на счета получателей – в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Относительно возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка медперсоналу, необходимо помнить следующее.

Статья 170 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает обязанность для работодателя освободить работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган, привлекший работника к исполнению государственных обязанностей, в случаях, предусмотренных ст. 170 ТК РФ, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок исчисления средней зарплаты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от их источников. Чтобы зафиксировать факт исполнения медперсоналом государственной обязанности, военкоматы оформляют табель учета рабочего времени, заверенная копия которого передается в медучреждение.

Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Интерес представляют разъяснения, данные Минфином России в письме от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170. В нем указано, что к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде (п. 6 ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в ФСС РФ, в ФФОМС, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах.

Вопрос о необходимости обложения страховыми взносами рассматриваемых выплат неоднозначно решается арбитражными судами.

Объектом обложения этими взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам (часть первая ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник – лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

В состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, входят расходы на оплату труда (п. 2 ст. 253 НК РФ), которые включают любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абзац 1 ст. 255 НК РФ).

Компенсационные выплаты, уплаченные работодателем в соответствии со ст. 236 ТК РФ, не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли, поскольку они не связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников.

Выплата среднего заработка медработнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение им определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ о необходимости сохранения указанных выплат. Следовательно, в данном случае объекта обложения страховыми взносами в соответствии с частью первой ст. 7 Закона № 212-ФЗ не возникает. Аналогичные выводы содержатся и в постановлениях ФАС Уральского округа от 20.02.2013 № Ф09-14476/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 № 17АП-530/2013-АК, постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу № А62-7689/2011.

Пример

Определением ВАС РФ от 13.06.2012 № ВАС-6497/12 по делу № А46-5506/2011 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что военный комиссариат не является в силу Закона № 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ медработникам, исполнявшим государственную обязанность. Коллегия судей ВАС РФ отмечает, что позиция суда кассационной инстанции в полной мере соответствует действующей судебной арбитражной практике по данной категории дел.

В то же время существует и другой, прямо противоположный судебный подход к рассматриваемому вопросу. Так, согласно позиции, изложенной в постановлении ФАС Центрального округа от 31.10.2012 № А36-1071/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 № Ф03-2011/2012, ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 № А26-493/2012, спорные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу № А26-493/2012 отмечено, что «перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.

Если ранее закон предусматривал начисление страховых взносов на выплаты, предусмотренные трудовым договором, то в связи с внесенными изменениями страховые взносы начисляются на выплаты, которые работодатель производит в рамках трудовых отношений. Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов медработники освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.

Учитывая, что работодателем произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), расходы по уплате взносов также подлежат компенсации военным комиссариатом в порядке, установленном Постановлением № 704.

Доводы судов о том, что у организации отсутствует объект обложения страховыми взносами, в связи с тем, что выплата среднего заработка производится согласно требованиям законодательства РФ, а не трудового договора, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку выплата заявителем своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, в силу положений Закона № 53-ФЗ, Постановления № 704 порождает у военного комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы.

Примечательно, что определением ВАС РФ от 28.12.2012 № ВАС-17305/12 отказано в передаче дела № А26-493/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления. Указанный в определении ВАС РФ подход к рассматриваемому вопросу применен и в недавних решениях арбитражных судов.

Диагностика: откуда взять средства

При решении вопроса об источнике и порядке финансирования расходов на оплату лабораторных и диагностических исследований, которые проходят граждане в связи с исполнением воинской обязанности, военкоматы отказываются оплачивать понесенные расходы, полагая, что финансовое обеспечение последних осуществляется за счет средств ОМС.

По своей правовой природе договор, заключаемый между военкоматом и медицинской организацией, является договором оказания возмездных услуг.

В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги. Данные правила применяются в т. ч. к договорам оказания медицинских услуг.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Расходы учреждения, обусловленные проведением диагностических и лабораторных исследований в процессе медосвидетельствования, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Их компенсация за счет средств ОМС не предусмотрена.

Финансовое обеспечение медосвидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе, а также диагностических исследований в целях медосвидетельствования по направлению военных комиссариатов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и не включено в средние нормативы, установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств ОМС (далее – Программа).

Аналогичные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой: постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 № 17АП-4394/2008-ГК по делу № А60-3848/2008; ФАС СЗО от 20.12.2010 № А05-18985/2009; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 № А21-105/2011; Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 № 14167/07 по делу № А33-28041/200; решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2011 № А21-190/2011; определения ВАС РФ от 07.12.2010 № ВАС-15680/10 по делу № А73-17571/2009; ВАС РФ от 03.03.2010 № ВАС-2064/10 по делу № А73-6170/2009; ВАС РФ от 27.07.2009 № ВАС-9388/09 по делу № А33-16784/2007 и пр.

Для справки

Согласно письму ФОМС от 17.02.2006 № 1136/30-3/и из средств ОМС подлежат оплате расходы медорганизаций на медобследование граждан при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и расходы на лечебно-оздоровительные мероприятия при постановке граждан на воинский учет, проводимые в рамках территориальной программы ОМС.

Военкоматы обосновывают свои претензии на оплату указанных расходов в рамках Программы с помощью письма Минфина России от 07.12.2010 № 10-5-3/5239, содержащего такой вывод. Однако это письмо не является нормативным актом, т. к. оно не проходило госрегистрацию и в установленном порядке опубликовано не было, противоречит нормативно-правовым актам, определяющим механизм возмещения имущественных потерь, понесенных учреждениями здравоохранения вследствие проведения медосвидетельствования. Следовательно, разъяснения, изложенные в письме, носят информационный характер и не могут регулировать спорные правоотношения (что подтверждается судебной практикой (см. решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.08.2011 по делу № А21-1133/2011)).

Отсутствие финансирования военкоматов на оплату оказанных услуг не является основанием для их неоплаты. В рассматриваемом случае требования об оплате должны быть предъявлены к Российской Федерации в лице Минфина России в субсидиарном порядке. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ. В своем постановлении от 30.09.2008 № 14167/07 по делу № А33-28041/2005 при рассмотрении аналогичного спора суд указал: отсутствие финансирования не означает, что услуги больницы не должны быть оплачены. Расходы больницы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом № 53-ФЗ.

При этом Президиум ВАС РФ отметил, что источник денежных средств, необходимых для проведения медобследования контингента военкомата, – казна – определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности. Аналогичной позиции придерживаются суды (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу № А46-5300/2012, от 03.10.2011 по делу № А46-1826/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2009 № А33-12334/08-Ф02-2455/09 по делу № А33-12334/08, ФАС Центрального округа от 08.07.2010 по делу № А23-5512/09Г-8-217, ВАС РФ в определении от 27.07.2009 № ВАС-9388/09 по делу № А33-16784/2007).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль