Изменения в Законе № 223-ФЗ

4996
В 2015 году Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ) претерпел значительные изменения. Нововведения коснулись деятельности крупных компаний с государственным участием, реализующих инвестиционные проекты. Также в законе появились нормы, обязывающие заказчиков закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства. Часть изменений уже вступила в силу, много нового ожидает заказчиков с наступлением 2016 года. Кроме того, законопроект со значительным количеством поправок Закона № 223-ФЗ находится на рассмотрении Государственной Думы РФ.

Что уже поменялось

Одна из поправок была внесена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ в часть 4 статьи 11 Закона № 223-ФЗ. Изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ, коснулись деятельности головных исполнителей и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу. Отношения, связанные с открытием ими отдельных счетов в банках и заключением договоров о банковском сопровождении были исключены из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ.

Вторая поправка, внесенная Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ, затронула закупки аудиторских и консультационных услуг. Теперь Правительство РФ вправе устанавливать особенности осуществления таких закупок (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика).

Изменения в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом от 29 июня 2015 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" была установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утвердит Правительство РФ.

В плане закупок появится раздел о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства, в который заказчики будут вносить сведения в соответствии с утвержденными ими перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Оценкой и мониторингом проектов планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции займутся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации.

По результатам оценки или мониторинга заказчикам выдадут заключение о соответствии или о несоответствии их планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

Большинство предусмотренных данным законом поправок вступает в силу с 1 ноября 2015 года. К 1 января 2016 года планируется утвердить перечень конкретных заказчиков, обязанных осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новые правила реализации инвестиционных проектов

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…". Документ предусматривает координацию режима закупок продукции машиностроения за счет средств инвестиционных проектов.

Новые нормы коснутся госкомпаний, реализующих крупные инвестпроекты, стоимость которых превышает 10 млрд руб. или проектов, которым оказываются меры государственной поддержки. Такие заказчики должны будут ориентироваться на отечественных поставщиков продукции машиностроения. С этой целью госкомпании будут формировать перечни товаров еще до включения их в планы закупок и представлять их на рассмотрение в координационный орган Правительства РФ.

В перечнях заказчики в числе прочего будут указывать сведения о предполагаемых поставщиках, эксплуатационные характеристики товаров и планируемые сроки поставки. Кроме того, в случае закупок продукции машиностроения за рубежом заказчики будут включать в перечень сведения о такой продукции и рекомендации по освоению ее производства на территории России.

При этом госкомпаниям может быть отказано в возможности осуществления закупки продукции машиностроения за рубежом, в случае если аналогичная продукция производится на территории России. Кроме того, Федеральным законом предусмотрено введение запрета для компаний с государственным участием заключать договора по результатам закупок, если информация о таких закупках не была включена в план.

Указанные нововведения в закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ призваны обеспечить развитие российского производства продукции машиностроения.

Изменения вступят в силу с 10 января 2016 года.

Важные поправки к Закону № 223-ФЗ рассматривает ГД РФ

Названные поправки Закона № 223-ФЗ отразятся на деятельности не всех заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ. А вот в июне нынешнего года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предполагающий гораздо более масштабные изменения норм действующего закона. Проект Федерального закона № 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" был принят в первом чтении 15 сентября 2015 года.

Какие новшества ждут заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ?

В целом изменения будут направлены на усиление контроля государства за расходованием бюджетных средств, ведь общий объем финансов, которые ежегодно проходят через закупки госкомпаний, составляет 17,5 трлн. рублей.

С принятием поправок заказчиков ждет закрытый перечень способов закупок. Согласно законопроекту в положении о закупке могут быть предусмотрены следующие конкурентные способы закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также закупка у единственного поставщика. Положение о закупках по-прежнему может предусматривать и иные способы определения контрагентов, но использовать их можно будет при условии, что начальная максимальная цена договора превысит размер, который установит Правительство РФ. Предполагается, что указанные изменения позволят в значительной мере сократить число нетиповых способов закупки, тем самым сократив долю договоров, заключаемых без проведения конкурентных торгов.

В целях расширения круга лиц, имеющих возможность участвовать в закупках по Закону № 223-ФЗ, из требований к участникам торгов будет исключено условие о соответствии параметрам, установленным заказчиком в положении о закупке.

В проекте закона уточняется срок, в течение которого заказчик, не выполнивший обязанность осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, должен будет руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Согласно новым нормам этот период будет исчисляться с 1 февраля очередного года и до завершения такого года.

Для выполнения отдельных функций, связанных с закупочной деятельностью по Закону № 223-ФЗ заказчику предоставят право заключать договор со специализированной организацией. По аналогии с Законом о контрактной системе права и обязанности в результате выполнения такого договора возникнут у заказчика, который будет нести солидарную ответственность за вред, причиненный действиями спецорганизации.

Кроме того, рассматриваемый законопроект предполагает внесение в Закон № 223-ФЗ новых статей, устанавливающих более жесткие требования к конкурентным закупкам и к закупкам в электронной форме.  

Новый порядок регламентирует сроки и порядок внесения изменений в документацию о закупке, а также порядок предоставления разъяснений положений документации участникам торгов по Закону № 223-ФЗ. В законопроекте предусмотрено право заказчика создавать комиссию по проведению закупок. Также предлагается закрепить в законе требования к проведению закупки, в том числе к форме и содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентных закупок, а также сроки размещения документации и протоколов в ЕИС. Таким образом, заказчикам, чьи положения о закупках содержат иные, чем будет предусмотрено новыми нормами сроки и правила проведения закупок, предстоит пересмотреть и заново утвердить свои положения о закупках.

Нововведения коснутся и требований к закупкам в электронной форме. Обмен информацией между участником закупки, заказчиком и оператором электронной площадки будет происходить на электронной площадке в форме электронных документов. При этом предполагается, что запрос о разъяснении документации о закупке и соответствующие разъяснения заказчика будут направляться и другими способами, установленными положением о закупке.

Планируются поправки и в отношении отчетности. Согласно новому порядку заказчики должны будут вносить в отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок в электронной форме.

Интересно, что многие из предложенных рекомендаций сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Таким образом, происходит сближение правил закупок отдельными видами юридических лиц с правилами, по которым осуществляются закупки для государственных и муниципальных нужд.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2016 года. В таком случае заказчикам предстоит привести свои положения о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2016 года.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль