Налоговые проверки в 2015 году

4962
С 25 августа действует новый порядок электронного обмена налоговиков с налогоплательщиками (приказ ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149@). Согласно ему, учреждения, которые представляют отчетность электронно, должны ежедневно проверять поступление документов из инспекции. Один из таких документов - решение о проведении выездной налоговой проверки. Расскажем, о порядке проведения таких проверок в 2015 году.

Анна Костыгина, эксперт по бухгалтерскому и бюджетному учету

Основание для проведения выездной налоговой проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Его форма приведена в приложении 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Это правило распространяется на:

  • организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками;
  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково».

Налоговая выездная проверка филиалов

Если у учреждения есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по учреждению), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (п. 7 ст. 89 Налогового кодекса РФ). В первом случае решение о проведении проверки принимает ИФНС по месту нахождения учреждения, во втором – налоговая инспекция по месту нахождения филиала или представительства (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Если учреждение имеет одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то ИФНС не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится на территории учреждения при предъявлении решения (п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Если учреждение не имеет возможности предоставить помещение для проведения проверки, она может быть проведена по местонахождению инспекции.

Отметим, что налоговики не обязаны предупреждать учреждение о проведении выездной проверки заранее (письмо ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853).

Перенести начало выездной налоговой проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного предприятия на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена. Ведь от даты вынесения решения отсчитывают общую продолжительность налоговой проверки, день составления справки о проведенной проверке, акта проверки, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по ее результатам (письмо № АС-37-2/15853).

Самостоятельная выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала (представительства) учреждения проводится на основании решения ИФНС по его местонахождению (п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки в 2015 году

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Но это - общее правило.

Двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки определены приложением № 4 к приказу № ММВ-7-2/189@. Это такие основания:

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого лица нарушений налогового законодательства, требующей дополнительной проверки;

3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проходит проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений:

5) непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Последний пункт подразумевает, что список оснований для продления выездной налоговой проверки является открытым.

Если учреждение имеет обособленные подразделения, выездную проверку могут продлить:

  • до шести месяцев - если обособленных подразделений 10 и более;
  • до четырех месяцев - если обособленных подразделений от четырех до девяти.

Причем продлить проверку до четырех месяцев могут даже в том случае, если у учреждения обособленных подразделений менее четырех. Но только при условии, что доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на эти подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, которую должно уплатить учреждение. Или же если удельный вес имущества на их балансе не менее 50 процентов от общей стоимости имущества учреждения.

Какие документы оформляют при налоговых проверках в 2015 году

При проведении налоговых проверок в 2015 году используют формы документов, приведенные в приложениях к приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@. Это, в частности:

  • требование о представлении пояснений (приложение № 1);
  • уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (приложение № 2);
  • решение о проведении выездной налоговой проверки (приложение № 3);
  • решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (приложению № 5);
  • решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки (приложение № 6);
  • справка о проведенной выездной налоговой проверке (приложение № 7);
  • акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица (приложение № 12);
  • требование о представлении документов (информации) (приложение № 15);
  • акт налоговой проверки (приложение № 23);
  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (приложение № 30);
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (приложение № 31).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование учреждения;
  • предмет проверки;
  • период, за который проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Предмет проверки - это налоги, уплата которых проверяется. В рамках выездной проверки по учреждению налоговики могут оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать несколько видов налогов (п. 3, 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекторы может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (п. 7 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки

Акт налоговой проверки обязан соответствовать форме, установленной приложением № 23 к приказу № ММВ-7-2/189@, и должен быть заполнен строго на основании требований, установленных приложением № 24 к приказу № ММВ-7-2/189@ (п. 4 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Документы по налоговой проверке могут направить электронно

Вышеуказанные документы могут быть направлены учреждению и в электронном виде. Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149@. Он действует с 25 августа.

Участниками  информационного обмена являются не только инспекция, оператор электронного документооборота, но и учреждение - налогоплательщик. Поэтому учреждение как участник должно обеспечить хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с усиленной квалифицированной электронной подписью и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (п. 5 Порядка).

Кроме того, учреждение должно проверять поступление документов не реже одного раза в сутки (п. 6 Порядка).

Ограничения на проведение налоговых проверок в 2015 году

По общему правилу налоговики не могут провести в учреждении (его филиале, представительстве) повторную выездную проверку. В течение одного календарного года инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самом учреждении, так и в каждом из его филиалов или подразделений (п. 5, 7 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

При определении общего количества выездных проверок по учреждению самостоятельные проверки его филиалов и представительств в расчет не включаются (п. 5 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (п. 10, 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (п. 5 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

С 2015 года появилось еще одно ограничение на проведение налоговых проверок (п. 5.1 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Инспекторы не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг проводится в отношении определенных категорий налогоплательщиков, которые отвечают условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.

Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если учреждение не выполнило указания, данные в рамках налогового мониторинга;
  • если учреждение подало уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразило в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Камеральные налоговые проверки льгот

Сложности заполнения новой формы декларации по налогу НДС не затронули учреждения, услуги которых льготируются полностью. Однако льготы, заявленные в разделе 7 декларации, нередко проверяются в ходе камеральной налоговой проверки. При этом учреждениям, как правило, выписывается требование о представлении в течение 10 дней со дня его вручения следующих документов:

  • регистров бухгалтерского учета, подтверждающие льготу по соответствующему коду операции;
  • регистра учета платных услуг;
  • документов, подтверждающих факт оплаты услуг;
  • расшифровки сумм раздела 7 декларации по НДС.

Несвоевременное представление этих документов карается привлечением к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Как правило, учреждения имеют смягчающие обстоятельства, и сумма штрафа может быть уменьшена. Причем заплатить штраф придется независимо от того, насколько дней учреждение опоздало с представлением документов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2014 г. № 10АП-12148/2014).

Если налог к уплате задекларирован, его придется уплатить

Налоговая инспекция не обязана сообщать учреждениям об их праве использовать те или иные льготы, если от него не поступил соответствующий запрос. Камеральные проверки также проводятся с целью доначисления налогов, а не для того, чтобы их уменьшить.

Однако не все учреждения учитывают в своей работе указанные вполне объективные факторы. Так, например, в определение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2015 г. № 307-ЭС15-2194 рассмотрена такая ситуация. Образовательное казенное учреждение решило не оплачивать налог на прибыль, решив воспользоваться льготой на основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. При этом в сданной декларации по налогу на прибыль были отражены облагаемые доходы и налог к уплате. В частности, это доходы от оказания слушателям услуг:

  • проживания в гостинице учреждения;
  • организации питания на весь период обучения.

Уточненную декларацию учреждение сдавать не стало, полагая, что для отказа от оплаты налога достаточно само факта наличия льготы. Суд пришел к выводу, что инспекция вправе взыскать с учреждения недоимку, так как оно своевременно не выполнило обязанность по уплате налога с указанных доходов. При этом судьи исходил из того, что недоимка не была доначислена налоговиками по результатам какой-либо проверки, а предъявлена к взысканию на основании самостоятельно задекларированных учреждением своих налоговых обязательств.

Делаем вывод: если вы задекларировали налог к уплате, а потом выявили возможность его не платить, обязательно сдайте уточненную декларацию, отразив в ней этот факт. Иначе налоговики самостоятельно взыщут неуплаченный налог с лицевого или банковского счета.

С 2015 года задолженность учреждений по обязательным платежам в бюджет, не превышающую 5 млн руб., налоговики взыскивают самостоятельно. То есть, взыскивают в бесспорном порядке с лицевых счетов, открытых в ОФК или финоргане субъекта РФ (муниципального образования) (п. 3.1 ст. 46 Налогового кодекса РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль