Какими контрольными полномочиями наделен учредитель?

1841
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Современная система государственного (муниципального) финансового контроля еще только начинает формироваться. При этом полномочия органов власти, исполняющих функции учредителей, по проверке подведомственных учреждений в законодательстве четко не обозначены. Некоторые пытаются по старинке контролировать абсолютно все. Выясним, что же на самом деле вправе проверять учредитель.

Буква закона

В июле 2013 г. в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, заложившие фундамент системы государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно ст. 266.1 БК РФ бюджетные и автономные учреждения являются одним из объектов финконтроля.

В то же время по большей части положения БК РФ распространяются на участников бюджетного процесса, к которым бюджетные и автономные учреждения не относятся. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок финансового контроля их деятельности, только предстоит разработать.

В настоящее время акцент делается не на контроль целевого использования средств, а на контроль эффективности их расходования. Важная роль в этом процессе отводится учредителю.

Общие положения о контроле за деятельностью некоммерческой организации содержатся в ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ). Согласно п. 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется:

  • федеральными государственными органами, выполняющими функции учредителя (далее – учредители), – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Аналогичные нормы для автономных учреждений установлены ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (далее – Закон № 174-ФЗ).

Полномочия учредителя по проведению мероприятий финансового контроля деятельности подведомственных учреждений определяются теми функциями и правами, которые закреплены за ним законодательством: БК РФ, ГК РФ, Законами № 7-ФЗ, 174-ФЗ, 83-ФЗ и др. Например, положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных и автономных учреждений утверждены постановлениями Правительства РФ от 26.07.2010 № 537, от 10.10.2007 № 662.

Проанализировав все перечисленные нормативные акты, можно очертить спектр тех вопросов деятельности учреждений, которые находятся под контролем учредителя.

Сфера интересов

Управление. Прежде всего учредитель утверждает устав учреждения. Также он обладает правом назначать руководителя учреждения, заключать и расторгать с ним трудовой договор, определять показатели эффективности и результативности его деятельности.

В автономных учреждениях представители учредителя включаются в состав наблюдательного совета (ч. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ), что обеспечивает дополнительные возможности контроля.

Таким образом, учредитель вправе контролировать соответствие осуществляемых учреждением видов деятельности предусмотренным в уставе, оценивать эффективность и результативность работы руководителя учреждения.

Выполнение задания. Учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, проводит мониторинг его выполнения. Финансовое обеспечение деятельности учреждений зависит от объема государственных (муниципальных) услуг. Поэтому учредитель контролирует состав, объем, качество оказываемых услуг (выполняемых работ), определенных в задании, устанавливает периодичность и содержание отчетов о выполнении задания, в т. ч. раскрываемые показатели. Такие требования включаются в условия и порядок формирования задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ).

Выполнение плана ФХД. Учредители бюджетных и автономных учреждений определяют порядок утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) для этих учреждений в соответствии с общими правилами, установленными Минфином России (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Общие требования к плану ФХД изложены Минфином России в приказе от 28.07.2010 № 81н.

Следовательно, в компетенции учредителя находятся рассмотрение и утверждение плана ФХД и контроль за его выполнением, в т. ч. за соблюдением условий выделения субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций, наличием остатков по ним.

Состояние имущества. Учреждения в своей деятельности используют имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и закрепленное за ними на праве оперативного управления (п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

При проведении контрольных мероприятий учредителем устанавливаются фактическое наличие и целевое использование имущества учреждений. Если будет выявлено используемое не по назначению имущество, учредитель, наделенный полномочиями собственника, может его изъять на основании ст. 296 ГК РФ.

Кроме того, учредителем (наблюдательным советом автономного учреждения) осуществляется согласование следующих сделок:

  • крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Закона № 7-ФЗ; ст. 15, 16 Закона № 174-ФЗ);
  • сделок с недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением либо приобретенным за счет средств, выделенных на эти цели (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Кредиторская задолженность. Учредитель устанавливает правила расчета предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, включая сроки представления данных. В соответствии с п. 5 ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности может быть основанием для расторжения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения.

Предметом контроля в данном случае является наличие просроченной кредиторской задолженности и соответствие ее размера установленному предельному значению.

Платные услуги. Учредитель устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания.

Данное требование содержится в п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Соответственно учредитель вправе проконтролировать, как утвержденный им порядок реализуется на практике.

Формы контроля

Формы, методы и периодичность контроля за деятельностью учреждений устанавливаются учредителями.

Формирование и утверждение заданий, рассмотрение и утверждение планов ФХД, по сути, являются процедурами предварительного контроля учредителя. При текущем контроле анализируются получаемые оперативные данные о деятельности подведомственного учреждения, выполнении задания, использовании выделенных из бюджета средств, согласовании и одобрении сделок.

Последующий контроль учредителя может осуществляться в форме камеральной проверки проектов планов, отчетов о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, отчетности о выполнении задания, иных запрашиваемых отчетов и данных. Эта форма контроля может включать оценку результативности и эффективности деятельности учреждения.

Следует учесть!

Базовым документом, устанавливающим общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, в соответствии с которым учредители разрабатывают и утверждают свои положения для подведомственных учреждений, является приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н.
В соответствии с требованиями учредителя данные могут представляться с детализацией по видам деятельности или услуг. В этом случае учреждению необходимо организовать учет соответствующим образом.

Возможен также последующий контроль в форме выездных проверок по месту нахождения учреждений согласно утвержденному плану. В рамках контрольных мероприятий учредитель проверяет:

  • соотношение плановых и фактических показателей плана ФХД;
  • наличие неиспользованных остатков субсидий из бюджета;
  • соотношение нормативных и фактических затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • оказание платных услуг, не предусмотренных учредительными документами либо заданием;
  • невыполнение или некачественное выполнение задания, наличие обоснованных жалоб потребителей.

Не каждое отклонение является нарушением законодательства.

Например, нормативные и фактические затраты на оказание услуг могут и не совпадать. Однако анализ полученных результатов позволит учредителю скорректировать показатели в будущем.

Выводы

Как видим, сфера контроля учредителем деятельности подведомственных учреждений достаточно широка.

В ходе контрольных мероприятий учредитель определяет соответствие фактических показателей установленным плановым параметрам для принятия дальнейших управленческих решений.

По результатам контроля решается вопрос о сохранении либо изменении условий государственного (муниципального) задания и объемов финансового обеспечения из бюджета, перепрофилировании деятельности учреждения или его реорганизации, изменении типа, ликвидации, изъятии имущества или необходимости принятия мер по его сохранности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль