Природоохранным учреждениям есть над чем работать

1341
 Семенюк А.
Государственный советник Российской Федерации 3-го класса
В 2013 г. Счетная палата РФ осуществила проверки ряда крупных федеральных государственных бюджетных учреждений природоохранного комплекса. Была дана оценка законности, целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета, доходов от приносящей доход деятельности и государственной собственности. В числе основных проблем деятельности бюджетных учреждений названы отсутствие грамотного планирования и должного контроля со стороны учредителя.

Госзадания не улучшили дисциплину

В проверяемом периоде (2011–2012 гг.) деятельность федеральных бюджетных учреждений (ФБУ) осуществлялась в условиях вступившего в силу Закона № 83-ФЗ1. В 2012 г. в целях реализации данного закона осуществлен переход от сметного финансирования учреждений на их финансовое обеспечение в виде субсидий из федерального бюджета на выполнение госзаданий.

Запомнить

Переход на предоставление госуслуг в рамках госзаданий не привел к ощутимому улучшению финансовой дисциплины ФБУ. Общий объем выявленных финансовых нарушений составил 116 млн руб.

Как показала проверка Счетной палаты РФ (СПР), планирование работ, выполняемых учреждениями в рамках госзаданий, осуществлялось на низком уровне. Тем самым не соблюдались положения п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и требования Постановления № 6712. В частности:

  • в федеральной службе, выступающей в роли учредителя ФБУ, отсутствовала методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, предоставляемых подведомственными учреждениями (нарушение п. 2 Постановления № 3521);
  • формулировки видов услуг в ведомственном перечне услуг (работ), оказываемых учреждениями в качестве основных видов деятельности, носят общий, не конкретный характер, в связи с чем происходит путаница с платными услугами, оказываемыми в рамках приносящей доход деятельности (далее – ПДД).

Пример 1

В ФБУ № 1 работы по лабораторному обеспечению федерального государственного экологического контроля превысили плановые показатели, определенные госзаданием, в 1,7 раза; работы по экспертному сопровож дению в области платы за негативное воздействие на окружающую среду – в 3,2 раза; работы в области информационного обеспечения федерального государственного экологического контроля – в 3,7 раза.

Это обусловлено производственной необходимостью выполнения дополнительных работ, объем которых вышел за рамки задания. Анализ использования учреждением лабораторного оборудования показал недостаточную эффективность. Полнота его применения в филиалах колеблется от 3 до 70%.

Запомнить

Контроль со стороны учредителя за выполнением ФБУ госзаданий практически отсутствует (нарушение пп. 9–11 ст. 158 БК РФ), о чем свидетельствует факт принятия всех отчетов о выполнении госуслуг без замечаний. Анализ отчетов учреждений подтвердил низкий уровень планирования заданий и отсутствие надлежащего контроля за их выполнением.

Неэффективный расход средств

Общий объем нарушений по неэффективному использованию бюджетных средств (нарушение требований ст. 34 БК РФ) проверенными объектами составил 39,4 млн руб.

Наиболее значимые факты неэффективного расходования связаны со следующими обстоятельствами:

  • практикой приобретения основных средств (автомобилей, оргтехники, мебели) при отсутствии в них необходимости с последующей передачей в безвозмездное пользование или оперативное управление учредителю (территориальному органу федеральной службы) и другим учреждениям. Так, без согласования с органами Росимущества (нарушение ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)) одно из проверенных ФБУ передало другому учреждению основные средства на сумму 16,1 млн руб., филиалам – на 12,6 млн руб.;
  • нарушением положений уставов учреждений, предусматривающих использование средств от ПДД исключительно на собственное содержание. В 2012 г. одним из ФБУ были затрачены 7,9 млн руб. на проведение работ, связанных с лабораторным обеспечением федерального государственного экологического контроля по запросам территориальных органов прокуратуры.

Пример 2

Согласно уставу и приказу учредителя ФБУ № 2 проводит проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификацию. На рассмотрении в ФБУ находятся материалы, поступившие к нему еще в 2009 г. Из материалов по 40 131 предприятию рассмотрены 10 303, или 25,7%.

Задержка рассмотрения на четыре года позволяет физическим и юридическим лицам производить плату за негативное воздействие на окружающую среду по заниженному тарифу, что ведет к значительным потерям доходов федерального бюджета.

Вместо повышения требований к работе учреждения учредитель фактически санкционирует существующее положение, неправомерно уменьшая задание в этой сфере деятельности.

В нарушение п. 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением № 671, учредитель своим приказом без изменения нормативных правовых актов и размера бюджетных ассигнований уменьшил первоначально установленное задание по разделам:

  • Кодификация отходов на основании анализа сведений об их происхождении, составе, опасных свойствах в целях формирования Федераль ного классификационного каталога отходов (ФККО) в составе государственного кадастра отходов – на 800 единиц (в 9 раз);
  • Ведение реестра банка данных материалов обоснования классов опасности отходов, соответствующих установленным требованиям и принятых к рассмотрению для регистрации в ФККО (реестр положительных заключений) – на 2000 единиц (в 21 раз).

При этом по наиболее востребованным гос услугам задание существенно перевыполнено, что свидетельствует о недостатках в планировании.

Учет и отчетность

При отсутствии ведомственного контроля учреждения осуществляли деятельность с нарушением бюджетного и гражданского законодательства, в частности:

  • Федерального закона № 129-ФЗ «О бух галтерском учете»1, а именно:
    • отсутствовали бухгалтерские документы за 2011 г., подлежащие хранению на срок не менее 5 лет;
    • с 1 января 2011 г. по 13 августа 2012 г. бухгалтерский учет осуществлялся без утвержденной учетной политики;
    • в 2011–2012 гг. не проводилась инвентаризация имущества;
    • в годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. отсутствовала пояснительная записка;
    • в бухгалтерском отчете за 2011 г. расхождение в балансовой стоимости основных средств, указанной в формах 0503130 и 0503168, составляет 1,82 млн руб.;
  • Приказа № 92н1: в отсутствие разрешений на ПДД учреждениями в 2011 г. заключены договоры на оказание платных услуг на общую сумму 53 млн руб.;
  • Постановления № 922: была произведена компенсация сотрудникам учреждения за использование личного автотранспорта сверх установленных норм в размере 138,8 тыс. руб.

Неэффективное использование имущества

Федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждений, используется неэффективно, а именно:

  • не оформлены права федеральной собственности и права оперативного управления на 25 объектов недвижимости общей балансовой стоимостью 70 млн руб. (нарушение ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Закона № 1223;
  • своевременно не внесены в реестр федерального имущества сведения по 25 объектам учета общей балансовой стоимостью 33,7 млн руб.;
  • не зарегистрировано право постоянного пользования на 16 земельных участков (нарушение ст. 20 Земельного кодекса РФ);
  • шесть единиц плавательных средств (46,2% от общего количества), закрепленных на праве оперативного управления за одним из учреждений, находятся в неисправном состоянии. В том числе неисправно и не используется патрульное природоохранное судно экологического контроля, оборудованное судовым природоохранным комплексом балансовой стоимостью 68,2 млн руб.

Запомнить

В сфере госзаказа наиболее частым нарушением значится превышение предельных размеров закупок одноименных товаров у единственного поставщика и ограничение круга участников размещения заказа. В нарушение ст. 73 БК РФ во всех объектах проверки отсутствуют реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Учредитель сам виноват

Учредитель ФБУ недостаточно эффективно осуществлял свои функции:

  • практиковалась передача государственных функций подведомственным учреждениям (нарушение п. 5.1 Постановления № 304). В рамках уставной деятельности ФГУ проверяли обоснованность расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду; оценивали полноту, комплектность и достоверность представленных сведений об отходах;
  • в 2012 г. эффективность осуществления государственного экологического контроля по сравнению с 2011 г. снизилась. С увеличением количества лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, процент устраненных нарушений по сравнению с 2011 г. снизился с 90,4% до 69,2%. Сумма наложенных штрафов составила 69,23 млн руб., при этом общий объем невзысканных штрафов остается значительным – 17,71 млн руб. (25,6% от суммы наложенных штрафов). Сумма предъявленного ущерба окружающей среде (по результатам рейдовых проверок) составила 630,43 млн руб., при этом сумма взысканного ущерба составила 975 тыс. руб. (0,2% от суммы предъявленного ущерба);
  • не сформирован государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем неправомерно допускалось размещение отходов на объектах, не внесенных в реестр, кроме того, не присвоены коды и не включены в ФККО 278 новых видов отходов, образующихся в деятельности предприятий и учреждений (нарушение ст. 12, 20 Закона № 89-ФЗ);
  • в результате невыполнения полномочий по учету платежей в бюджет около 30% хозяйствующих субъектов плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляли. Выявлены факты занижения расчетов платы, в результате которых потери доходов бюджета составили 2,8 млн руб.

Системные рекомендации

По результатам проверки СПР учредителю проверяемых ФБУ было предложено:

  • принять меры по соблюдению порядка формирования и финансового обеспечения госзадания; повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности за соблюдением природоохранного законодательства;
  • принять меры по исключению потерь доходов бюджетной системы при выполнении функций главного администратора доходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • осуществлять ведомственный внутренний финансовый контроль за эффективным использованием средств федерального бюджета и средств от ПДД;
  • обеспечить выполнение требований Закона № 94-ФЗ;
  • исключить факты неэффективного использования закрепленного на праве оперативного управления государственного имущества;
  • обеспечить регистрацию права оперативного управления зданиями и сооружениями и права бессрочного пользования земельными участками.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.56%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 63.89%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль