Какая реклама не нарушает закон

481
Рекламодатель не всегда понимает, что та или иная информация является рекламой. А между тем законодательство предъявляет жесткие требования к ее содержанию. Выясним, какую информацию можно считать рекламой и как учреждению не нарушить закон при продвижении своих услуг.

Слишком широкое определение

В Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) ее определение сформулировано очень широко. Фактически реклама это почти любая информация, привлекающая внимание к услугам учреждения. Впрочем, некоторые исключения все же существуют.

Из определения, приведенного в п. 1. ст. 3 Закона № 38-ФЗ, следует, что информация считается рекламной, если она адресована неопределенному кругу лиц. Отсюда вытекает вывод, что информация, предназначенная для конкретного лица, рекламой не является.

Под неопределенным понимается круг лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Следовательно, в рекламе не может быть указания о лице (лицах), для которых она предназначена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Нормативный документ

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. Закона № 38-ФЗ). Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Таким образом, не будет считаться рекламой, например, почтовая рассылка, когда в качестве адресата указывается не только конкретный адрес, но и фамилии, имена, отчества конкретных получателей. На это же указывают специалисты Минфина России (письма от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27564, от 04.07.2013 № 03-03-06/1/25596) и налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 № 20-12/015163).

Получается, что любые веерные рассылки (в т. ч. по почтовым ящикам) без конкретизации адресата – это тоже реклама.

Также будет считаться рекламой информация, адресованная какой-либо группе людей (например, студентам, автолюбителям) или просто лицам, которые пользуются услугами организации (постановления ФАС Уральского округа от 15.10.2009 № Ф09-7896/09-С1 по делу № А60-20161/2009-С9, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2009 № 17АП-11197/09).

Законодательные исключения

Требования Закона № 38-ФЗ не распространяются на информацию, указанную в ч. 2 ст. 2 данного закона.

Об этом же недавно напомнил Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”» (далее – Постановление № 58). Имеются в виду: 1 Политическая реклама (в т. ч. предвыборная агитация).

Под политической рекламой понимается распространение сведений (объявления, призывы, видео- и аудиоролики и т. п.) участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях (блоках), кандидатах в депутаты, с целью формирования общественного мнения в их пользу (постановление ЦИК России от 20.09.1995 № 18/149-II).

Запомнить

Не являются рекламой данные об основных потребительских свой ствах о назначении товаров (работ, услуг) и об условиях их применения; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца). Также не являются рекламой выходные данные периодических печатных изданий (ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

2 Информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

3 Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара (работы, услуги) на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

4 Сообщения государственных и муниципальных органов, если они не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.

5 Вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

6 Объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

7 Информация о товаре (работе, услуге), его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке.

8 Любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

9 Упоминания о товаре (работе, услуге), средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Выходит, далеко не все, что мы в обычной жизни называем рекламой, является таковой с юридической точки зрения.

Запомнить

Справочная информация не является рекламой, т. к. содержит лишь сведения о товаре (работе, услуге), но не побуждает выбрать именно его. Не является рекламой также информация, касающаяся ассортимента товаров и услуг, порядка их использования, технических и иных характеристик, цен (письма ФАС России от 29.07.2010 № АЦ/24295 «О ценовой информации, размещенной на сайте компании»).

Общие требования

Общие требования к рекламе закреплены в ч. 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Там сказано, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Добросовестность и достоверность – понятия оценочные и субъективные. То, что одни считают вполне нормальным, для других противоречит доброй совести и критерию достоверности. Неудивительно, что именно о соблюдении этих требований чаще всего организации спорят с проверяющими из антимонопольных органов.

Добросовестность. О том, какую рекламу следует считать недобросовестной, сказано в ч. 2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Это реклама, которая:

  • содержит некорректные сравнения рекламируемого товара (работы, услуги) с другими товарами (работами, услугами). Некорректным следует считать любое нетактичное сравнение, когда без видимых оснований высказываются предположения, что только рекламируемый товар (работа, услуга) обладает определенными свойствами, а товары иных организаций во многом уступают рекламируемому (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу № А82-3871/2011). Тем самым у потенциальных потребителей формируется ошибочное мнение;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в т. ч. конкурента;
  • содержит ложные, неточные или искаженные сведения;
  • вводит в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) и др.

Запомнить

Информация на вывеске считается рекламой, если она формирует и поддерживает интерес к организации, оказывающей соответствующие услуги (постановление ФАС Уральского округа от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3 по делу № А07-6671/07). Например, если в ней содержится изображение образцов продукции, результатов работ или услуг (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2008 по делу № А21-3735/2006).

Пример 1

В некогда популярной рекламе пятновыводителя «Ваниш» (демонстрировалась на телеэкранах в июне – октябре 2007 г.) приводилось сравнение с другими пятновыводителями. В частности, звучала фраза «с этими средствами столько вещей испорчено», «цвета могут поплыть» др. При этом у сравниваемых товаров был различим логотип производителя. В итоге суд признал данную рекламу недобросовестной (постановление ФАС Московского округа от 01.12.2008 № КА-А40/11212-08).

Достоверность. В силу ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в частности о:

  • преимуществах и характеристиках рекламируемого товара (работы, услуги);
  • стоимости и порядке оплаты;
  • получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  • результатах исследований и испытаний;
  • спросе на товар (работу, услугу).

Конечно, вряд ли кто-то будет преподносить в рекламе откровенно ложную информацию. Но словесные уловки вроде «у нас самое лучшее» или «у нас дешевле, чем у других» в рекламной информации встречаются довольно часто.

В любом случае при подготовке рекламы особое внимание нужно уделить достоверности содержащейся в ней информации. Например, если учреждение заявляет, что оно «лучшее», «номер один», «первое», «занимает лидирующее положение», то должны быть приведены и критерии, по которым проводилось сравнение (п. 29 Постановления № 58). В противном случае ответственности вряд ли удастся избежать (постановления ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 по делу № А65-24482/2010, ФАС Московского округа от 11.06.2009 № КА-А40/4929-09 по делу № А40-66281/08-72-610, Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 № 05АП-5020/2012, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу № А75-3846/2011).

Запомнить

Доказывать недостоверность сведений в рекламе должно не учреждение, а антимонопольные органы (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Часто им это удается (постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2010 № А49-11619/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2009 по делу № А31-2135/2009). В то же время если весомых доказательств проверяющие не представят, то суд наверняка признает привлечение к ответственности незаконным (постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2010 по делу № А57-1585/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2009 № А13-441/2009).

Причем указание критериев сравнения мелким шрифтом (затруднительным для прочтения) суд, скорее всего, во внимание не примет (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2012 по делу № А79-4026/2011, ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 по делу № А65-24482/2010). Дело в том, что шрифт в рекламном тексте должен обеспечить нормальное восприятие всего содержания рекламной надписи без дополнительно прилагаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 № 18АП-99/2012 по делу № А07-14475/2011).

Ответственность за нарушения

За нарушение законодательства о рекламе установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение законодательства о рекламе наказывается штрафом в следующих размерах:

  • для граждан – от 2000 до 2500 руб.;
  • для должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – 100 000 до 500 000 руб.

Как видно, суммы штрафов весьма внушительны. Поэтому играть с «рекламным огнем» вряд ли стоит.

Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматривают антимонопольные органы (ст. 23.48 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут не только рекламодатели, но и рекламопроизводители, а также рекламораспространители.

Пример 2

В ходе проверки муниципального учреждения культуры «Екатеринбургский Центральный парк культуры и отдыха имени В.В. Маяковского» был установлен факт распространения наружной рекламы алкогольной продукции – водки «Мороз и солнце» – на принадлежащем учреждению ограждении центрального парка.

Управление антимонопольной службы по Свердловской области составило соответствующий акт и протокол об административном правонарушении. Учреждение было оштрафовано на 40 000 руб. (в соответствии с действовавшей в то время редакцией ст. 14.3 КоАП РФ). Суд подтвердил, что рекламораспространитель (учреждение) разместил рекламу с нарушением требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ.

В этой норме сказано, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием рекламных конструкций, располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (постановление ФАС Уральского округа от 10.01.2008 № Ф09-10877/07-С1 по делу № А60-18024/07).

Налогообложение

При определении налоговой базы по налогу на прибыль государственные (муниципальные) учреждения могут учесть только те доходы, которые образуются в рамках приносящей доход деятельности. Такой вывод напрямую следует из п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

В силу подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания (включая участие в выставках и ярмарках) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

О том, какие именно затраты можно считать рекламными, сказано в п. 4 ст. 264 НК РФ. К ним относятся расходы на:

  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и Интернет;
  • световую и иную наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов. Сюда же относятся затраты на изготовление буклетов и листовок (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544).

Все перечисленные расходы организация может учесть при налогообложении в полном объеме.

А вот затраты на иные виды рекламы, а также на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются. Они учитываются в расходах в сумме не более 1% выручки реализации. Выручка, в свою очередь, определяется исходя из всех поступлений (как в денежной, так и в натуральной формах) за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Какие расходы подлежат нормированию

Анализ разъяснений чиновников позволяет определить круг рекламы, расходы на которую подлежат нормированию. Так, к нормируемым относятся расходы:

  • на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро (письмо Минфина России от 16.10.2008 № 03-03-06/1/588);
  • проведение рекламных пресс-конференций (письмо Минфина России от 03.10.2006 № 03-03-04/1/678, письмо УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/112952@);
  • изготовление маек с символикой, раздача прохожим флаеров, проведение массовых уличных шоу (письмо Минфина России от 03.02.2006 № 03-03-04/1/83);
  • размещение рекламы на транспортных средствах (письмо Минфина России от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334).


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 16.67%
  • Нет 50%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 33.33%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×