Требования к качеству, приемлемости и безопасности продукции

1811
Зачастую заказчикам в описании объекта закупки важно задать качественные характеристики продукции. Установление таких требований и документальное подтверждение качества, приемлемости и безопасности продукции и услуг должны гарантировать, что результат поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ будет соответствовать ожиданиям заказчика.

Требования к качеству рекомендуется устанавливать практически для любого объекта закупки. Например, питьевая вода, предназначенная для использования в питании детей, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям не ниже указанных в следующих документах:

  • СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 23 июля 2008 г. № 45);
  • СанПиН 2.4.2.2842–11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 марта 2011 г. № 22);
  • СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного врача от 15 мая 2013 г. № 26).

Юридически вода будет считаться качественной, только если отвечает правилам и нормам по всем показателям и остается такой на протяжении всего срока годности.

Согласно части 2 статьи 469 Гражданского кодекса РФ организация будет обязана поставить воду, пригодную для вышеуказанных целей, даже если требования к качеству не будут установлены документально. Причем заказчик может не приводить в договоре (контракте) конкретных целей, в этом случае вода должна будет соответствовать целям, для которых она обычно используется. Исполнителю контракта в обязательном порядке придется учитывать установленные законом требования к качеству воды (ч. 4 ст. 469 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на это, полная уверенность, что питьевая вода действительно отвечает заявленным параметрам качества и ожиданиям заказчика, появится только в том случае, если составлена подробная документация о закупке, в которой урегулирован вопрос подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям качества и безопасности. Документация должна давать полное и ясное представление о требованиях к качеству. Многие заказчики пренебрегают этим правилом. Из-за этого возникают проблемы выявления соответствия требований на этапах рассмотрения заявок и при приемке товаров (работ, услуг).

Установление параметров качества

Обеспечить полноту и ясность требований к качеству можно различными способами. В частности, в документации о закупке:

  • описать качественные характеристики товара (работы, услуги);
  • привести ссылки на нормативные документы (постановления, распоряжения, ГОСТы и т. д.);
  • сделать изображения (эскизы, рисунки, чертежи, фотографии, образцы) объекта закупки;
  • указать цель закупки.

Напомним, что вышеуказанные требования необходимо перенести также и в контракт.

Подготовка заявки участником закупки

Участники закупок при формировании предложения руководствуются обязательным разделом документации, который посвящен подготовке заявок.

В этой части заказчик может потребовать от претендентов предоставить всю информацию о товаре (работе, услуге) в установленной им форме. Так, форму декларации, которую необходимо заполнить организации для участия в торгах, утверждает именно заказчик.

Следует учитывать, что запросить некоторые из документов возможно только в определенных случаях. Так, нельзя требовать от участника запроса котировок предоставить кроме документов, перечисленных в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, иные сведения (например, обязательную сертификацию как подтверждение соответствия продукции требованиям в области пожарной безопасности). При запросе предложений такие документы могут быть предоставлены участником закупки в составе заявки, если условиями не оговорена их передача при поставке товаров.

Рассмотрение заявок на участие в закупке

На стадии рассмотрения заявок участников закупки комиссия должна определить, соответствуют ли предложения участников требованиям технического задания и нормам законов.

Как было отмечено выше, у заказчиков отсутствует возможность требовать от участников закупки предоставления любого документального подтверждения качества продукции, например сведений об используемом оборудовании, квалификации участника закупки, копий документов сертификации, если их передают вместе с товаром, и т. д. (ч. 2, 3, 5 ст. 51, ч. 3, 5, 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик может усугубить ситуацию, если не предусмотрит в инструкции для участников закупки рассмотренных выше требований или нечетко пропишет в ней правила составления заявок.

В этих случаях комиссия по осуществлению закупок может столкнуться с рядом трудностей, поскольку у нее, кроме представленных документов, нет никакой другой информации для определения соответствия требованиям. Кроме того, при проведении электронных аукционов на закупку работ или услуг комиссия может вынести решение относительно каждого участника и вовсе на основании согласия участника закупки соответствовать установленным в документации требованиям (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если заявки успешно пройдут рассмотрение, это не будет означать, что к закупке будут допущены участники, способные предоставить товары, работы или услуги действительно надлежащего качества.

Установление качества продукции заказчиком

Окончательное подтверждение качества товаров, работ, услуг заказчиком происходит на этапе приемки. Соответствие запланированной и приобретенной по факту продукции устанавливают по техническому заданию, являющемуся составной частью контракта. В документации о закупке (или в проекте контракта) могут быть определены методы испытаний, по которым следует проверить результат поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Перед непосредственной проверкой смотрят на наличие сопроводительных документов, служащих для подтверждения соответствия качества продукции, в том числе документов сертификации, передаваемых при поставке.

Осуществлять процедуру заказчик может самостоятельно, а также привлекая к частичной или полной проверке экспертную организацию. Соответствующий пункт должен содержаться в заключенном контракте. Как правило, в нем указывают, что, если продукция имеет недостатки, все расходы по проведению экспертизы ложатся на поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик должен предусмотреть в условиях контракта порядок приемки товара (работы, услуги), по результатам которой будет составлен комиссионный акт. Заказчик может пригласить в приемную комиссию представителя поставщика, экспертной и других организаций. В том числе в состав комиссии может быть включен представитель участника закупки, участвовавшего в этих торгах. Например, организация, занявшая второе место.

В ряде случаев оценку качества проводят по образцам продукции и предоставляемым вместе с ними документам. В контракте в этом случае устанавливают проведение «нулевого» цикла, который длится не более 10 дней с даты заключения контракта. В течение этого времени поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется выполнить эти условия, иначе должен будет выплатить предусмотренную контрактом неустойку.

Ответственность за нарушение требований качества продукции

В соответствии с Законом № 44-ФЗ контракт с участником закупки может быть расторгнут в одностороннем порядке при предоставлении о себе недостоверной информации. Если же заявка на участие включает не соответствующие действительности сведения о предмете контракта, то такого права у заказчика нет. Право заказчика на такой отказ ограничено условиями контракта и случаями, предусмотренными частью 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ:

  • выявление несоответствия поставщика установленным в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок) требованиям к участникам закупки;
  • предоставление недостоверной информации о соответствии указанным требованиям.

Если говорить о заявке, то у заказчика есть возможность отклонить ее за указание недостоверных сведений. Причем даже если это касается не самого участника, а предмета закупки. Например, если участник продекларировал, что материалы, предлагаемые к поставке, соответствуют требованиям ГОСТа, но приведенные им конкретные характеристики этих материалов противоречат указанным нормативным требованиям. Тогда участнику аукциона могут отказать на основании части 4 статьи 67 и части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, а участнику конкурса — в соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

В отношении правонарушений, которые могут быть обнаружены на этапе приемки товаров (работ, услуг), применяют положения статей 474—477, 721—724 Гражданского кодекса РФ.

В дополнение к этому по Закону № 44-ФЗ заказчик имеет право внести нарушителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков или исполнителей, а в некоторых случаях расторгнуть контракт (ст. 95, 104 Закона № 44-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль