Кто в ответе за бесхозное имущество?

1241
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Наряду с другими публично-правовыми образованиями муниципальные районы несут ответственность за благоустройство своей территории. С этой целью, в частности, должны поддерживаться в надлежащем виде различные сооружения. Но как быть, если в процессе принятия решения о ремонте или реконструкции выясняется, что у данных сооружений – другой хозяин?

Права нет – процесс идет

Представим ситуацию, что муниципальный район пересекает несколько автомобильных дорог, являющихся собственностью как Российской Федерации, так и субъекта РФ. На пересечении этих дорог при въезде на территорию района ещё в советские времена были установлены стелы с названием населённого пункта. Со временем они обветшали, и Советом муниципального района было принято решение демонтировать их и установить новые. Для этого местной администрации были выделены соответствующие бюджетные ассигнования.

При подготовке демонтажа выяснилось, что стелы в своё время не были оформлены как объекты недвижимого имущества. Несмотря на это, процесс замены «дорожных указателей» решено было продолжить.

Действие первое: демонтаж

Работы по демонтажу стел были оплачены за счёт подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. С точки зрения бюджетного законодательства это правильно. Однако при контрольно-ревизионной проверке можно ожидать попыток классифицировать данную операцию как нарушение.

На основе практического опыта рассмотрим, в чём могут заключаться претензии ревизоров, а также какие аргументы можно предложить в ответ.

Претензия № 1. Если имущество не стоит на балансе, то муниципальное образование не имело права тратить на него деньги. Это нецелевое использование бюджетных средств.

Ответ. Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств является направление и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете. В рассматриваемом случае в Законе о бюджете муниципального образования были предусмотрены ассигнования на замену стел.

Претензия № 2. Если имущество не стоит на балансе муниципального района, в Законе о бюджете не может быть предусмотрено направление средств на работы с ним. Это нарушение бюджетных полномочий.

Ответ. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях. А в соответствии с п. 19 ст. 14 Закона № 131-ФЗ в полномочия поселения входит в т. ч. организация благоустройства его территории. При этом п. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ под понятием «благоустройство территории поселения» закреплено в т. ч. улучшение её эстетического состояния. Замену стел можно отнести к этой категории расходов. Таким образом, указанные действия укладываются в круг полномочий муниципального района.

Претензия № 3. Сначала надо было поставить имущество на баланс, а потом тратить на него деньги.

Ответ. Как было разъяснено выше, в полномочия муниципального района входят в т. ч. работы по благоустройству на межселенных территориях.

При этом Закон № 131-ФЗ не содержит норм о наличии соответствующих прав муниципального района на объекты недвижимого имущества.

В описываемой ситуации пожелание о постановке стел на баланс перед их демонтажём звучит абсурдно. Особенно если учесть, что такой процесс в силу требований законодательства и общей продолжительности бюрократических процедур занимает 1,5–2 года.

Претензия № 4. Расходы на демонтаж стел следовало относить к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а не к подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Ответ. Согласно Указаниям № 65н к подстатье 225 КОСГУ относятся расходы, связанные с обеспечением эффективной эксплуатации имущества: проверка, поддержание и восстановление его характеристик. Демонтаж применяется к объектам, выведенным из эксплуатации, поэтому в данном случае подстатья 225 неприменима.

Действие второе: строительство

За счёт предусмотренных Законом о бюджете средств администрация муниципального района произвела оплату за строительство новых стел.

Суммы соответствующих расходов были аккумулированы пообъектно на счёте 1 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения». На основании актов о вводе стел в эксплуатацию на баланс администрации приняты к учёту объекты недвижимого имущества на счёт 1 103 11 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения». Здесь допущен целый ряд ошибок.

Прежде всего нельзя было принимать стелы к учёту на основании акта о вводе в эксплуатацию основных средств. Согласно п. 6 Инструкции № 162н для этого используется Акт о приёме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030). Более того, к акту должны быть приложены документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости.

Обязательность госрегистрации подтверждается ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ей госрегистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131 и 164 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Необходимость госрегистрации подтверждает и Инструкция № 157н. Согласно нормам п. 38 на балансовом счёте 101 00 «Основные средства» может быть отражено только имущество, которым учреждение пользуется на праве оперативного управления. А в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ право оперативного управления подлежит государственной регистрации.

Таким образом, до момента государственной регистрации права оперативного управления на стелы администрация муниципального района не имела права отражать их на счёте основных средств.

В свою очередь, право оперативного управления не может быть зарегистрировано до тех пор, пока не зарегистрировано право собственности муниципального района на эти объекты.

Для справки

В соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечёт налож ение административного штрафа на должностных лиц – от 3 до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 40 тыс. руб.

Если эти два вида права будут регистрироваться в разное время, то после регистрации права собственности сооружения должны быть отражены в составе недвижимого имущества казны муниципального района (ст. 215 ГК РФ). Порядок отражения в бюджетном учёте такого имущества устанавливается соответствующим Положением о бюджетном учёте имущества казны публично-правового образования. Обычно такие функции возлагаются на уполномоченный орган по управлению имуществом.

На практике уполномоченный орган по управлению имуществом муниципального района, как правило, является отдельным юридическим лицом.

Но расходы по сооружению стел осуществляла администрация района. Следовательно, по завершении строительства ей необходимо передать сумму затрат на строительство уполномоченному органу по управлению имуществом. При этом в учёте администрации будут отражены записи:Дебет счёта 1 401 20 241 – Кредит счёта 1106 11 410.

А в учёте уполномоченного органа записи будут следующие:Дебет счёта 1 106 11 310 – Кредит счёта 1 401 10 180.

Инструкция № 162н не содержит описания порядка отражения в учёте поступления имущества казны путём строительства своими силами. Очевидно, что такая операция может быть отражена по аналогии с изготовлением основных средств, а именно:Дебет счёта 1 108 51 310 – Кредит счёта 1 106 11 310.

Представляется, что нет смысла выводить стелы из состава имущества казны. Никаких дополнительных прав и возможностей это муниципальному району не даст, только приведёт к оттоку некоторых сумм в бюджет субъекта РФ в виде налога на имущество, которым основные средства на балансе облагаются, а имущество казны – нет.

Распространённое заблуждение о том, что «имущество казны – это то, что не находится в эксплуатации», не обосновано законодательными нормами.

Если будет принято решение о передаче стел в оперативное управление какому-либо из органов местной власти (например, районной администрации, комитету по управлению имуществом) или в хозяйственное ведение МУПу, то после госрегистрации такого права следует вывести стелы из состава муниципальной казны. Бухгалтерские записи при этом следующие:Дебет счёта 1 401 20 241 – Кредит счёта 1 108 51 410 – в учёте уполномоченного органа по управлению имуществом;Дебет счёта 1 101 13 310 – Кредит счёта 1 401 10 180 – в учёте учреждения, которому стелы переданы в оперативное управление.

Указанные операции не подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчётам (ф. 0503125): данные обороты не являются консолидируемыми (т. е. взаимоисключаемыми при составлении консолидированной отчётности).

Если же оба права – и право собственности муниципального района, и право оперативного управления у администрации (или другого учреждения) – будут регистрироваться одновременно, то в бюджетный учёт стелы могут быть сразу поставлены как основные средства без отражения в составе имущества казны. Постановка на баланс осуществляется после получения регистрационного свидетельства. При этом отражаются следующие бухгалтерские записи:Дебет счёта 1 101 13 310 – Кредит счёта 1 106 11 310 – принятие на баланс вновь построенных сооружений при одновременной регистрации права собственности и права оперативного управления.

Заключение: стоило ли начинать?

Для справки

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

Однако мы не учли ещё один важный момент. Согласно нормам п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ действия по регистрации сооружений в собственность публично-правового образования не могут производиться отдельно от соответствующей регистрации земельных участков под ними.

Как отмечено выше, муниципальный район имеет полномочия осуществлять благоустройство на межселенных землях. Но в нашем случае речь идёт о дорогах, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации и субъекту РФ. Значит, и соответствующие земельные участки, на которых эти дороги находятся, не являются межселенными землями. Следовательно, при госрегистрации права на стелы (как объекты недвижимого имущества) у администрации муниципального района могут возникнуть проблемы. В том смысле, что стоят они на чужих участках, и права вести на них строительно-монтажные работы у района нет.

Чтобы понять, насколько правомерны действия администрации района, «пробежимся» по законодательным нормам.

Итак, в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) при строительстве автомобильной дороги выделяются полоса отвода и придорожные полосы. Согласно постановлению Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» полоса отвода составляет, например:

  • для автомобильных дорог I и II категорий с 4-полосным движением от 60 до 120 м;
  • автомобильных дорог IV категории с 2-полосным движением – от 30 до 60 м.

Таким образом, велика вероятность, что стелы, о которых идёт речь, попали в полосу отведения. А здесь согласно ст. 25 Закона № 257-ФЗ действуют особые правила.

Для строительства сооружений в полосе отведения автомобильной дороги земельные участки выделяются юридическим лицам собственником дороги на праве частного сервитута с обязательной регистрацией такого права (п. 4.1 ст. 25 Закона № 257-ФЗ). Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в случае, если дороги переданы ей в доверительное управление (п. 4 ст. 25 Закона № 257-ФЗ).

Строительство сооружений в пределах полосы отвода автомобильной дороги без получения соответствующего сервитута, кроме нарушения требований указанного закона, является ещё и превышением бюджетных полномочий муниципального района, если дорога не является его собственностью.

Если стелы не попали в полосы отведения автомобильных дорог, то уж в границы придорожных полос они вошли наверняка. Согласно ст. 26 Закона № 257-ФЗ ширина придорожных полос в зависимости от класса дороги составляет от 25 до 150 м. По нормам п. 8 этой же статьи для строительства сооружений в границах придорожной полосы требуется разрешение собственника автодороги. А пункт 8.1 гласит, что сооружения, возведённые в пределах придорожной полосы без указанного разрешения, подлежат сносу с последующим восстановлением дороги.

Таким образом, и в этом случае (при отсутствии разрешения на строительство в пределах придорожной полосы), кроме нарушений законодательства о дорогах, имеет место превышение бюджетных полномочий муниципального района.

Соответственно, до выяснения всех обстоятельств принадлежности стел и земельных участков, на которых они расположены, работы по их реконструкции не стоит и начинать.

В заключение отметим, что все проблемы с земельными участками и с правами на ведение строительно-монтажных работ можно было избежать, если бы администрация муниципального района своевременно оформила правовую принадлежность стел.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль