Кто в ответе за субсидии?

1070
В ходе реализации бюджетной реформы выявилось немало проблем, самой существенной из которых можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность бюджетных и автономных учреждений в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем Законом № 83-ФЗ, Законом № 174-ФЗ и другими нормативными правовыми актами указанные учреждения были наделены дополнительными правами и преимуществами. Чтобы устранить пробел, Минфином России были приняты (подготовлены) поправки в ряд документов. В данной статье рассмотрим уточнения, касающиеся порядка предоставления и использования субсидий на иные цели.

Предоставление субсидий

На основании абзаца третьего п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) целевая субсидия может быть предоставлена учреждению после утверждения соответствующего порядка. Порядки предоставления субсидий на иные цели утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией.

В то же время порядки предоставления из бюджета данных субсидий могут определяться органами государственной власти и местного самоуправления. Такое стало возможно благодаря принятой поправке в ст. 78.1 БК РФ.

При этом актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации должна быть установлена соответствующая норма.

Также для получения целевой субсидии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (далее – учредитель), должны быть утверждены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, (код формы по ОКУД 0501016; далее – Сведения) и Перечень целевых субсидий (код формы по ОКУД 0501015; далее – Перечень).

Сведения предоставляются бюджетным и автономным учреждением в целях санкционирования оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия, в орган Федерального казначейства (далее - ОФК) или финансовый орган по месту обслуживания лицевого счета. Перечень предоставляется учредителем в Федеральное казначейство или финансовый орган.

Запомнить

Основанием для предоставления субсидий на иные цели, помимо заключения соглашения, являются нормативные правовые акты соответствующих государственных органов (органов местного самоуправления). В таком случае бюджетные обязательства в бюджетном учете учредителя отражаются в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период).

Перечисление целевых субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного между учредителем и учреждением. В нем должны предусматриваться такие условия:

  • цели предоставления субсидии;
  • право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенным соглашением;
  • порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных учредителем, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий, определенных порядком (правилами) предоставления субсидий и соглашением;
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной учредителем;
  • условие о перечислении субсидий на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими учреждениям, согласно заявкам и (или) отчетами по форме и в сроки, которые утверждены учредителем, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидий, или соглашениями.

Нормативный документ

В адрес финансовых органов субъектов РФ и главных распорядителей средств федерального бюджета было направлено письмо Минфина России от 11.01.2013 № 02-13-10/28, где описан порядок применения остатка субсидий, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Источник в руках учредителя

Решение об источниках финансового обеспечения расходов бюджетного и автономного учреждения принимает учредитель. Ведь источниками финансового обеспечения деятельности этих учреждений наряду с субсидиями, получаемыми из бюджета, являются также добровольные взносы, пожертвования и иные доходы, получаемые от предусмотренной уставом приносящей доход деятельности, а также доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.

При этом необходимо иметь в виду, что положениями законодательства РФ в отношении бюджетных учреждений пока не установлен прямой запрет на получение кредитов или займов, хотя существует косвенное ограничение, установленное обязанностью согласования крупных сделок.

Цели, на которые могут быть предоставлены из бюджета целевые субсидии бюджетным и автономным учреждениям, устанавливаются учредителем.

Минфин рекомендует заключать соглашения на долгосрочный период.

При этом в нем необходимо отметить, что в случае если законом о бюджете субсидии юрлицам не предусмотрены, то действие соглашения приостанавливается. К соглашению предлагается заключать дополнительное соглашение на срок действия доведенных главному распорядителю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств (до 3-х лет). Допсоглашение должно содержать суммы субсидий, подлежащих перечислению, сроки их перечисления, целевое назначение и т. д.

Для бюджетных учреждений субсидия на иные цели равно как и на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может предоставляться только в целях финансового обеспечения расходов учреждений, т. е. до возникновения затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ). Для автономных учреждений сделано исключение. Однако перечисление им целевых субсидий осуществляется только в порядке возмещения произведенных кассовых расходов в целях предотвращения появления неиспользованных остатков на счетах, открытых им в кредитных организациях.

Сейчас в Минфине России рассматривается возможность уточнения законов № 174-ФЗ и 83-Ф3 в части установления права возмещения из бюджета расходов автономных и бюджетных учреждений по выплатам, источником финобеспечения которых являются целевые субсидии, произведенные за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

После вступления в силу вышеуказанных поправок Минфином России будет утвержден механизм возмещения расходов автономных и бюджетных учреждений. Предполагается, что в целях подтверждения фактически произведенных кассовых расходов учреждениям необходимо будет представить в ОФК или финансовый орган акт сверки фактически произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов. Данный акт подписывается учредителем и учреждением.

Запомнить

Решение о потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели принимает учреждение, создавшее данный филиал, а не учредитель. В случае принятия решения об отсутствии потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели средства подлежат перечислению на отдельный лицевой счет, открытый учреждению, для последующего перечисления целевых средств в соответствующий бюджет.

Отражение операций по восстановлению расходов на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, будет осуществляться на основании представленной в ОФК Заявки на кассовый расход (форма по КФД 0531801). Заявка не подлежит направлению в учреждение Центрального банка РФ, где открыт счет ОФК на балансовом счете 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации».

Нормативный документ

В приказы Минфина России от 30.09.2010 № 114н и от 16.07.2010 № 72н внесены поправки, направленные на устранение пробела в правовом регулировании операций между федеральными бюджетными и автономными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами). Уточнения регулируют порядок формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению, отчета о результатах деятельности и об использовании имущества.

Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению в случае: 1 необходимости осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам, связанным, например, с приобретением дорогостоящего оборудования, проведением иных целевых мероприятий;
2 осуществления расходов, носящих непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) в рамках государственного задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг (работ) (например, капитальный ремонт, осуществление единовременных выплат, проведение разовых мероприятий и т. п.).

Права и преимущества

Законы № 83-ФЗ и 174-ФЗ наделили бюджетные и автономные учреждения такими дополнительными правами, как сохранение на следующий год неизрасходованных остатков субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий; более свободное использование субсидии, полученной в течение финансового года, в части самостоятельного определения направлений расходов; самостоятельное распоряжение движимым имуществом, находящимся на праве оперативного управления, не относящимся к особо ценному.

Исходя из перечней целевых субсидий, ежегодно предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей, указанные субсидии, как правило, предоставляются на:

  • осуществление выплат стимулирующего характера по итогам отчетного периода;
  • проведение капитального ремонта и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждениями на праве оперативного управления;
  • управление реализацией федеральных целевых программ, в т. ч. их информационное и аналитическое сопровождение;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • приобретение техники, оборудования, транспортных средств, приборов и устройств, инструмента для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, других основных средств, за исключением объектов недвижимости;
  • стипендиальное обеспечение студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и докторантов, предоставление ежегодного пособия аспирантам на приобретение научной литературы;
  • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также членам их семей;
  • расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии);
  • разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации;
  • предоставление грантов в целях государственной поддержки научных исследований, а также в области культуры, искусства и средств массовой информации;
  • выполнение работ (услуг) по содержанию имущества;
  • на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности РФ (с 1 января 2014 г.).

Запомнить

В Сведениях (ф. 0501016), составленных для осуществления расходов за счет целевых субсидий головным учреждением, отражаются операции по перечислению целевых средств подведомственным учреждениям.

Остатки субсидий

Минфином России подготовлены поправки в положения ч. 18 ст. 30 Закона № 83-Ф3 и ч. 3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, согласно которым перечислению в сроки, установленные соответствующим финансовым органом, подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых учредителем не принято решения о наличии потребности в них.

В случае если такое решение не принято, указанные остатки подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с учетом требований приказа Минфина России от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям».

Поправками в Приказ № 81н1 уточняется положение о порядке отражения в Сведениях сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые согласно решению соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета подтверждена в течение текущего финансового года потребность в направлении их на те же цели. В частности, в Сведениях вводится отдельная графа для отражения указанных средств.

Для санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых являются суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет – подтвержденные решением главного распорядителя средств федерального бюджета остатки субсидий, направленные на те же цели, учреждением в ОФК представляются Сведения, где сумма возврата проставляется в графе 7. В случае сохранения кода целевой субсидии в новом финансовом году этот код указывается в графе 2 Сведений. Если код отличается от присвоенного в прошлом году, он указывается в графе 6.

Учредителем утверждаются Сведения с учетом операций обособленных подразделений.

В целях санкционирования оплаты денежных обязательств филиалов федерального бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, составляются два вида Сведений.

Один документ содержит отчет о целевых расходах головного учреждения, второй – филиала (в соответствии с требованиями Приказа № 81н).

мнение специалиста

Анна Кривенец,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

Учредитель может принять решение о потребности в направлении остатков целевой субсидии, неиспользованных на начало текущего финансового года, на те же цели. Существует два механизма реализации данного решения: 1) остаток, перечисленный в бюджет, возвращается обратно учреждению в объеме подтвержденной потребности (на практике используется редко); 2) остаток целевой субсидии остается на счете учреждения без права расходования до тех пор, пока учреждение не представит в территориальный орган Федерального казначейства сведения об операциях с целевыми субсидиями, в которых содержится разрешение на использование средств.

В случае если потребность не будет подтверждена до установленного срока (для федеральных учреждений – до 1 июля), вступает в силу механизм взыскания остатка в бюджет непосредственно ОФК.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль