Сроки в закупочном законодательстве

2429
Закупочное законодательство не регулирует порядок исчисления сроков. Соответственно необходимо ориентироваться на привычные положения гражданско-правового законодательства, которое, кстати, распространяется и на процедурные моменты закупочного законодательства. Например, контракт является хотя и особой, но разновидностью гражданско-правового договора и, соответственно, все процедурные моменты регулируются различными отраслями законодательства, а не только закупочным.

Проблема определения даты

Сроки, применяемые, в том числе, и в закупочных процедурах, бывают трех видов:

  • определенная дата в календаре;
  • временной отрезок длиной как в год, так и в час, включая все промежуточные значения;
  • событие с высокой долей неизбежности, чье возникновение вызвано объективными причинами вне зависимости от волеизъявления хозяйствующих субъектов или контролирующих органов. Причем конкретную дату наступления этого события определить зачастую невозможно (например, начало снегопадов, паводков).

Упоминание рабочих дней - редкое явление, поэтому на это всегда есть прямое указание. Примеры использования измерения с применением рабочих дней:

  • загрузка различного рода извещений на сайт единой информационной системы (далее – извещение в  ЕИС);
  • отправка информации для реестра контрактов.

Измерение срока в днях подразумевает, что они календарные, а длительность такого срока короче, чем при использовании рабочих дней.

Пример 1. Отсчет четырех дней, который начался 26 февраля 2015 года, завершился 2 марта 2015 года, однако если рассчитать этот же срок, но уже в рабочих днях, то он истечет уже 4 марта 2015 года.

Временной промежуток

Сроки, установленные закупочным законодательством, как правило, имеют свое начало и конец. Для того чтобы понять принцип подсчета, примененный в примере 1, а также определить, что и как влияет на длительность временного промежутка, необходимо воспользоваться общим правилом для всех отраслей законодательства. Отсчет установленного периода необходимо начинать со второго дня временного промежутка, который определяет длительность этого период. Такой день может быть следующим после даты, определенной в календаре, или дня события, которое было выбрано в качестве точки отсчета.

Пример 2. В понедельник 6 апреля 2015 года контракт был заключен.  Для отправки сведений об этом событии в реестр контрактов заказчик имел три дня: 7, 8 и 9 апреля 2015 года включительно. Таким образом информацию можно было отравить в любой из названных дней.

Период с четкими границами возможен не для всех закупочных процедур. В некоторых случаях приходится исходить только из длительности периода, который составляет срок такой процедуры. Например, 20 дней необходимо отсчитать заранее, до процедурных моментов по заявкам на участие в открытым конкурсе, таких как:

  • вскрытие конвертов;
  • открытие доступа к электронной базе.

При проведении аукционов сроки могут зависеть от денежной суммы, размер которой определен как:

  • начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМКЦ);
  • цена лота.

Пример 3. НМКЦ не превысила три миллиона рублей, поэтому заказчик загрузил извещение о проведении закупки в предельный срок - 7 дней. Если бы сумма превысила пороговое значение, то загрузку пришлось бы делать раньше - не менее, чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок.

Ситуации, аналогичные рассмотренной в примере 3, характеризуются тем, что в предельный срок не входят:

  • первый день срока, например, день загрузки извещения в ЕИС;
  • последний день срока, например, день вскрытия конвертов.

Пример 4. Извещение о проведении закупки размещено 24 марта 2015 года (вторник), поэтому ближайшим возможным днем вскрытия конвертов с заявками стало 14 апреля 2015 года (также вторник).

Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений. При этом сроки отмены регулируются датой окончания срока подачи заявок на участие в:

  • конкурсе (аукционе);
  • запросе котировок.

Ограничительные сроки при этом установлены, соответственно, за пять дней и за два дня до даты окончания указанных событий.

Пример 5. День вскрытия конвертов с заявками был назначен на 17 марта 2015 года. Соответственно, днем последней возможности принять решение об отмене конкурса для заказчика стало 11 марта 2015 года.

Особое внимание на вышеприведенные правила необходимо обращать при проведении электронного аукциона. Самая распространенная ошибка при объявлении указанного аукциона – установка срока окончания  подачи заявок таким образом, чтобы он приходился на 15-й или, соответственно, на 7-й день со дня размещения извещения в ЕИС.

Пример 6. Извещение о проведении электронного аукциона с НМКЦ менее трех миллионов рублей размещено в ЕИС 16 марта 2015 года. Было объявлено, что последний день приема заявок -  23 марта 2015 года, а время -  до 18 часов. При этом заказчик не учел, что заявки в рассматриваемом случае должны приниматься в промежутке с 17 по 22 марта включительно. Таким образом, срок приема заявок составил шесть дней, а не регламентированные семь. Вероятно, ошибка произошла из-за того, что не был учтен один из моментов определения минимального срока, в который не включаются дни:

  • размещения извещения (16 марта 2015 года);
  • окончания подачи заявок (23 марта 2015 года).

При этом извещение должно быть размещено не позднее, чем за 7 дней до момента окончания срока  подачи заявок. Таким образом окончание срока приема заявок должно было быть назначено не ранее, чем на 24 марта 2015 года.

В случае, рассмотренном в примере 6, заказчик сократил срок подачи заявок на 1 день. При наличии жалоб участников контролирующий орган проведет внеплановую проверку и привлечет заказчика к ответственности за административное правонарушение.

Последний день заканчивается не в полночь

В связи с развитием способа электронной подачи документов считается, что отправку документов можно совершать до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако заказчики зачастую устанавливают более ранние сроки. Так, в примере 6 окончание срока установлено как 18:00 последнего дня. В отличие от неправильно установленного дня, сами часы - 18:00, а не 24:00, не выглядят как нарушение.

Для процедурных моментов, которые должны быть завершены непосредственно  заказчиком, срок истекает в тот час, когда в этом учреждении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

В отличие от правила полуночи, которое вполне прижилось при сдаче налоговых отчетов, но не действует в закупочном законодательстве, другое известное правило  о переносе сроков действует во всех отраслях законодательства.

Согласно правилу переноса, если последний день срока приходится на нерабочий день, то окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Пример 7. В четверг, 19 февраля 2015 года, заказчик получил запрос на разъяснение положений документации о закупке. Срок ответа составляет два дня. Однако второй день, то есть последний, приходится на субботу. При этом понедельник, 23 февраля, также оказался нерабочим праздничным днем. Соответственно, ближайшим рабочим днем, следующим за субботой,  стал вторник, 24 февраля 2015 года. Таким образом, размещение разъяснений в ЕИС фактически на пятый день не будет считаться нарушением.

Прием заявок оператором ведется круглосуточно и без выходных, поэтому заказчики не всегда заглядывают в календарь для проверки дат. Не редкость, когда днем окончания подачи заявок объявляется выходной.

Однако в субботу или воскресенье участник закупки может не иметь самой возможности подать заявку. Например, выяснится факт отсутствия средств на электронной площадке при том, что денежный перевод, например, в воскресенье осуществить невозможно.

По мнению контролирующих органов оператор электронной площадки, обнаружив окончание срока подачи заявок в нерабочий день, обязан перенести его на ближайший рабочий день. Для того, чтобы не усложнять и без того непростые процедуры, заказчикам необходимо просчитывать окончания сроков так, чтобы они выпадали только на рабочие дни.

Пример 8. Предположим, что заказчик разместил протокол рассмотрения и оценки заявок 11 марта 2015 года (среда). Минимальный срок подписания контракта, установленный закупочным законодательством, истекает 21 марта (суббота). Заказчик подписал контракт в понедельник, 23 марта. При этом заказчик нарушил порядок подписания контракта, заключив его ранее, чем истечет минимальный срок.  В данной ситуации последний день минимального срока  - 21 марта. Он выпал на субботу и должен был быть перенесен на ближайший рабочий день – 23 марта (понедельник). Однако подписать контракт заказчик может не ранее истечения минимального срока, то есть не ранее вторника, 24 марта 2015 года.

Подпись на государственном (муниципальном) контракте (далее - контракт) должна быть проставлена не ранее минимальной и не позднее максимальной даты. Нарушение этого правила карается штрафом в 50 тыс. руб. Причем указанная сумма налагается непосредственно на руководителя учреждения.

Ошибочная трактовка событий

Заказчики имеют право самостоятельно устанавливать сроки процедур, связанных, например, с исполнением контракта.

Однако при этом зачастую допускаются различные нарушения действующего законодательства. Самые распространенные ошибки заказчиков связаны с неправильным пониманием признаков события, наступление которого можно установить в качестве срока исполнения обязательств.

Событие может стать основой для исчисления такого срока, однако главное условие при этом - неизбежность указанного события. К таким событиям не относятся те, которые зависят от действий сторон контракта. В этом случае события привязаны не к объективным причинам, а к волеизъявлению сторон, которые могут как совершить определенные условиями контракта действия, так и не совершить.

Пример 9. В контракте на проектные работы установлено, что оплата будет произведена в течение 10 дней со дня получения заказчиком полного комплекта документации с положительным заключением государственной экспертизы. При этом передача проектной документации экспертам отнесена к компетенции заказчика. Таким образом, он может как передать документацию в экспертную организацию, так и задержать такую передачу по каким-либо причинам.  Поэтому получение заказчиком комплекта документации с положительным заключением государственной экспертизы не может быть отнесено к событиям с высокой вероятностью неизбежности наступления. Соответственно, допустив подобные формулировки, заказчик нарушил закон.

Еще один пример неправильного использования привязки к событию для определения срока исполнения обязательств - корректировка длительности оплаты. Из-за секвестирования бюджета, вызванного экономическими санкциями и другими неблагоприятными событиями, многие заказчики прописывают в тексте контракта, что оплата производится по мере поступлений денежных средств из соответствующих источников финансирования. Исходя из разъяснений контролирующих органов, а также судебной практики, такое указание не может считаться надлежащим исполнением обязанности. Заказчик не вправе привязывать исполнение своих обязательств по оплате контракта к исполнению бюджетных обязательств третьим лицом, которое, к тому же, не является субъектом спорных гражданско-правовых отношений. Таким образом, условие договора о зависимости платежей от бюджетного финансирования не отвечает признакам события, неизбежность наступления которого определена объективными факторами.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль