Разграничение полномочий по приемке жалоб

1719
Нарушенные права можно обжаловать как в судебном порядке, так и в контрольных органах. Общественная организация также примет жалобу вне зависимости от того, куда она уже подана. Причем ограничения касаются только контрольных органов. Так, жалобы нужно разделять по адресности, а также по кругу обжалуемых вопросов, к которым относятся претензии в отношении заказчиков, операторов электронных площадок и некоторых иных субъектов.

Критерии выбора адресата

Выбор контролирующего органа, который рассмотрит жалобу, касающуюся процедур закупок, зависит от того, что обжалуется: действие или бездействие должностных лиц. Также на выбор влияют:

  • вид закупочных процедур;
  • предмет закупок;
  • местонахождение заказчика;
  • размер начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК);
  • особенности государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ);
  • особенности работы с информацией, содержащей сведения о государственной тайне.

Наибольшее количество жалоб поступает в федеральные органы исполнительной власти (далее ОИВ):

  • Федеральную антимонопольную службу России (далее - ФАС);
  • Территориальные управления ФАС (далее - УФАС).

Также органы, уполномоченные рассматривать жалобы участников закупок, могут быть созданы при таких органах как:

  • ОИВ субъекта РФ;
  • органы местного самоуправления (далее - ОМСУ).

Нередко высшие ОИВ субъектов РФ (ОМСУ) заключают соглашения о передаче полномочий на осуществление контрольных функций и, соответственно, приемку жалоб федеральному ОИВ. Кроме того, действует правило подачи жалобы только в один контролирующий орган. В частности, введены специальные нормы, согласно которым жалоба не будет рассматриваться, если:

  • ОИВ субъекта РФ или ОМСУ стало известно, что аналогичная ситуация обжалована и в федеральный ОИВ;
  • ОМСУ стало известно об аналогичной жалобе в ОИВ субъекта РФ.

В указанных случаях рассмотрение жалобы продолжают, соответственно, федеральный ОИВ и ОИВ субъекта РФ.

Ещё одну группу контролирующих органов до декабря 2014 года составлял Рособоронзаказ и Гособоронзаказ. Однако в связи с расформированием Рособоронзаказа с 1 января 2015 года, его полномочия перешли ФАС.

Все контрольные органы рассматривают жалобы в отношении четко очерченного круга субъектов, к которым отнесены:

  • заказчик и его контрактные службы,
  • контрактные управляющие,
  • комиссии по осуществлению закупок и их члены,
  • уполномоченные органы (учреждения),
  • специализированные организации и операторы электронной площадки.

При этом, например, на этапе размещения извещения о проведении аукциона жалобу на действие (бездействие) могут подать все заинтересованные лица. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. При этом  подать жалобу, например,  на проведение аукциона могут только его участники.

Направить жалобу на действие (бездействие) можно и в общественные организации. Например, активно работает в этом направлении Общероссийский народный фронт. Более того, некоторые общественные организации размещают в открытом доступе различные обращения о направлении жалоб на действие (бездействие) именно к ним. Например, Форуму контрактных отношений (далее - ФКО) Минэкономразвития России поручило сбор информации о проблемах ОЭТП. Причем ФКО принимает жалобы не только об ошибках в действиях ОЭТП, но и о всевозможных недочетах. При этом ФКО работает только с текстами жалоб на действие (бездействие), сформированными и оформленными в общем порядке:

  • на фирменном бланке;
  • с реквизитами и контактной информацией как самого заявителя, так и субъекта, в отношении которого запущена процедура обжалования;
  • описание закупки должно быть не менее подробным, чем информация о нарушенных правах или недочетах, затрудняющих работу с ОЭТП;
  • доводы должны быть не только обоснованы, но и подтверждены документально;
  • все документы-основания должны быть представлены в виде сканов и указаны в перечне, приложенном к жалобе.

Конечно, обжалование в общественные организации вряд ли принесет заявителю сиюминутную пользу, если только такая организация не воспользуется правом защитить интересы конкретного заявителя в контрольных органах. Так, например, ФКО передает информацию в Правительство РФ для того, чтобы были приняты решения по усовершенствованию работы ОЭТП.

Если заявителю нужен неоспоримый результат, то параллельно с подачей жалобы в контролирующие органы, он может начать процедуру судебного обжалования.

Проблемы переходного периода

Переход полномочий Рособоронзаказа к ФАС с 1 января 2015 года нельзя назвать совершенно безболезненным. Помимо увеличения нагрузки на и без того работающий на пределе возможностей ФАС, контролирующему органу достался и груз судебных разбирательств. Возможно по этой причине уже в текущем, 2015 году, было разработано и утверждено положение о Юридическом управлении ФАС.

В полномочия указанного управления будет входить, в частности, рассмотрение жалоб в отношении ГОЗ и  закупок, которые не относятся к ГОЗ, но связаны с использованием сведений, содержащих государственную тайну.

Дело в том, что суды, рассматривая в 2015 году иски, связанные с обжалованием решений, принятых Рособоронзаказом, прежде всего решают вопрос о процессуальном правопреемстве. Нередко результатом судебных разбирательств становится передача дела по подсудности на рассмотрение в другой арбитражный суд.

Прежде всего при рассмотрении дел, ответчиком в которых признан Рособоронзаказ, судьи выносят определения о привлечении ФАС к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Основой определения нередко становится наличие ходатайств от:

  • заявителя (о передаче дела по подсудности по месту нахождения УФАС - правопреемника структурного подразделения Рособоронзаказа);
  • ФАС (о процессуальном правопреемстве от Рособоронзаказа).

Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Обязательное условие при этом - замена стороны в материальном правоотношении в случае передачи полномочий от Рособоронзаказа к ФАС - полностью соблюдено.

Общим критерием определения подсудности арбитражного спора является место нахождения ответчика. Таким образом, арбитражные суды нередко передают дела на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня.

Федеральный уровень

ФАС рассмотрит жалобу, связанную с обеспечением федеральных нужд, если закупки осуществляют:

  • государственные органы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами.

Если заказчики - территориальные подразделения указанных органов, то адресатом жалоб станут:

  • УФАС по месту нахождения указанных подразделений;
  • УФАС, которые находятся в центрах соответствующих федеральных округов (далее - ФО), если обжалование связано с действиями (бездействиями) таких заказчиков, как судов (арбитражных судов), а также органов (учреждений) Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее - ВС РФ).

Например, жалобу на действия Арбитражного суда Республики Карелия будет рассматривать Санкт-Петербургское УФAC России, поскольку г. Санкт-Петербург является центром Северо-Западного ФО, а Республика Карелия входит в его состав. Исключение составляют суды и органы (учреждения) Судебного департамента при ВС РФ, которые расположены в центрах ФО. В этом случае жалобы в общем порядке рассматривает непосредственно ФАС. Порядок действия судебных органов в отношении закупок  установлен приказами ФАС. При этом они не прошли регистрацию в Минюсте России и не были опубликованы в установленном порядке. Это обстоятельство позволяет судам протестовать против своего особого положения. В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой ссылки УФАС на приказы ФАС, не прошедшие необходимые процедуры регистрации и публикации, не относятся к нормативным правовым актам. Соответственно такие приказы не могут регулировать вопросы подведомственности рассмотрения жалоб УФАС.

Легитимность рассмотрения УФАС жалоб в отношении казенных и бюджетных учреждений сомнений не вызывает.

Региональный уровень

Адресатом жалобы по закупке, связанной с обеспечение нужд субъекта федерации, становится УФАС по месту нахождения заказчика. В случае совместных торгов заказчики нередко находятся в разных субъектах РФ. Чаще всего жалобу рассматривает то УФАС, на территории которого была произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах. В случае проведения открытого аукциона в электронной форме, выбор падает на УФАС по месту нахождения организатора торгов.

При этом УФАС, рассматривающий жалобы по совместным торгам, должен в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы отправить информацию о принятии жалобы к рассмотрению тем УФАС, на территории которых находятся заказчики таких тор­гов.

Если подведомственность совместных торгов относится к ФАС и УФАС, то жалобу рассматривает ФАС.

Для ФАС также отводится два дня на то, чтобы проинформировать УФАС о том, что жалоба принята к рассмотрению.

При этом исключительно ФАС рассматривает жалобы, даже если они поступили в УФАС, в случаях достижения НМЦК:

  • 100 млн рублей и более в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования;
  • одного млрд рублей и более по остальным закупкам.

Также ФАС рассматривает все претензии, связанные с закрытыми торгами на региональном уровне.

Местный уровень

Закупки, связанные с обеспечением муниципальных нужд, рассматривает УФАС по месту нахождения заказчика. По закрытым торгам жалобы необходимо подать непосредственно в ФАС или контрольные органы субъекта РФ (муниципального района, городского округа).

Оператор электронной площадки

Жалобы на оператора электронной площадки чаще рассматривает центральный аппарат ФАС. Однако если проблема связана с закупками для обеспечения федеральных нужд в рамках ГОЗ, то порядок меняется. В этом случае адресат для подачи жалобы на оператора электронной площадки зависит от местонахождения заказчика:

  • в Центральном федеральном округе жалобу рассматривает Гособоронзаказ;
  • в иных федеральных округах - ФАС.

Если в жалобе на оператора электронной площадки упоминаются сведения, содержащие государственную тайну, то жалобу необходимо подать в ФАС, даже если закупка произведена за рамками ГОЗ.

Разобраться с полномочиями поможет реестр

Реестр жалоб стал нововведением в контрактной системе в 2015 году. Реестр будет содержать, в частности, информацию о поданных жалобах в разрезе контрольных органов и все этапы продвижения жалоб. Указанный реестр будет размещен в ЕИС при ее окончательном запуске. Порядок и сроки пополнения реестра информацией и документами будет утвержден на правительственном уровне.

Из уже имеющегося проекта правительственного постановления следует, что размещение информации о жалобе будет происходить в течение двух рабочих дней с даты ее поступления. Кроме того, всем заинтересованным лицам будут направляться уведомления о:

  • поступлении жалобы и ее содержании;
  • месте и времени рассмотрения жалобы.

Планируется, что информация о вынесенном в отношении жалобы решении будет направлена  заинтересованным лицам в течение трех дней. Такая информация также будет размещаться в реестре жалоб на ЕИС.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль