ОС или МЗ - вот в чем вопрос

2549
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Споры между учреждениями и органами казначейства о том, к какой категории отнести тот или иной объект – основным средствам или материальным запасам, – нескончаемы. Возможно, с целью прекратить все разногласия в Указаниях № 65н в описательной части к группе 300 КОСГУ появилось уточнение, что классификация объектов и выбор статьи (подстатьи) осуществляется «согласно требованиям бухгалтерского (бюджетного) учёта организациями госсектора по отнесению активов к соответствующей группе объектов учёта нефинансовых активов». Поможет ли это прийти к взаимному согласию сторон, «с какой статьи платить – 310 или 340», покажет время, а пока рассмотрим некоторые типичные нестыковки при применении бюджетной классификации.

Монитор и проектор не одно и то же?

СИТУАЦИЯ. Учреждение планировало приобрести комплект оборудования для актового зала в составе: монитор, системный блок, проектор, клавиатура, мышь. Была направлена заявка на кассовый расход в орган федерального казначейства (далее – ОФК) на весь договор поставки с отражением по статье 340 КОСГУ.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
ОФК отклонил заявку с формулировкой: «за проектор оплатить по коду 310 КОСГУ» Направить в ОФК официальное письмо, в котором объяснить, что в соответствии с учётной политикой учреждения проекторы классифицированы как составные части. Потребовать письменного уведомления об отклонении платежа по коду 340 КОСГУ

КОММЕНТАРИЙ. Как объяснили свою позицию работники казначейства, «по письму Минфина России только мониторы – это материальные запасы, а проекторы там не указаны». Проанализировав «директивы» финансового ведомства, можно прийти к выводу, что ОФК имеет в виду письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383. Однако оно утратило силу с 1 января 2011 г.

Если рассудить логически, проектор по функциональному назначению ничем от монитора не отличается.

И тот и другой объект без компьютера не работают. Их функции, по сути, состоят в трансляции «картинки». Поэтому учреждение и определило своей учётной политикой, что проекторы являются составными частями, т. е. материальными запасами.

Со ссылкой на учётную политику и функциональную принадлежность активов можно отстоять свое мнение перед органами казначейства.

Два системных блока – это не комплект

СИТУАЦИЯ. Учреждение приобретало по одному договору набор компьютерных составных частей: два монитора, два системных блока, две клавиатуры, две мыши. В ОФК была направлена заявка на кассовый расход на весь договор поставки с отражением по статье 340 КОСГУ.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
ОФК отклонил заявку с указанием: оплатить по коду 310 КОСГУ» В данном случае единственным приемлемым вариантом было составить три договора поставки (отдельно на мониторы, на системные блоки, клавиатуры и мыши), чтобы покупка не ассоциировалось с комплектом

КОММЕНТАРИЙ. По словам работников органа казначейства, «учреждение покупает два комплекта, комплект – это основное средство, значит, платить нужно по коду 310 КОСГУ». На самом деле все приобретенные составные части и комплектующие планировалось использовать для замены их аналогов в разных автоматизированных рабочих местах.

Такое объяснение контролирующей структурой не было принято во внимание. Если бы бухгалтер учреждения пошел на поводу у работников ОФК, ему пришлось бы сразу после покупки разукомплектовывать основные средства на составные части. Чтобы избежать разукомплектации и лишних вопросов при ревизионной проверке, по согласованию с поставщиком поставка была разбита на три разных сделки. После этого никаких требований о применении статьи 310 КОСГУ со стороны казначейства не было.

Велосипеды напрокат

СИТУАЦИЯ. В 2012 г. казённое учреждение «Парк культуры и отдыха», подведомственное администрации городского округа, приобретало пять велосипедов для предоставления напрокат (предусмотренная уставом приносящая доход деятельность). В соответствии с установленным в городском округе порядком санкционирования расходов, до подачи заявки на кассовый расход следовало зарегистрировать договор поставки в местном Комитете финансов. Договор был направлен на регистрацию с указанием, что покупка совершается по статье 340 КОСГУ.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Комитет финансов городского округа отклонил регистрацию договора с указанием: оплатить по коду 310 КОСГУ» Направить в Комитет финансов официальное письмо, в котором объяснить, что в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н предметы, предназначенные для выдачи напрокат, относятся к материальным запасам. Потребовать письменное уведомление об отклонении платежа по коду 340 КОСГУ.

КОММЕНТАРИЙ. В соответствии с положениями п. 99 Инструкции № 157н предметы, предназначенные для выдачи напрокат, относятся к материальным запасам. Однако в ответ на ссылку бухгалтера учреждения на данную норму работники Комитета финансов возразили: из представленного им договора поставки они не могут сделать заключение о том, что велосипеды предназначены для проката.

Бухгалтер принял единственно верное в данной ситуации решение. Он описал ситуацию в докладной записке на имя руководителя учреждения. Записка за подписью руководителя была приложена к Журналу операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), после чего договор поставки зарегистрировали.

В итоге после ряда проволочек поставка была оплачена по статье 310 КОСГУ. Сразу после принятия к учёту в качестве основных средств велосипеды были переведены в состав материальных запасов.

Но в 2013 г. при контрольно-ревизионной проверке учреждению было указано на нарушение: предметы для проката приобретены как основные средства. После того как бухгалтер предъявил ревизорам докладную записку, претензии были исчерпаны. Впрочем, их могло и не быть, если бы официальное письмо от учреждения было направлено в Комитет финансов на этапе согласования поставки, а руководитель и бухгалтер настояли на правильном применении КОСГУ.

Штатив как принадлежность

СИТУАЦИЯ. В 2010 г. казённое учреждение «Комитет по информационной политике» приобрело профессиональную видеокамеру. В комплект, кроме самой видеокамеры, входили кофр и штатив. Весь комплект был отражен в учёте как один объект основных средств. В 2013 г. штатив сломался. Учреждение подало заявку на кассовый расход на сумму 47 000 руб. на оплату за новый штатив по статье 340 КОСГУ.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
ОФК предложил учреждению отозвать заявку и переделать её, применив код 310 КОСГУ» Направить в ОФК официальное письмо, в котором объяснить, что в соответствии с учётной политикой учреждения штативы классифицированы как принадлежности к видеокамерам. Потребовать письменного уведомления об отклонении платежа по коду 340 КОСГУ

КОММЕНТАРИЙ. Работники казначейства объяснили свое требование так: «штатив стоит дорого, он служит больше 12 месяцев, к тому же он не в комплекте, а сам по себе». Бухгалтер в устной форме объяснил, что штативы и кофры для видеокамер согласно учётной политике учреждения классифицированы как принадлежности, потому что используются только вместе с видеокамерой. Однако это объяснение не нашло поддержки в ОФК.

Единственно правильным решением было потребовать от ОФК Протокол (код по КФД 0531805) с обоснованием возврата без исполнения представленного участником бюджетного процесса платежного документа по кассовым выплатам. Поскольку представлять его казначеи отказались, заявка была всё-таки проведена по коду 340 КОСГУ. Приобретённый учреждением штатив был оприходован как материальные запасы и списан на восстановление комплекта видеокамеры.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль