Зачем нужен внутренний аудит

1227
Представьте ситуацию – в учреждении проведена проверка, выявлены нарушения, сделаны предложения по их устранению, но не наступает никаких административных, финансовых, налоговых последствий. Это вполне реально, если речь идет о таком виде финансового контроля, как внутренний аудит. Рассмотрим основные принципы его организации в сфере образования.

Проверка без санкций

Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждения (ОУ) представляет собой систему мер по документальной проверке обоснованности предоставления платных образовательных услуг или организации иной приносящей доход деятельности, правильности отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности, законности действий директора, бухгалтера и иных должностных лиц ОУ. Это предупредительные меры до начала проверки соблюдения законодательства РФ фискальными органами.

Вопросы, связанные с организацией внутреннего аудита в учреждении, законодательно не регулируются.

В статье 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» лишь указывается на то, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Но как именно это делать, нигде не сообщается. Поэтому при проведении внутреннего аудита учреждениям приходится опираться на законодательные и нормативные документы по каждому из проверяемых направлений деятельности. Это могут быть различные кодексы РФ (трудовой, бюджетный, гражданский, налоговый), Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», базовые документы бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных и автономных учреждениях.

Цели внутреннего аудита:

  • контроль за:
    • правильностью организации, постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета;
    • составлением и условиями выполнения трудовых и гражданско-правовых договоров;
    • оформлением благотворительной помощи;
    • проведением переоценки и инвентаризации имущества;
    • работой с наличностью;
    • расчетом налоговой базы и своевременностью уплаты налогов;
  • анализ учетной политики и эффективности затрат;
  • разработка предложений по улучшению организации бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • создание программ экономического развития (бизнес-планов) по каждому виду платных образовательных услуг или иной приносящей доход деятельности.

Запомнить

Внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности учреждения не подменяет государственный контроль (ревизию). По методам и приемам проведения аудит и ревизия имеют схожие черты, но вместе с тем есть существенные различия, прежде всего в их целях. Аудит – проверка достоверности финансовой отчетности и оказание необходимой помощи; ревизия – выявление недостатков в целях их последующего устранения и наложение административного взыскания. Проведение внутреннего аудита, выявление нарушений и их устранение смогут существенно сократить время присутствия в учреждении налоговых инспекторов и ревизоров.

С чего начать

Прежде всего необходимо разработать и утвердить Положение о службе внутреннего аудита, должностные инструкции внутреннего аудитора и его полномочия. Ответственность за организацию и проведение внутреннего аудита несет руководитель учреждения, который должен издать соответствующий приказ. Описать систему внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности можно в учетной политике ОУ.

Система внутреннего аудита в образовательном учреждении состоит из большого количества методик и процедур, которые называются контрольными моментами. Все вместе они образуют структуру внутрихозяйственного аудита ОУ. Контрольные моменты должны быть определены для каждого вида финансово-хозяйственной деятельности.

Виды аудита

В финансово-хозяйственной деятельности ОУ можно выделить следующие виды внутреннего аудита: аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности.

Цель аудита на соответствие – определить, соблюдаются ли в учреждении специфические правила или требования, предписанные администрации ОУ нормативными правовыми документами.

Примером может служить внутренний аудит соответствия практики привлечения сотрудников к дополнительной работе нормами постановления Минтруда России от 30.06.03 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Специальная комиссия, созданная в учреждении, проверяет порядок трудоустройства совместителей, оформления педагогических и иных работников на выполнение функций, которые не являются совместительством, и дает рекомендации руководству ОУ по устранению выявленных нарушений.

Цель аудита финансовой отчетности – установить, соответствует ли сводная финансовая отчетность бухгалтерским принципам, действующим в сфере образования. Определяется, правильно ли отражает записанная информация экономические действия (по сдаче в аренду имущества, оказании платных услуг, оформлении пожертвований, оплаты охраны и др.) за проверяемый период.

Внутренний аудит финансовой отчетности в ОУ исходит из того обстоятельства, что она будет использована разными пользователями (арендаторами, посредническими и другими сторонними организациями, благотворителями) для различных целей. Аудит, в частности, может дать информацию, достаточную для благотворителей, решающих вопрос о безвозмездной передаче ОУ имущества или оказании финансовой помощи.

Движение денежных средств можно проверить следующими контрольными действиями:

  • по всем ли приходным документам поступили денежные средства;
  • все ли поступления учтены по бухгалтерским записям;
  • оплачены ли все расходы;
  • учтены ли все выплаченные суммы.

Смысл такого внутрихозяйственного контроля состоит в сверке денежных сумм по бухгалтерским книгам и банковским документам.

Текущее состояние систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета, а также отношение руководителей ОУ к организации учета, обеспеченности сохранности и целевого использования денежных средств можно определить с помощью опросного листа.

Запомнить

Реализация задач внутреннего аудита в ОУ способствует минимизации рисков в финансово-хозяйственной деятельности.

Каким должен быть аудитор

Осуществить внутренний аудит можно с помощью привлечения профессиональных аудиторов и специализированных организаций (аутсорсинга). Однако зачастую у ОУ нет на это средств, к тому же профессиональные аудиторы, как правило, не специализируются в сфере образования.

В связи с этим внутренний аудит целесообразно проводить с помощью собственных сотрудников учреждения – бухгалтеров, заместителей директора по правовым и финансово-экономическим вопросам. Лицензия для этого вида деятельности не требуется.

Аудитор должен иметь представление о принципах управления, владеть базовыми знаниями, такими как бухгалтерский учет, налоги, информационные технологии, учитывать специфику сферы образования. Он должен быть объективным, непредвзятым, дисциплинированным, корректным, коммуникабельным, предельно точно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, уметь отстаивать перед руководством свою точку зрения, внимательно слушать то, что ему говорят, относиться к коллегам с рабочих позиций независимо от личных аспектов взаимоотношений.

В должностной инструкции внутреннего аудитора можно прописать, что в его задачи входит:

  • проверка финансовой и управленческой отчетности, анализ ее достоверности;
  • контроль за ценообразованием;
  • выработка рекомендаций по устранению выявленных отклонений в реализации бизнес-плана учреждения;
  • разработка вариантов минимизации налогооблагаемой базы;
  • отслеживание изменений в нормативно-правовой базе и др.

В конечном счете внутренний аудитор выдает заключение, где пользователям (руководству ОУ, благотворителям и др.) представляются результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Главный вывод, который должен быть сделан, – насколько деятельность ОУ соответствует установленным критериям.

Таким образом, внутренний аудит можно рассматривать как часть общей системы управленческого контроля, инструмент минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности.

официальное мнение

Станислав Бычков,
начальник отдела анализа и развития государственного
(муниципального) финансового контроля, внутреннего контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

В соответствии с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, теперь более четко разграничены виды госфинконтроля: внешнего и внутреннего, предварительного и последующего.

Внутренний госфинконтроль подразделяется на два вида. Предварительный осуществляют Федеральное казначейство, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий отнесен к полномочиям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов госфинконтроля субъектов РФ и муниципалитетов. Он проводится по результатам исполнения соответствующего бюджета в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль