Все, что нужно бухгалтеру - вооружиться логикой

981
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
Бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений давно привыкли к традиции ежегодной «перекройки» бюджетной классификации. Несмотря на то, что постоянные корректировки порядка применения кодов КОСГУ и видов расходов вносят сумятицу в процесс бюджетного учёта и отчётности. Начиная с 2013 г. Минфин России, похоже, решил положить этому конец. Новые Указания о порядке применения бюджетной классификации не ограничены временными сроками, а значит, будут действовать и в последующих годах.

За прошедший 2013 г. было утверждено немало концептуальных нормативных правовых актов, в числе которых – закон о программном бюджете2. Каким образом принятие этого закона отразилось на бюджетной классификации?

С вступлением в силу Закона № 104-ФЗ мы, наконец, смогли перейти на принципиально новый уровень планирования расходов бюджетных средств.

Данный документ в числе прочих содержит норму о том, что Указания о применении бюджетной классификации РФ должны быть утверждены до начала финансового года и формирования законов о бюджетах. То есть действующие коды бюджетной классификации должны соответствовать запланированным статьям расходов. Прошедший год ознаменовался тем, что Указания № 65н вышли в свет задолго до верстки бюджетов – в июле 2013 г., а не как обычно в декабре – январе. И действовать они будут без ограничения временных сроков. То есть не будет, как раньше, каждый год издаваться новый приказ Минфина.

…новые Указания будут действовать без ограничения временных сроков…

Нам удалось «очистить» главу 4 Бюджетного кодекса РФ от ряда норм. Таких, например, как детализация доходов по подгруппам. Теперь в Кодексе утверждаются лишь группы доходов (при этом коды классификации доходов остались едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ).

Согласно Закону № 104-ФЗ федеральный бюджет на 2014–2016 гг. сверстан в программном формате. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право выбора – действовать по аналогии с участниками бюджетного процесса федерального уровня или составлять бюджеты по старой форме (эта норма установлена Бюджетным кодексом РФ). При переходе на программный бюджет необходимо разработать региональные государственные или муниципальные программы, на основе которых будут формироваться целевые статьи расходов.

Глобальная новация бюджетной классификации, связанная с Законом № 104-ФЗ, – это введение новых целевых статей расходов. Разработаны они в соответствии с государственными программами РФ. Распоряжением № 1950-р1 утвержден перечень из 42 государственных программ Российской Федерации (в настоящее время утверждены 40). Каждая из них имеет до 22 подпрограмм. При этом в Бюджетном кодексе сохранена норма о том, какие расходы должны быть обособлены на уровне целевых статей.

Это так называемые непрограммные направления расходов (их 12): публичные нормативные выплаты, бюджетные инвестиции, обособленные функции органов государственной власти (например, финансирование управления делами президента РФ и т. п.).

Структура целевой статьи изменилась кардинально. В её коде теперь «зашиты» не только цифры, но и буквы. Необходимость в этом возникла потому, что цифровой код уже не вмещает всю информацию по детализации статей.

Из целевых статей нового формата полностью убраны позиции, разделяющие федеральные государственные учреж дения по их типам (больницы, санатории, детские сады и т. п.). Все учреждения теперь объединяет одно направление расходов – 0059 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений».

Что касается утверждения бюджетных ассигнований в разрезе видов расходов, то федеральный программный бюджет теперь формируется до уровня группы.

Дальнейшая детализация до уровня подгрупп и элементов будет осуществляться соответственно без корректировки положений закона о бюджете.

У субъектов РФ и муниципальных образований есть выбор, как утверждать закон о бюджете – на уровне групп или подгрупп.

Что ещё изменилось в применении классификации видов расходов?

Главная инновация состоит в том, что федеральные виды расходов, которые мы применяем второй год, с 1 января 2014 г. становятся едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно правила применения видов расходов (групп, подгрупп и их элементов) определяет Минфин России.

В связи с этим были изменены некоторые наименования видов расходов (в частности, добавлена отсылка на публично-правовую принадлежность – «муниципальные служащие», «работники муниципальных учреждений», «закупка товаров для муниципальных нужд» и т. п.).

Кроме того, мы учли ряд давно существующих проблем с отражением определённого вида расходов. К примеру, касающихся оплаты командировок участников соревнований, работы присяжных заседателей, свидетелей по вызову, гражданам, вызванным на военные сборы, депутатов региональных и муниципальных Законодательных собраний, членов Общественных палат и др.

Для отражения этих затрат группа 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казёнными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» дополнена двумя видами расходов: 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казённых учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» и 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий».

…федеральные виды расходов с 1 января 2014 г. становятся едиными для всех бюджетов…

Кстати, свою лепту в бюджетную классификацию внес и Закон о федеральной контрактной системе1. Следует помнить, что все текущие закупки, осуществляемые в рамках этого закона, отражаются по видам расходов группы 200, а капитальные вложения в объекты недвижимого имущества – по группе 400.

Отмечу, что группа 400 в Указаниях № 65н полностью переработана. В ней, в частности, отдельно выделены бюджетные инвестиции в государственную (муниципальную) собственность и субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества бюджетными и автономными учреждениями. Для бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные капиталы (предусмотрены новой редакцией Бюджетного кодекса РФ) предусмотрен вид расходов 450 с детализацией на элементы 451 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства» и 452 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства» (т. е. на иные цели).

Как вы уже отметили, помимо новаций существуют и старые проблемы по применению классификации видов расходов. Расскажите о некоторых из них.

К примеру, многие бухгалтеры путаются с применением видов расходов по оплате труда работников государственных или муниципальных органов. Связано это с тем, что в штате могут состоять разные категории сотрудников. Так, например, в Минфине России трудятся госслужащие и не являющиеся ими работники, прикомандированные военнослужащие. При этом в Указаниях о применении бюджетной классификации есть норма, согласно которой неважно, к какой категории относится сотрудник. Если он состоит в штате федерального государственного органа, вся его заработная плата отражается по группе видов расходов 100 (коды 121 и 122).

Важный момент связан с кодом 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога». Согласно Налоговому кодексу РФ плательщиком данных налогов является только собственник или балансодержатель имущества. Поскольку учреждения не являются собственниками недвижимого имущества, платить налог они не имеют право.

Это будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств. Данные расходы следует осуществлять по виду расходов 244 (код 290 КОСГУ).

Если в рамках бюджетных инвестиций учреждение осуществляет строительство объекта недвижимости, в смету которого включены работы по прокладке локальной вычислительной сети, то оплата полностью производится по виду расходов группы 400 без выделения затрат на создание указанной сети на вид 242.

Следует обратить внимание на особенности применения вида расходов 242 субъектами РФ и муниципальными образованиями.

…структура целевой статьи изменилась кардинально, а её код содержит не только цифры, но и буквы…

Согласно положениям Указаний № 65н по данному виду расходов отражаются затраты бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

Если учреждение осуществляет капитальный ремонт и данная формулировка содержится в договоре подряда, то работы оплачиваются по виду расходов 243. При этом не важно, что договор будет «разбит» на капремонт отдельно материалов, имущества и т. д.

Каким образом взаимоувязаны классификация видов расходов и КОСГУ?

Чтобы снять проблемы с увязкой кодов КОСГУ и видов расходов, в Указания о порядке применения бюджетной классификации внесено приложение 8.

В нем содержится таблица, где предусмотрены возможные варианты таких взаимоувязок.

Зачастую у бухгалтеров возникают вопросы, каким образом могут быть, к примеру, увязаны виды расходов группы 100 и коды 262 и 290 КОСГУ. Очень просто. Код 262 КОСГУ – это выплата выходных пособий при увольнении, в случае если увольнение не связано с реорганизацией учреждения. А код 290 «Прочие расходы» КОСГУ в данном случае связан с командировками. При командировании работников могут выдаваться денежные средства на представительские цели (в части выплат руководителям федеральных государственных органов в установленных законодательством случаях). Проще говоря, на подарки. А они отражаются по коду 290 КОСГУ.

В Указаниях № 65н в таблице взаимоувязок детализация сделана до уровня элемента вида расходов и включает все статьи (подстатьи) КОСГУ, чтобы исключить любые возможные спорные ситуации.

Какие сложности при применении КОСГУ чаще всего встречаются в учреждениях?

Много вопросов связано с приобретением права пользования программным продуктом. Если это исключительное право, то используем код 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ, если неисключительное, то – код 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Очень многие пытаются программные продукты модернизировать, внести какие-то дополнения и т. д. Следует помнить, что модернизация возможна только, если актив внесен на баланс учреж дения.

Соответственно модернизироваться могут только программные продукты, которые оплачены по статье 320 КОСГУ, т. е. права на которые зарегистрированы.

Вечная тема – покупка картриджей.

Если они приобретаются для оргтехники, применяется код 340 КОСГУ и вид расходов 242. При заправке картриджей – код 225 КОСГУ. Приобретение бумаги для ксероксов, принтеров, факсов отражается по коду 340 КОСГУ и виду расходов 244.

Также коснусь вопросов изготовления нефинансовых активов из материалов заказчика, подрядчика при разного рода ремонтных работах. Рассмотрим такой пример, как ежегодное сервисное техобслуживание автомобиля. У учреждения существует договор, в котором сказано, что работы проводятся по ремонту автомобиля иждивения подрядчика – это код 225 КОСГУ. Если в договоре отдельно отражена оплата работы подрядчика и покупка запчастей у сторонней организации, то применяются соответственно подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

…в таблице взаимоувязок детализация сделана до уровня элемента вида расходов…

При применении КОСГУ главная рекомендация – внимательно читайте перечень операций, который содержится в описательной части к статьям (подстатьям). И имейте в виду, что в каждом перечне содержится формулировка типа «другие аналогичные расходы».

Эта фраза – спасение для бухгалтера от проверяющих органов, поскольку делает перечень операций открытым. Если учреждение осуществляет расходы, прямо не поименованные в определённой статье (подстатье) КОСГУ, всё что нужно бухгалтеру – вооружиться логикой.

И с точки зрения экономического содержания затрат доказать их принадлежность к коду классификации.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль