Цена, сроки, обеспечение - стандартные разделы, интересующие контролеров

440
Обзор нарушений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), подготовленный Росказной в мае 2015 года, рассматривает прежде всего три стандартных раздела контрактов.

Ценовые параметры

Твердая цена государственного контракта установлена на весь срок его исполнения. Однако этот постулат действует не всегда. Например, в основе активной популяризации контрактов энергосервиса лежат особенности режима оплаты по ним. В данном случае цена - это процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов. В исключения попали и закупки таких услуг, как:

  • обязательное страхование, предусмотренное на федеральном уровне;
  • предоставляемых агентами;
  • оценка недвижимости.

Ценовая характеристика двух последних видов услуг ограничена суммами вознаграждения, которые рассчитываются:

  • в зависимости от наличия результата исполнения агентом поручения заказчика;
  • пропорционально оценочной стоимости недвижимости.

Специально оговорены и возможности изменения цены заказчиком. Например, при изменении цены государственного контракта недопустимо менять:

  • объем закупки;
  • другие параметры контракта.

Причем возможность изменений должна быть предусмотрена до момента заключения государственного контракта.

На правительственном уровне регламентирована замена твердой цены на формулу цены и применение ее начального (максимального) значения (далее – НМЦК).

Изменения цены допустимы при изменении объема закупки в пределах 10 процентов, если возможность корректировки была предусмотрена до заключения контракта.

На параметры цены безусловно могут повлиять и решения, принятые на правительственном (региональном, местном) уровне. Такие решения необходимы, если по объективным причинам без изменения цены выполнение государственного контракта  становится невозможным. Указанные решения учитывают, прежде всего, срок действия контракта:

  • три года (федеральный и региональный уровень);
  • один год (муниципальный уровень).

Второй признак – непосредственно цена, предельный размер которой различен для всех трех уровней:

  • 10 млрд руб. (федеральный уровень);
  • 1 млрд руб. (региональный уровень);
  • 500 млн руб. (местный уровень).

Право изменить ценовые характеристики государственного контракта обусловлено и принятием (согласованием) изменений в:

  • законодательстве о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);
  • перечне медицинских услуг для россиян, проходящих лечение за рубежом, если такие изменения вызваны медицинскими показаниями и допускаются контрактом иностранной организации.

Получатели бюджетных средств (далее – ПБС) могут оплачивать контракты, как правило, только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО). Исключение составляют закупки с длительным производственным циклом, если он превысит срок действия ЛБО. Ориентир при заключении ПБС указанных контрактов – решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Контракты ограничены лишь средствами, которые предусмотрены такими решениями на соответствующие цели. При этом и в общем случае, и в исключительном действует правило возможности корректировки цены при уменьшении ЛБО.

Сроки в контрактной системе

Длительность исполнения имеет приоритет перед просто сроком действия контракта. Завершение исполнения отдельных обязательств имеет разные границы, которые определены:

  • временными промежутками;
  • конкретными календарными датами.

Временные промежутки ограничивают и разграничивают даты, которые определяют:

  • различные промежуточные этапы;
  • окончание приемки (подписания акта);
  • устранение возможных недостатков;
  • режим оплаты;
  • действие обеспечения исполнения контракта;
  • гарантийный период.

Кроме того, ограничителями различных сроков могут выступать указания на:

  • объективные события;
  • возможные сроки, назначаемые одной из сторон (например, поставки на основании заявок заказчика);
  • длительность действия государственной программы (решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности), что особенно важно для ПБС.

Превышение срока действия утвержденных ЛБО допустимо при заключении ПБС энергосервисных контрактов.

Обеспечение: обязательное и желательное

Не думать об обеспечении исполнения контракта (далее – обеспечение контракта) при участии в конкурсе или аукционе могут только казенные учреждения. Этот тип учреждений выпадает также из всех остальных случаев обязательного обеспечения контракта. Еще два исключения возникают в отношении:

Запрос котировок чаще всего тоже попадает в исключения, так как обязанность предоставить обеспечение контракта возникает, только если НМЦК превысит 500 тыс. рублей. Полмиллиона рублей -

граница НМЦК, которая позволяет заказчику установить собственные требования к обеспечению контракта. Способы обеспечения не зависят от обязательности или желательности, их всего два:

  • гарантия, выданная банком в соответствии с требованиями контрактного законодательства, в частности на срок, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • зачисление на указанный заказчиком специальный счет, открытый для учета операций с денежными средствами, поступающими заказчику.

Какой способ выбрать, определяет участник закупки. Сумма обеспечения контракта привязана к НМЦК и в общем случае составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК с возможностью варьирования:

  • от 10 до 30 процентов НМЦК, которая превышает 50 млн руб., но в пределах суммы аванса, если он предусмотрен;
  • более 30 процентов от НМЦК или же в сумме, равной авансу, если он также превышает указанную долю НМЦК.

Обязательность антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона влияет и на порядок обеспечения, если цена снижена на 25 процентов и более по отношению к НМЦК. В полтора раза превысит обеспечение контракта размер, который был указан в документации о проведении конкурса или аукциона. При этом его сумма не должна быть меньше аванса (при его наличии).

Впрочем, такой порядок обязателен только при НМЦК более 15 млн руб. Если  же она составляет 15 млн руб. и менее,  участник вправе заменить обеспечение контракта на информацию, которая подтвердит его добросовестность на дату подачи заявки.

Кроме того, правила противодействия демпингу не распространяются на закупки лекарственных препаратов из правительственного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Проблема уменьшения

Частичное  исполнение контракта дает  поставщику, подрядчику, исполнителю (далее – Сторона № 2) право уменьшить обеспечение контракта на размер выполненных обязательств. Однако буквальное следование положениям контрактного законодательства сопряжено с трудностями для обеих сторон договорных отношений.

Пример

На поставленное оборудование установлен срок гарантии. Получив подписанный заказчиком акт сдачи-приемки (далее – Акт), Сторона № 2 заявила о своем желании уменьшить размер обеспечения. Так как отдельно стоимость гарантийных обязательств не выделена, то не ясно на  какую сумму может поставщик уменьшить размер обеспечения исполнения контракта. Желание Стороны № 2 - уменьшить обеспечение контракта до нуля, так как Акт подписан на всю сумму контракта.  Заказчик считает, что при этом будет утрачено обеспечение исполнения гарантийных обязательств. Решить спорную ситуацию может только суд.

Судебная тяжба не станет единственным выходом, если  прописать в контракте соотношение размеров основного  и гарантийного обязательств, например, «70 на 30», «60 на 40».

Проверка контракта банком

В настоящее время существует два вида банковского сопровождения, которые помогут не допустить нарушений условий контрактов: мониторинг расчетов (далее – мониторинг) и расширенное банковское сопровождение в течение  всего срока действия контракта.

Мониторинг

В рамках мониторинга Сторона № 2 открывает специальный расчетный счет в указанном заказчиком банке.  Через такой счет происходит движение всех денежных средств по контракту:

  • от заказчика к Стороне № 2;
  • от Стороны № 2 к субподрядчикам и  соисполнителям.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, банк  предоставляет заказчику отчет по счету Стороны № 2. Для этого формируется пакет документов, который состоит из выписки о движении денежных средств, оборотно-сальдовой ведомости по счету и информации об остатке денежных средств на последнее число отчетного месяца.

Расширенное банковское сопровождение

Опции, дополняющие мониторинг, могут включать в себя  еще один вид проверки контракта, который связан с контролем за  его исполнением. В частности, банк анализирует соответствие содержания документов, подтверждающих основание платежа и представляемых Стороной № 2 и ее соисполнителями по следующим параметрам:

  • срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • количество товаров (объем работ, услуг).

По результатам дополнительного контроля за исполнением контракта банк может, например, отказать в осуществлении платежа, если выявит несоответствия в документах. Порядок осуществления банком указанной функции должен быть подробно прописан в сопровождаемом контракте.

При контроле за исполнением контракта, предметом которого является  строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением, общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства. В этом случае происходит сверка между:

  • утвержденным в установленном порядке проектной документацией графиком выполнения работ;
  • фактическим результатом выполненных работ (их отдельных этапов).

При этом банк может взять на себя оказание агентских услуг при осуществлении:

  • строительного контроля;
  • технического (технологического) надзора.

Отчет по расширенному сопровождаемому контракту представля­ется банком заказчику не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Помимо пакета документов по стандартному мониторингу, такой отчет включает в себя различного рода информацию, связанную с контролем за исполнением контракта. Например, такая информация может отражать результаты:

  • расширенного мониторинга;
  • проверки документов на соответствие условиям контракта объемов выполненных работ, указанных в документах на оплату, фактически выполненным на объекте объемам работ.

При этом общая стоимость работ по проверенному контракту должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства. Выполняемые работы сверяются с проектной документацией, включая сметные приложения и калькуляцию, в течение всего срока действия контракта.

Кроме того, банк включает в отчет анализ информации о соответствии стоимости определенных договором с субподрядчиками (соисполнителями) видов строительных работ среднерыночным значениям.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль