Проведение запроса предложений: рассмотрение и оценка заявок и окончательных предложений, заключение контракта

1299
Несмотря на необходимость рассмотрения не только заявок, но и окончательных предложений, запрос предложений — один из самых быстрых конкурентных способов осуществления закупки. Данный материал посвящен вопросам рассмотрения и оценки заявок, подачи окончательных предложений, заключения контракта.

Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к электронным документам)

В день и время, установленные в документации, заказчик и комиссия проводят заседание в присутствии всех участников данной закупки, пожелавших быть на нем.

Поскольку вскрытие конвертов является публичным мероприятием, заказчик делает аудиозапись и разрешает всем использовать любые аудио-, видеоустройства для записи.

Процедуру начинают с объявления о возможности предоставить (изменить, забрать) заявки. Комиссия может приступить к непосредственному вскрытию конвертов только после подачи последней заявки.

Напомним, подача заявок в виде электронных документов возможна только после ввода в действие единой информационной системы.

Комиссия может не зачитывать сведения из заявок, как это принято при проведении открытых конкурсов. Необходимость в данной процедуре возникнет, если заказчик установит соответствующее требование в порядке проведения запроса предложений, являющемся неотъемлемой частью документации.

Рассмотрение и оценка заявок

В один день со вскрытием конвертов комиссия выявляет заявку с лучшими условиями исполнения контракта. Этап проводят согласно порядку, установленному заказчиком. Все сведения и документы из представленных заявок должны отвечать требованиям документации.

К поданным надлежащим образом заявкам применяют как минимум два критерия оценки, которые заказчик установил в документации (ч. 4 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Цену контракта как критерий используют во всех случаях, кроме закупок товаров (работ, услуг), стоимость которых регулирует государство (ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ). Остальные критерии могут быть любыми (например, опыт участника закупки, условия гарантийного ремонта, необходимое оборудование, наличие обученного персонала). При этом заказчик имеет право пользоваться списком, приведенным в части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ. В последнем случае при установлении величин значимости критериев заказчик обязан применять положения постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085, содержащего правила оценки заявок.

По результатам процедуры в тот же день составляют протокол проведения запроса предложений.

Протокол проведения запроса предложений

Протокол проведения запроса предложений включает в себя результаты рассмотрения и оценки заявок, представленные в виде таблицы, а также (ч. 10, 11, 13, 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения обо всех участниках данного запроса предложений;
  • перечень участников, чьи заявки отклонили, с указанием причин отказа;
  • данные об условиях исполнения контракта, которые больше всего согласуются с потребностями заказчика (из лучшей или единственной заявки).

Если в первый день проведения запроса предложений все присутствующие участники не заявят о своем намерении подать ничего, кроме заявок, в протоколе напишут о признании всех заявок окончательными предложениями.

Кроме того, если процедура не состоится, это отметят в протоколе, в котором также укажут причину:

  • отсутствие заявок;
  • подача только одной заявки;

Причем Закон № 44-ФЗ не содержит положений о признании запроса предложений несостоявшимся в следующих случаях:

  • при отстранении от запроса предложений комиссией заказчика всех участников, подавших заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
  • при признании комиссией только одной заявки соответствующей всем требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
  • при уклонении победителя запроса предложений и участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер от заключения контракта.

Из всех сведений, содержащихся в протоколе, в первый день проведения запроса предложений публикуют только перечень отстраненных участников и лучшие условия исполнения контракта.

Зачтение лучших условий исполнения контракта

По окончании оценки заявок комиссия зачитывает перед всеми присутствующими условия исполнения контракта. Если рассмотрение и оценку прошли несколько заявок, оглашают сведения из заявки, признанной лучшей, а в случае если была подана единственная заявка или только одна была признана надлежащей — информацию из такой заявки без объявления имени участника (ч. 11 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Прием окончательных предложений

Всем участникам данной закупки предлагают отправить окончательные предложения. Для того чтобы борьбу за заключение контракта смогли продолжить только те, кто успешно прошел стадию рассмотрения и оценки заявок, необходимо внести соответствующее требование в порядок проведения запроса предложений.

При заполнении окончательного предложения участники используют приведенную в документации декларацию, а также инструкцию к ней. Заказчик устанавливает следующие требования к составу окончательного предложения:

  • указание основных данных об участнике закупки, достаточных для его идентификации;
  • создание окончательного предложения по форме, установленной заказчиком, и в соответствии с применяемыми критериями оценки (заказчик должен предусмотреть, что участники могут изменить только отдельные условия первоначального предложения, и попросить их делать примечание для комиссии, что недостающие сведения указаны в заявке).

Письменные предложения должны быть запечатаны в конверт, иметь сквозную нумерацию страниц и т. д. Электронные документы можно подавать с учетом требований статьи 5 Закона № 44-ФЗ после ввода в действие единой информационной системы.

Принятие решения об изменении заявки всецело ложится на участника закупки. Организации, желающие внести изменения в заявку или сохранить свои первоначальные условия, должны предоставить окончательные предложения не позднее чем на следующий рабочий день после проведения первой части запроса предложений.

Выбор победителя возможен только среди участников, которые направили и заявку, и окончательное предложение. При этом если каждый участник заявит, что отказывается подать второй документ, все заявки этих участников автоматически посчитают окончательным предложением и завершат процедуру (ч. 14 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Победителем в этой ситуации окажется тот, чьи условия исполнения контракта были оглашены перед этим. Несмотря на отсутствие стадий рассмотрения и оценки окончательных предложений, протоколы, содержащие вышеуказанную информацию, опубликуют по общему правилу, то есть на следующий рабочий день.

Следует отметить, что в Законе № 44-ФЗ идет речь об участниках, присутствовавших на заседании. Таким образом, участники, подавшие заявку, но не имевшие возможность заявить о своем отказе вместе с остальными, не смогут претендовать на победу. Такой случай заказчики, как правило, разъясняют в документации при определении порядка проведения запроса предложений.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями

Для проведения этой процедуры необходимо, чтобы ко времени, указанном в документации, было подано хотя бы одно предложение. Как правило, окончательные предложения принимают до тех пор, пока не будет вскрыт первый конверт (открыт доступ к электронным документам). Но такой порядок не регламентирован в Законе № 44-ФЗ.

Присутствовать при вскрытии конвертов разрешат только тем участникам, которые направили окончательные предложения (ч. 15 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

При проведении процедуры действуют те же правила ведения записи, что и при вскрытии конвертов с заявками (открытии доступа к электронным заявкам).

Оценка окончательных предложений

Дата проведения данного этапа совпадает с днем вскрытия конвертов с окончательными предложениями.

В задачи комиссии входит только оценка представленных предложений по установленным критериям оценки. Исполнителем контракта сможет стать тот участник, который сделает лучшее окончательное предложение, вне зависимости от первоначальной заявки.

В статье 83 Закона № 44-ФЗ не установлены особенности проведения данного этапа, но предоставлено право определять собственный порядок процедуры. Таким образом, чтобы не оказаться в спорной ситуации, заказчик должен сам решать, как поступать в том или ином случае. Например,

  • установить возможность отклонения окончательных предложений при обнаружении в них расхождений с требованиями документации или при непредставлении полной информации согласно критериям оценки (по общему правилу оценивают все поступившие предложения, и формально победу может одержать участник, подавший документ с условиями, не соответствующими документации);
  • запретить подавать окончательные предложения, содержащие менее подходящие заказчику условия (в частности, указывать более высокую цену контракта) по сравнению с теми, которые были озвучены в первый день проведения запроса предложений (комиссия смотрит только окончательные предложения, поэтому может признать победителем ту организацию, которая представит хоть и самое выгодное предложение, но отличающееся в худшую сторону от лучшей заявки).

Результаты оценки окончательных предложений фиксируют в итоговом протоколе.

Итоговый протокол

В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ итоговый протокол — это перечень таких сведений, как:

  • условия исполнения контракта, представленные в окончательных предложениях каждого из участников и отдельно победителя;
  • сведения о том, какой порядковый номер присвоен каждому из участников.

В день оценки окончательных предложений итоговый протокол подписывают и публикуют в единой информационной системе. Одновременно с ним размещают полную версию протокола проведения запроса предложений (ч. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Заключение контракта

Контракт заключают по правилам, приведенным в части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ:

  • на 8-й—20-й день после публикации протоколов в единой информационной системе;
  • на условиях, приведенных в извещении о проведении запроса предложений и представленных победителем (а при его уклонении указанных участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер) в окончательном предложении;
  • с участником, окончательное предложение которого наилучшим образом соответствует требованиям заказчика к объекту закупки, а при его уклонении с участником, получившим за окончательное предложение второй порядковый номер.

Заказчик может подать иск против уклонившегося победителя и взыскать с него денежные средства, утерянные вследствие действий такого участника.

Признание запроса предложений несостоявшимся

Провести закупку путем проведения запроса предложений не получится, если к моменту вскрытия конвертов с заявками никто или только один участник не подаст заявку. Рассмотрим порядок действий заказчика в таблице.

Случаи признания запроса предложений несостоявшимся

Количество поданных заявок

Ссылка на норму Закона
№ 44-ФЗ

Порядок действий    (ссылка на норму Закона № 44-ФЗ)

Ни одной

ч. 19 ст. 83

1. Признать процедуру несостоявшейся.

2. Внести изменения в план-график (план закупок).

3. Провести новую закупку:

  • по общему правилу — посредством запроса предложений;
  • если закупку осуществляют по основанию, приведенному в пункте 3 части 2 статьи 83 — закупить услуги у единственного исполнителя (п. 34 ч. 1 ст. 93)

Одна

       

ч. 18 ст. 83

1. Организовать рассмотрение заявки.

2. Оформить протокол проведения запроса предложений.

3. Признать процедуру несостоявшейся.

4. Если заявка подана надлежащим образом, объявить участнику о возможности подачи окончательного предложения.

Если заявка не соответствует требованиям, процедуру завершить и провести новую закупку, внеся соответствующие изменения в план-график.

5. При отказе участника подать окончательное предложение внести данную информацию в протокол проведения запроса предложений и признать заявку участника окончательным предложением, после чего подписать указанный протокол.

6. Заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с условием согласования закупки в ФАС России (п. 25 ч. 1 ст. 93)



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22%
  • Над составлением бюджетной сметы 8%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66%
  • Над налоговой отчетностью 26%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль