Закупки у единственного поставщика

3907
При любой возможности заказчики отдают предпочтение закупкам у единственного поставщика. Закон о контрактной системе определяет ограниченную сферу применения данного способа. В этой части приведем классификацию и рассмотрим, при каких условиях проводят закупку у отдельной группы поставщиков.

Привлекательность закупок из единственного источника легко объяснить. Их совершают неконкурентным способом, при котором заказчик имеет право самостоятельно, за некоторыми исключениями, выбрать поставщика без проведения длительного отбора участников, что значительно упрощает всю процедуру закупки.
В части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) перечислены случаи, когда возможна закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — единственный поставщик).
Список периодически пополняют. Так, в первой редакции Закона № 44-ФЗ было 28 пунктов, а на момент написания статьи — 43 (или 42 случая).
Закон лишь предлагает воспользоваться данной возможностью, оставляя за заказчиком принятие окончательного решения.
Только в некоторых случаях закупку нельзя будет совершить иначе как через единственного поставщика. Причиной является отсутствие рынка на требуемые товары, работы и услуги. Типичный пример — ситуация, при которой ту или иную услугу либо работу может оказать или выполнить государственный орган (в частности, услуги по охране федеральных государственных служащих). Этот случай относится к пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Вместе с этим и среди монополистов иногда возможно провести отбор. Например, услуги местной телефонной связи в Москве оказывают МГТС и «Ростелеком». Несмотря на наличие нескольких претендентов на заключение контракта, заказчик все равно вправе выбрать неконкурентный способ для такой закупки, поскольку имеет все основания для этого (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Объектом закупки в одних случаях являются строго определенные товары, работы и услуги. В других — например, при малых закупках — любая продукция. В последнем случае основное ограничение касается цены контракта — она не должна превышать 100 тыс. или 400 тыс. руб. (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
В подавляющем большинстве случаев от заказчиков не требуют сообщать о закупке контрольному органу или получать у него согласование. Уведомление обязательно в трех ситуациях, а согласование — в двух (если основанием для закупки у единственного поставщика стало признание конкурентной процедуры несостоявшейся, пп. 19, 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Классификация закупок

Закон приводит основания для закупки у единственного поставщика по ФЗ-44 без классификации. Для повышения наглядности дадим общую характеристику каждого из случаев в соответствии со следующим разделением:

  • Закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария.
  • Закупки услуг коммунального хозяйства.
  • Закупки различной продукции у определенного поставщика или ограниченного круга таких поставщиков.

    В отдельных статьях:

  • Закупки товаров (работ, услуг), относящихся к определенной области.
  • Малые закупки.
  • Закупки в сфере недвижимости.
  • Закупки для нужд госаппарата.
  • Закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы.
  • Закупки банковских гарантий.
  • Закупки продукции и услуг, конкурентные процедуры по которым не состоялись.

Закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария

Естественные монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
По данному основанию из единственного источника допускается приобрести только те услуги, которые относятся к сфере деятельности естественных монополий. Закупить иные услуги возможно лишь конкурентными способами. 
Проверить себя можно по списку, приведенному в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Здесь перечислены следующие области деятельности естественных монополий:

  • Транспортировка по трубопроводам нефти и нефтепродуктов (только при условии передачи по магистральным трубопроводам), а также газа.
  • Перевозки по железным дорогам. Включают обширный перечень услуг, в частности, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов. С тарифами, сборами и платой, установленными государством, можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643.
  • Услуги погрузки, выгрузки и хранения грузов в транспортных терминалах. Разнообразные услуги в речных и морских портах (например, предоставление буксиров). Услуги аэропортов (за исключением продажи билетов). Полный перечень установлен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293. Тарифы на данные виды услуг регулирует государство.
  • Услуги общедоступной электронной и почтовой связи. Правительство РФ разработало постановление от 24 октября 2005 г. № 637, в котором утвердило перечень таких услуг. Среди прочих пунктов сюда входит пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей. Оплату этой услуги почты могут осуществлять посредством покупки почтовых марок (для иных целей их приобретать не допускается).
  • Услуги по передаче тепловой и электрической энергии. В последнем случае комплекс мер, в том числе услуги по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электросетей согласно техническим регламентам в области электроэнергетики, в частности по Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ.
  • Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
  • Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (согласно постановлению Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293).
  • Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. При закупке данных услуг заказчики также вправе использовать основание, приведенное в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
  • Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
  • Захоронение радиоактивных отходов.

Заказчик имеет право выбрать любого исполнителя, который предлагает услуги в соответствии с вышеприведенным перечнем. Тогда это не будет нарушением Закона № 44-ФЗ.
 
Центральный депозитарий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
Второй случай, рассматриваемый в пункте 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, связан с закупкой услуг у центрального депозитария. В соответствии с приказом ФСФР России от 6 ноября 2012 г. № 12-2761/пз-и такими полномочиями наделена Небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий».

Закупки услуг коммунального хозяйства (п. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1. Закупка у единственного поставщика по ФЗ-44 в рамках пункта 8 части 1 статьи 93 возможна, если объектами являются:

  • холодное водоснабжение (водоподготовка, транспортировка, подача воды для питья и технических целей), горячее водоснабжение (приготовление, транспортировка и подача воды), водоотведение согласно статье 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
  • теплоснабжение (подача теплоты) в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ;
  • газоснабжение (обеспечение потребителей газом посредством создания фонда разведанных газовых месторождений, добычи, транспортировки, хранения и поставкам газа) по статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ;
  • услуги по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения (например, присоединение здания к централизованной системе водоснабжения и канализации) в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ.

Цену контракта на вышеприведенные услуги устанавливают тарифным методом.
Пункт также предусматривает такие услуги, как хранение, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ. Данную область регулирует Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.
2. Осуществить закупку у единственного поставщика услуг энергоснабжения или заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком возможно по основанию, приведенному в пункте 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Как правило, заключают один контракт на производство и поставку электроэнергии, поскольку и ту и другую задачу способна решить одна и та же организация.

Закупки у определенного круга поставщиков

К этой группе отнесем закупки, в которых исполнителем контракта могут быть только конкретные организации (в перечисленных случаях товары (работы, услуги) не привязаны к определенной сфере):

  • поставщики, определенные постановлением Правительства РФ или другим актом;
  • исполнители (подрядчики), наделенные исключительными полномочиями для оказания (исполнения) ряда услуг (работ).

 Поставщики, определенные постановлением Правительства РФ или другим актом (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
Закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд осуществляют у определенного поставщика, если такое требование установлено в указе или распоряжении Президента РФ либо в постановлении или распоряжении Правительства РФ. Действие указанных актов распространяется на конкретного заказчика. В качестве примеров реализации указанных положений можно указать:

  • распоряжение Президента РФ от 5 апреля 2013 г. № 129-рп «Об определении ОАО “Казанский вертолетный завод” единственным исполнителем для размещения Управлением делами Президента Российской Федерации в 2013—2015 гг. государственного заказа на создание четырех вертолетов Ми-8МТВ-1»; 
  • распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 190-р «Об определении ЗАО “ВТБ Капитал” единственным исполнителем государственных заказов на организацию и осуществление отчуждения находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных акций ОАО “Ванинский морской торговый порт”».

 Исполнители (подрядчики), наделенные исключительными полномочиями для оказания (исполнения) ряда услуг (работ) (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Отдельные виды работ и услуг, имеющие отношение к различным областям, заказчики обязаны закупать только у органов исполнительной власти федерального или регионального уровня, а также у государственных учреждений и унитарных предприятий, находящихся у таких органов в подчинении. Это могут быть подведомственные организации всех уровней, кроме муниципального.
Оказание услуг и выполнение работ осуществляют в рамках полномочий, установленных распоряжениями, постановлениями и другими нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Например, госэкспертизу проектной документации или результатов инженерных изысканий имеют право провести:

  • орган исполнительной власти федерального и регионального уровней, имеющие соответствующие полномочия;
  • бюджетные или автономные учреждения, подведомственные вышеуказанным органам;
  • организация, в сферу деятельности которой входит государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности в области ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Данное требование содержится в части 4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.
Контрольный орган в сфере закупок должен получить информацию о заключении подобных контрактов не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль