Насколько законна плата за допобразование?

1974
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Вопрос, связанный с возможностью взимания с родителей (законных представителей) оплаты за посещение детьми учреждений дополнительного образования, в т. ч. реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере культуры в детских школах искусств, музыкальных, художественных школах, регулярно поднимается в ходе прокурорских проверок. Основные претензии проверяющих касаются того, что действующее законодательство об образовании не содержит однозначных норм. Поэтому законность родительской платы в «пользу обучающихся» вызывает сомнения, т. е. дополнительное образование должно быть бесплатным. С вступлением в силу Закона № 273-ФЗ поводы для волнения не исчезли. Как же доказать обоснованность получения указанных средств?

Чем подтвердить свою правоту

Обозначенную тему будем рассматривать на примере детских школ искусств (далее – ДШИ).

В доказательство обоснованности установления родительской платы за обучение ребенка руководители учреждений должны ссылаться (а при установлении платы – руководствоваться) на следующие акты.

1 Бюджетный кодекс РФ. В статье 69.2 определяется, что в государственное (муниципальное) задание включаются предельные цены (тарифы) на оказание услуг (выполнение работ) в случаях, когда их оказание предусмотрено законодательством РФ на платной основе.

Включаемая в задание цена услуги (тарифы устанавливаются в основном в производственной сфере) должна:

  • быть предельной (устанавливается минимальный и максимальный уровень оплаты услуги, за который руководитель любого учреждения не вправе выходить) с учетом того, что близкие к минимальному пределу цены будут действовать исключительно для категорий физических лиц, льготы для которых предусматриваются нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Конкретные цены для обучающихся, не имеющих право на льготы, определяются с учетом максимального размера предельной цены;
  • должна устанавливаться в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Учредителям при составлении задания надо представлять специфику отраслевого законодательства.

Запомнить

Льготы муниципальными и государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей предоставляются в обязательном порядке тем категориям физлиц, которые предусмотрены федеральным законодательством. А на территории конкретного субъекта РФ (муниципального образования) – законодательством региона (муниципалитета) с учетом обязательных требований федерального законодательства.

Так, статус ДШИ позволяет относить их к учреждениям и образования, и культуры. Если по поводу «образовательного» статуса у правоохранительных органов вопросов не возникает, то в отношении культуры – есть сомнения.

Однако функции учредителя школ искусств осуществляют органы власти, занимающиеся управлением сферой культуры. Кроме того, в ДШИ основной является культурная деятельность. В соответствии с Основами законодательства о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) она определяется как деятельность по освоению и распространению культурных ценностей (путем реализации образовательных программ).

В связи с этим, составляя устав бюджетного (автономного) учреждения – детская школа искусств, – руководителям в состав основных видов деятельности, помимо образовательной, необходимо включать культурную деятельность. Уставы ДШИ, имеющих тип казенных учреждений, также должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности (деление на основную и иную приносящую доход не производится), куда нужно включить «осуществление культурной деятельности».

Руководители ДШИ любят ссылаться на то, что по правовому статусу эти школы отличаются от прочих учреждений дополнительного образования детей: кружков, станций юннатов, домов творчества и пр. В действительности законодательство в сфере образования не содержит каких-либо серьезных отличий правового статуса школы искусств, за исключением прямо указанных в Законе № 273-ФЗ (ст. 83) норм, связанных с осуществлением образовательного процесса.

Это, в частности, подтверждает Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 № 504 (далее – Типовое положение), согласно которому формируются уставы всех учреждений допобразования.

Что касается специфики отраслевого (культурного) законодательства, то оно построено не на прямом указании «когда платно», а на принципе исключения. Так, в Федеральном законе от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» нет указания на то, что деятельность по публикации (представлению) музейных предметов и музейных коллекций осуществляется на платной основе.

Аналогичная ситуация складывается в правовом регулировании деятельности театров и концертных организаций.

Запомнить

В отличие от других учреждений допобразования, к правоотношениям с участием ДШИ дополнительно применяются нормы Основ законодательства о культуре, иных нормативных правовых актов, регулирующих культурную деятельность.

Вывод о том, платной или бесплатной для получателя является та или иная услуга, оказываемая учреждением культуры, делается на основе анализа всей совокупности правовых актов, регулирующих осуществление им основной деятельности.

Так, если мы встречаем в нормативных правовых актах указание на то, что отдельные категории граждан пользуются правом льготного (или бесплатного) посещения учреждения1, то напрашивается вывод, что, как правило, доступ туда осуществляется за плату.

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Частью 3 ст. 5 указанного закона гарантируется бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами следующих видов образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, среднего профессионального, а также на конкурсной основе – бесплатность высшего образования, если гражданин получает его впервые.

Таким образом, изменения в правовом регулировании предоставления услуг ДШИ на уровне федерального закона не произошло: аналогичные нормы содержались в Законе № 3266-12.

В связи с тем, что бесплатность дополнительного образования действующим законодательством не гарантирована, при реализации образовательных программ иными учреждениями дополнительного образования детей (и взрослых) с обучающихся (их законных представителей) также может взиматься оплата за обучение (родительская плата). Исключение – случаи, когда образовательное учреждение (клуб, секция) не является самостоятельным юрлицом и действует, например, на базе школы или детского сада.

Нормативный документ

Формально-юридическое определение понятия «учреждение культуры» содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

Этот закон также относит учреждения в сфере образования к учреждениям культуры. Согласно ему «учреждения культуры – российские государственные (в т. ч. ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры».

3 Основы законодательства о культуре. Нормы ст. 52 предусматривают, что руководитель учреждения культуры самостоятельно устанавливает цены на оказываемые услуги.

На практике это означает, что директор ДШИ, руководствуясь предельными ценами, доведенными ему учредителем в государственном (муниципальном) задании, определяет стоимость услуг, предлагаемых школой.

Никаких дополнительных актов органов государственного управления и местного самоуправления, которые с успехом опротестовываются органами прокурорского надзора по всей стране, по этому вопросу приниматься не может.

Руководителю ДШИ, иного учреждения дополнительного образования детей при определении размера родительской платы следует учитывать, что статус образовательной некоммерческой организации в обязательном порядке предполагает, что ее основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли.

То есть, если реализация образовательных программ ДШИ начала приносить прибыль (не путать с доходом), то родительская плата будет расцениваться как источник этой прибыли.

Иными словами, родительская плата должна устанавливаться с учетом фактических расходов ДШИ (иного учреждения), не обеспеченных бюджетными ассигнованиями (прежде всего, связанных с налоговыми и коммунальными платежами, выплатой заработной платы педагогам, приобретением расходных материалов, т. е. включаемыми в нормативы расчета заданий). Недостающие средства могут быть распределены между родителями (законными представителями) детей в качестве платы за обучение.

Запомнить

Как законодательство об образовании, так и законодательство о культуре не содержит государственных гарантий в отношении дополнительного образования. Следовательно, не исключена возможность взимания платы за обучение детей.

Свое мнение по этому поводу высказала и прокуратура. В письме Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки от 06.04.2013 № 1-ГП-65-2013 «О состоянии законности в сфере дополнительного образования детей» указано, что родительская плата не может быть источником пополнения материально-технической базы учреждения образования (тем более единственным, когда бюджетами публично-правовых образований вообще не предусматривается средств на проведение ремонтов ДШИ, приобретение и ремонт музыкальных инструментов и проч.).

Нормативный документ

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» к таким услугам относится осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

За каждую копейку, полученную «сверх», руководителю учреждения придется отвечать самостоятельно.

При этом необходимо иметь ввиду, что могут возникнуть случаи, когда бюджетные доходы (субсидии из бюджета, предусмотренные автономным или бюджетным учреждениям, бюджетные ассигнования казенному учреждению) и расходы (отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной смете) учреждения приведут к невозможности установления ежемесячной платы (т. е. бюджетом будут покрываться все расходы учреждения).

Таким образом, родительская плата может как устанавливаться локальным актом учреждения, так и не устанавливаться, а также изменяться в течение года. Кроме того, при определении в локальном акте учреждения размера оплаты должны учитываться «льготные» категории детей, имеющие право на уменьшение ее размера.

Претензии прокуратуры

Популярным выходом из сложившейся ситуации стало утверждение директорами ДШИ положений о целевых взносах или о добровольных пожертвованиях родителей. Причем их действие в «добровольно-принудительной форме» распространялось на всех лиц, дети которых обучаются в школе. Основным аргументом создания подобных документов было прямое указание на возможность получения доходов в такой форме, содержащееся в Типовом положении.

Однако невозможность систематического взимания в установленном размере родительской платы на основании подобных положений правоохранительным органам очевидна: в случаях с «добровольными пожертвованиями» воля благотворителя по определению не может быть подчинена требованиям локального акта учреждения, а с «целевыми взносами» – ограничена возможностью целевого расходования суммы, установление размера которой также не может быть зарегламентировано.

Кроме того, кредитные организации при приеме и переводе «целевых средств» обычно требуют договор с ДШИ, в т. ч. определяющий цели предоставления средств.

Таким образом, контролирующие структуры будут проверять соблюдение целевого характера использования вносимых сумм. А директор ДШИ (иного образовательного учреждения) должен быть готов ответить за целевое и эффективное использование бюджетных средств не только перед бюджетом, но и перед каждым конкретным родителем, захотевшим узнать, каким образом потрачены предоставленные им средства. Очевидно, что к такой системе отношений, основанной не на административном подчинении, а на равноправии и гражданско-правовой ответственности, директора образовательных учреждений не готовы.

С учетом практики проведения прокурорских проверок отметим, что любимым аргументом правоохранительных органов при доказывании невозможности установления родительской платы являются нормы Типового положения, связанные: 1 с перечислением дополнительных источников доходов учреждения допобразования детей, в которые родительская плата не включена (п. 44 Типового положения). Перечень этих источников, однако, сформулирован по формуле «вправе», т. е. норма носит необязательный характер и закрепляет право учреждения пользоваться дополнительными доходами, полученными из определенных источников, а не обязанность пользоваться исключительно ими;
2 указанием на то, что учреждение вправе осуществлять платный набор детей сверх государственного (муниципального) задания (п. 28 Типового положения). Эта формулировка также носит диспозитивный характер и является отражением общего принципа в регулировании правового положения государственных и муниципальных учреждений. А именно: любое бюджетное, казенное или автономное учреждение вправе оказывать платные услуги, в т. ч. сверх задания (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 07.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Нельзя делать вывод о том, что норма устанавливает запрет на оказание платных услуг в рамках задания: она применяется исключительно к правоотношениям, возникающим сверх него. По аналогии с другими учреждениями культуры можно привести пример театров и музеев, которым наличие требований законов не мешает в рамках задания оказывать платные услуги.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что осуществление дополнительной образовательной деятельности в рамках задания учредителя, с одной стороны, может осуществляться за плату (ст. 69.2 БК РФ), с другой – не подпадает под понятие «платных образовательных услуг» и правовое регулирование правил их оказания.

Пожертвование – дело добровольное

Осуществление ремонтных работ, приобретение дорогостоящего оборудования может производиться в т. ч. за счет добровольных пожертвований родителей, на основе заключаемых с ними договоров, при обязательном софинансировании соответствующих расходов за счет средств бюджета. При организации поездок отдельных обучающихся, воспитанников получение средств от родителей должно также оформляться договорами и носить добровольный характер. Никаких положений, иных локальных актов о порядке предоставления добровольных пожертвований образовательными учреждениями приниматься не может, т. к. отношения в этом случае регулируются гражданским законодательством. Статья 421 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (к которым локальные акты учреждений не относятся).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль