Смогут ли «подружиться» реформы?

1648
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Среди различных определений роли государства в большинстве развитых стран мира, в т. ч. и в России, все большее распространение получает следующая концепция. Важнейшей среди прочих функций государства является оказание услуг населению, организациям, бизнес-сообществу. Таким образом, государство выступает как своего рода сервисный центр по оказанию государственных (муниципальных) услуг, которые, соответственно, должны быть доступными, качественными и удобными для потребителей. В России реформирование системы госуслуг осуществляется по двум направлениям: в рамках административной реформы и Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Рассмотрим, как они связаны между собой.

Признаки услуг

Понятие государственных (муниципальных) услуг в российской законодательной базе в общем виде приведено в Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ). Согласно ст. 6 к ним относятся услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) установлены определения услуг, оказываемых органами публичной власти по запросам заявителей в пределах полномочий соответствующих органов.

Также указанным законом регулируются услуги, предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями и другими организациями в рамках государственного (муниципального) задания (заказа), которые в соответствии с Законом № 210-ФЗ включены в реестр государственных или муниципальных услуг и должны предоставляться в электронной форме. Перечень таких услуг является закрытым, он утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р.

Отметим, что в указанный перечень включены услуги, оказываемые учреждениями социальной сферы, однако не полностью, а лишь отдельные аспекты.

Запомнить

Субъекты РФ вправе утвердить дополнительные перечни услуг (элементов услуг), оказываемых в электронной форме.

Пример 1

В региональных перечнях услуг, оказываемых в электронной форме, присутствуют – прием заявлений о зачислении в образовательные учреждения и постановка на соответствующий учет (но не сама образовательная услуга!), запись на прием к врачу (но не само лечение!) и т. п.

Наконец, Закон № 210-ФЗ регулирует предоставление услуг (функций), которые являются сопутствующими (необходимыми и обязательными) в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг органов публичной власти.

Пример 2

Для оказания органами местного самоуправления услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения родители ребенка должны сначала получить справку с места работы (службы), оформить медицинскую карту на ребенка и т. п.

Выделение «необходимых и обязательных» услуг в Законе № 210-ФЗ было обусловлено следующими причинами. Исторически сложилось так, что вокруг органов публичной власти сформировался круг посреднических организаций, которые по неформальным каналам предлагали ускорить и упростить получение нужных справок, разрешений и т. п. В целях устранения неформального «сращивания», снижения искусственно создаваемых бюрократических барьеров Законом № 210-ФЗ впервые была введена обязанность органов публичной власти всех уровней установить исчерпывающие перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Требовать с потребителей получения дополнительных услуг, не включенных в эти перечни, незаконно.

Органы публичной власти всех уровней должны стремиться в перспективе к максимально возможному сокращению перечней необходимых и обязательных услуг – с тем чтобы потребители могли получать госуслуги без дополнительных издержек и обременений.

Правовое регулирование предоставления услуг Законом № 210-ФЗ затрагивает в основном услуги (функции) органов публичной власти.

Услуги учреждений и иных организаций попадают в сферу регулирования указанного закона только в том случае, если они включены в соответствующие перечни. Как правило, это касается либо элементов социальных услуг, которые могут оказываться в электронной форме (запись к врачу, предоставление информации об успеваемости учащихся и пр.), либо так называемых подуслуг, которые необходимы для получения услуг органов публичной власти (для согласования перепланировки помещения нужен проект перепланировки и т. п.).

Услуги государственных и муниципальных учреждений находятся в сфере регулирования другого нормативного акта – Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ). Указанный закон нацелен на преобразование бюджетной сети, унаследованной Российской Федерацией от Советского Союза, и совершенствование организационно-правового статуса самих учреждений.

Однако в рамках реализации Закона № 83-ФЗ реформируется также система государственных и муниципальных услуг, оказываемых бюджетной сетью на всех уровнях власти.

В частности, изменениями в БК РФ, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, введена обязательность формирования перечней услуг, на которые устанавливаются государственные (муниципальные) задания учреждениям. Ранее вопрос утверждения перечней соответствующих услуг не регулировался БК РФ и федеральным законодательством. Перечни услуг, на которые устанавливаются государственные (муниципальные) задания, как правило, формировались и утверждались каждым публично-правовым образованием самостоятельно.

Таким образом, к настоящему времени законодательством РФ сформированы две системы государственных (муниципальных) услуг (см. табл.):
1 услуги органов публичной власти (и сопутствующие услуги) в соответствии с Законом № 210-ФЗ;
2 услуги государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с БК РФ, Законом № 83-ФЗ и отраслевым законодательством.

Нормативный документ

Закрытый перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352. Аналогичные региональные и муниципальные перечни утверждены в соответствии с Законом № 210-ФЗ высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями муниципальных образований.

Характеристика групп государственных (муниципальных) услуг

Критерии разделения услуг

Несмотря на обособленное правовое регулирование государственных (муниципальных) услуг органов публичной власти и услуг государственных (муниципальных) учреждений, можно привести четкие критерии, различающие эти две системы.

После принятия летом 2010 г. Закона № 210-ФЗ ФАС РФ подготовила методические рекомендации по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг1. Указанные рекомендации содержат критерии, по которым каждая услуга может быть четко отнесена либо к функциям органов публичной власти, либо к услугам учреждений.

В соответствии с рекомендациями ФАС РФ государственные (муниципальные) услуги, отнесенные Законом № 210-ФЗ к функциям органов публичной власти в пределах их полномочий по запросам заявителей, вправе оказывать только эти органы. Передача предоставления этих услуг другим организациям является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Для услуг организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг органов публичной власти, ФАС РФ определило другой критерий. В частности, запрещено ограничивать круг организаций, имеющих право их оказывать.

Это будет являться нарушением п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ (создание барьеров для осуществления экономической деятельности).

Таким образом, для любой государственной (муниципальной) услуги критерием ее отнесения к сфере регулирования Закона № 210-ФЗ или Закона № 83-ФЗ (и соответствующих отраслевых законов) будет являться следующий параметр.

В случае если законами и нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление услуги, четко установлено, что она должна оказываться органами публичной власти, то такая услуга является государственной (муниципальной) услугой, регулируемой Законом № 210-ФЗ.

В случае если нормативная база четко не устанавливает, что услуга должна оказываться органами публичной власти, то она относится к сфере регулирования Закона № 83-ФЗ и соответствующих отраслевых законов и может предоставляться государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственный (муниципальный) заказ.

Административная реформа

Реформирование системы госуслуг органов публичной власти осуществляется в рамках проводимой в РФ административной реформы. Программным документом, определяющим цели и мероприятия в данном направлении, является Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р.

В соответствии с магистральным направлением реформы определен перечень мер, в т. ч. в рамках реализации Закона № 210-ФЗ. К ним относятся:

  • регламентация процесса предоставления услуг;
  • четкое нормативное определение оснований и случаев платности услуг органов публичной власти и сопутствующих услуг;
  • организация предоставления услуг по принципу одного окна, в т. ч. в многофункциональных центрах (далее – МФЦ);
  • обеспечение перехода к предоставлению отдельных элементов услуг в электронном виде;
  • организация межведомственного электронного взаимодействия органов публичной власти одного и различных уровней бюджетной системы по обмену данными, необходимыми для предоставления услуг;
  • введение ответственности чиновников за нарушения при предоставлении услуг.

Запомнить

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 210-ФЗ временно основаниями платности услуг (функций), оказываемых органами публичной власти, могут также являться установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами случаи взимания платы (до признания утратившими силу соответствующих положений).

Регламентация услуг. Законом № 210-ФЗ были разработаны административные регламенты на все государственные (муниципальные) услуги органов публичной власти, включенные в соответствующие реестры услуг.

Административный регламент представляет собой документ, который полно и единообразно фиксирует все обязательства, взятые на себя органом госвласти (местного самоуправления) при взаимодействии с потребителями услуги, и состоит из двух частей:
1 Порядок оказания услуги – детальное описание всех необходимых действий и процедур;
2 Стандарт предоставления услуги – содержит перечень необходимых документов для получения услуги, требования к срокам и комфортности ее получения и т. д.

Платность услуг. В рамках реформирования было законодательно определено, что услуги органов публичной власти по общему правилу бесплатны для потребителя. Единственным основанием взимания платы, предусмотренным Законом № 210-ФЗ, является государственная пошлина, установленная Налоговым кодексом РФ.

Услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственных (муниципальных) услуг, могут оказываться на платной основе в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов публичной власти.

В этих случаях нормативным правовым актом субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления должен быть утвержден порядок определения размера платы, а исполнительный орган госвласти субъекта РФ и подразделение местной администрации, отвечающие за координацию сферы, в которой предоставляются услуги, должны утвердить методики расчета платы за них.

Принцип одного окна предусматривает предоставление услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Одним из главных механизмов реализации данного принципа в рамах Закона № 210-ФЗ является предоставление услуг через сеть МФЦ – специально созданных организаций, которые выступают посредниками между потребителями и органами публичной власти.

Запомнить

Законодательно установлено, что МФЦ является полноправным участником межведомственного взаимодействия. Это предоставляет центрам возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении органов власти сведения, необходимые для предоставления услуг, избавляя таким образом потребителей от необходимости ходить за различными справками.

Законом № 210-ФЗ и Федеральным законом от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна» установлены функции, права и обязанности МФЦ и ведомств, предоставляющих услуги, принципы взаимодействия этих структур друг с другом, а также сняты все ограничения на федеральном уровне по предоставлению услуг.

Кроме того, в рамках административной реформы:

  • создан единый портал государственных и муниципальных услуг и обеспечена возможность получения отдельных элементов услуг (подача заявления, получение информации и т. п.) в электронном виде;
  • введена в действие Система межведомственного электронного взаимодействия, предназначенная для обмена данными между органами власти при предоставлении услуг;
  • законодательно установлены меры ответственности чиновников за нарушения при предоставлении) услуг и т. д.

Соотношение с бюджетной реформой

Реформирование системы услуг государственных и муниципальных учреждений осуществляется в рамках проводимых в РФ преобразований бюджетной сети. Ее ключевые меры предусмотрены Законом № 83-ФЗ и изменениями, внесенными в Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Меры, осуществляемые в рамках реформирования системы услуг органов публичной власти и услуг учреждений, являются в целом сопоставимыми: в обоих случаях речь идет о стандартизации услуг, об упорядочении случаев их платности, о формировании исчерпывающих перечней - классификаторов услуг.

Нормативный документ

Согласно Указу Президента от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2015 г. доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания, в т. ч. в МФЦ, должна увеличиться до 90%.

Однако в рамках административной реформы эти меры предпринимаются с целью повышения доступности услуг и снижения избыточных административных барьеров, а при реформировании системы услуг учреждений прежде всего преследуется цель выравнивания условий оказания услуг и нормирования их финансового обеспечения.

Увязка объемов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений с оказываемыми ими услугами потребовала уточнить законодательные правила по оказанию платных услуг. Установлено, что услуги, оказываемые учреждениями в рамках заданий, могут быть платными для потребителей в случаях, когда это предусмотрено федеральными законами. Кроме того, государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать платные услуги только в том случае, если они относятся к основным уставным видам деятельности. Методики расчета нормативных затрат на услуги учреждений могут предусматривать учет доходов от платных услуг при определении объемов субсидий на выполнение задания.

Рекорд скорости

МФЦ стали первыми реально действующими механизмами сокращения сроков и повышения доступности госуслуг для потребителей. По информации, представленной на официальном сайте по административной реформе (http://ar.gov.ru), время ожидания в очереди в МФЦ – рекордное среди всех существующих способов получения услуг: в среднем оно составляет менее 15 мин.

В рамках реформирования бюджетной сети активно обсуждается стандартизация услуг – подобная регламентации услуг органов публичной власти. Однако в отношении органов публичной власти преследовалась главным образом цель повышения доступности услуг и снятия существующих барьеров при их оказании (см. выше об административных регламентах). В рамках реформы госучреждений речь идет, прежде всего, о стандартах услуг, конкретизирующих и унифицирующих их содержание и обеспечивающих возможность перехода к единым (групповым) нормативам бюджетного финансирования.

В настоящее время на федеральном уровне Минфином России совместно с другими федеральными министерствами проводится работа над Сводным реестром государственных и муниципальных услуг. Указанный Сводный реестр должен в перспективе стать базовым информационным ресурсом, в который будут интегрироваться все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и государственных (муниципальных) услугах – причем об услугах как учреждений, так и органов публичной власти.

Важно отметить, что Минфин России предложил использовать нормативный метод для финансирования услуг не только государственных (муниципальных) учреждений, но и органов публичной власти. Таким образом, в рамках Сводного реестра могут объединиться две обособленные на сегодня системы госуслуг. Можно предположить, что внедрение Сводного реестра повлечет и формирование общей системы правового регулирования обеих систем – в рамках единого федерального закона, регулирующего и услуги органов публичной власти, и услуги учреждений.

Запомнить

Детализированные по соответствующим кодам услуги и работы в Сводном реестре будут «занормированы», т. е. по каждому коду услуги (работы) будет определен базовый размер нормативных затрат. На основе базовых нормативов с учетом корректирующих коэффициентов должны будут рассчитываться объемы финансирования деятельности по оказанию соответствующих услуг.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль