Каким методом подтвердить цену контракта

864
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
В последнем номере журнала за 2013 г. была опубликована статья о необходимости определения (обоснования) начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при организации закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд1. В ней, в частности, было разъяснено, как определять НМЦК методом сопоставления рыночных цен (анализа рынка). Но это, как известно, не единственный способ. Рассмотрим, какие ещё варианты обоснования цены рекомендует Минэкономразвития России.

Законодательная база

Напомним, что требования к НМЦК определены ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

А приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации включают несколько способов расчёта НМЦК (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным. Остальные – нормативный, тарифный, про ектно-сметный, затратный и иные методы – могут применяться в случаях, определённых ч. 7–11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Ответственность за правильное определение НМЦК полностью возложена на заказчика.

Нормативный метод

Нормативный метод определения начальной (максимальной) цены контракта базируется на правовых актах о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ (Правительством РФ, высшими исполнительными органами субъектов РФ, местными администрациями). Данными актами утверждены предельные цены на товары (услуги, работы).

В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций использование указанного метода заключается в определении НМЦК путём умножения объёма закупаемых товаров (работ, услуг) на предельную цену единицы товара (работы, услуги).

Нормативный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в том случае, если у заказчика есть желание оптимизировать процесс закупки товаров (работ, услуг) в части определения НМЦК. При этом полученные с помощью сопоставления показатели не должны превышать предельных цен, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти (местного самоуправления).

Такие расчёты соответственно должны приводить к цене ниже, чем утверждено в действующих нормативах. Поэтому целесообразность применения нормативного метода совместно с методом сопоставления рыночных цен очень сомнительна как для заказчика (т. к. под сомнение будут поставлены расчёты, закреплённые документально и, несомненно, учитываемые на всех этапах планирования и исполнения бюджета), так и для подрядчика, который будет ориентироваться на нормативные значения при нормальных условиях гражданского оборота.

Методическими рекомендациями определено, что при применении нормативного метода должна использоваться информация о предельных ценах товара, работы, услуги, размещённая в единой информационной системе (ЕИС). До ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru). Однако данное положение вступает в смысловое противоречие с ч. 4 ст. 20 Закона № 44-ФЗ, где указано, что предельные цены могут определяться общими правилами нормирования (правилами нормирования). Обычно подобные действия органов власти осуществляются путем издания правовых актов.

В этом случае возможно применение предельных цен, установленных в официальном порядке, непосредственно на основании соответствующего акта органа власти.

Тарифный метод

Аналогичным по формуле расчёта нормативному методу является тарифный метод определения НМЦК (п. 5.2 Методических рекомендаций).

Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

К наиболее часто употребляемым товарам (работам, услугам), цены на которые подлежат тарифному регулированию, относятся: 1) электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими её на оптовый рынок; услуги по передаче электроэнергии по сетям и по оперативно-диспетчерскому управлению, а также иные услуги, оказываемые на рынках электроэнергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ), органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов, в случае закупки такой энергии у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
3) перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
4) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в соответствующий перечень, госрегулирование которых осуществляется ФСТ;
5) отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

В отличие от нормативного метода при применении тарифного метода используются утверждённые или предельные цены (тарифы), принятые постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов госвласти и местного самоуправления, уполномоченных на осуществление регулирования цен в соответствующей сфере деятельности.

На федеральном уровне таким органом является ФСТ, на иных уровнях управления – региональные тарифные службы или органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод используется для определения НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Из-под сферы его применения «выпадают» работы, связанные с текущим ремонтом производственных площадей. На практике это может привести к необходимости употребления метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) отдельно по материалам для ремонта, отдельно – по работам. Либо применение метода сопоставимых рыночных цен может быть основано на запросах цен подрядчиков (желательно за период менее шести месяцев до определения НМЦК).

В пунктах 6.2, 6.3 Методических рекомендаций перечислены показатели, которые следует или не следует включать в сметную стоимость объекта капитального строительства. А в пункте 6.4 содержатся затраты, по которым заказчику целесообразно принять обоснованное решение об их включении (или невключении) в НМЦК.

Обоснование НМЦК указанным методом осуществляется в несколько этапов: 1) определение затрат (показателей), включаемых в сметную стоимость работ;
2) корректировка показателей сметной стоимости строительства объекта по главам сводного сметного расчёта, относящиеся к деятельности подрядчика, на индексы инфляции на период от даты разработки проектной документации до даты опубликования извещения о закупке в ЕИС (на официальном сайте);
3) корректировка показателей сметной стоимости на дату опубликования извещения о закупке в ЕИС (на официальном сайте) на индексы инфляции на период строительства (п. 6.6.3 Методических рекомендаций) в соответствии с данными проекта строительства.

В случае отсутствия обязательств заказчика по авансированию работ необходимо скорректировать НМЦК на коэффициент дисконтирования (п. 6.7 Методических рекомендаций).

Для справки

Под сметной стоимостью понимается сумма денежных средств, необходимых для строительства объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004)

Если выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту выходит за рамки лимита бюджетных обязательств (далее – ЛБО), то НМЦК определяется равной стоимости этапа строительства в соответствующем финансовом году. А при наличии решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (в зависимости от уровня бюджета, за счёт средств которого исполняются финансовые обязательства) о заключении долгосрочного контракта на строительство объекта капстроительства – НМЦК будет равна расчётной стоимости, определённой по правилам, указанным выше.

С целью формирования государственных (муниципальных), а также адрес ных инвестиционных программ (далее – программа) объём средств, направляемых в объекты капитального строительства, рассчитывается на основании укрупнённых нормативов цены строительства, включенных в федеральный реестр сметных нормативов и прогнозных индексов-дефляторов, в порядке, установленном п. 6.11 Методических рекомендаций, и представляют собой НМЦК.

Заказчику вменяется в обязанность провести проверку достоверности определения сметной стоимости строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

При этом не имеет значения порядок установления НМЦК конкретной работы. Делается ли это в программе путём определения расходного обязательства или исчисления цены, при отсутствии таковой или если работы (объекты) в программе по какой-то причине не конкретизированы.

Если по результатам проверки сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта не превышает значение расходных обязательств, НМЦК будет соответствовать показателям, определённым программой.

Если НМЦК превышает утверждённые ЛБО, то необходима соответствующая корректировка программы в части увеличения бюджетных средств или привлечения дополнительных источников финансирования.

Затратный метод

Применение затратного метода определения НМЦК предполагает учёт расходов контрагентов, необходимых для исполнения контракта, а также обычной для условий гражданского оборота в соответствующей сфере деятельности прибыли. Затратный метод используется в случаях, когда иные методы недопустимы (например, когда товар является уникальным) либо дополнительно к иным методам.

При определении расходов, связанных с исполнением контракта, могут учитываться обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты: на производство, приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг; транспортировку; хранение; страхование; иные затраты.

Информация об обычной прибыли может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещённых в ЕИС, на официальном сайте, в других общедоступных источниках информации, в т. ч. в информационно-ценовых агентствах, а также результатов изучения рынка, проведённого по инициативе заказчика (пп. 7.3 и 7.4 Методических рекомендаций).

Проблема определения «обычного» размера затрат и прибыли методологически является одной из самых трудных во многих отраслях экономической деятельности.

Дело в том, что в основе расчёта затрат и прибыли подрядчика лежит коммерческая тайна. То есть режим конфиденциальности информации о товаре, работе или услуге, позволяющий её обладателю (потенциальному подрядчику) при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Право на определение перечня такой информации, а также на её раскрытие принадлежит обладателю информации.

Методическими рекомендациями не установлено обязательное условие об исследовании (анализе, сопоставлении) возможных затрат и обычной прибыли нескольких потенциальных подрядчиков, при этом затратный метод отделён от метода сопоставимых розничных цен, который, напротив, такое исследование предполагает. В связи с этим решение об установлении НМЦК превращает любое исследование рынка заказчиком в оферту: организуется поиск подрядчика, готового оказать «уникальную» услугу, выполнить «нестандартную» работу, поставить «эксклюзивный» товар.

Скорее всего, указанный метод будет применяться при приобретении культурных ценностей, создании произведений литературы и искусства.

Методические рекомендации содержат требования к организации закупок товара или созданного в результате выполнения работы объекта с последующим обслуживанием, эксплуатацией в течение срока службы, ремонтом, утилизацией (контракт жизненного цикла). Эти закупки совершаются в случаях, предусмотренных Правительством РФ (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Указанные характеристики товара, объекта являются существенными условиями при выборе подрядчика. И потому требуют включения в качестве критерия оценки заявок стоимостной оценки жизненного цикла (п. 8.1 Методических рекомендаций).

В соответствии с Методическими рекомендациями под критерием стоимости жизненного цикла понимается величина расходов на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию. Такая «сложносоставная» поставка требует расчёта затрат подрядчика на каждом этапе (стадии) жизненного цикла: проектирование, создание (производство), ввод в эксплуатацию, эксплуатация, в т. ч. техническое обслуживание, модернизация.

В связи с тем, что работы по стадиям жизненного цикла, как правило, не оформляются отдельными контрактами, определение затрат подрядчика также можно будет производить затратным методом с учётом прогнозируемой инфляции. Обоснование стоимости контракта жизненного цикла будет определяться исходя из затрат подрядчика на каждой его стадии. По всей видимости, этот метод не будет применяться и при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов недвижимости, в связи с тем, что в этих случаях рекомендован сметно-затратный метод.

Заключение

Анализ Методических рекомендаций свидетельствует о том, что законодательное регулирование определения НМЦК будет совершенствоваться в процессе его исполнения. Сопоставление цен, проектно-сметное планирование, тарификация являются традиционными способами определения НМЦК для системы заключения государственных (муниципальных) контрактов в рамках действующей системы организации закупок. Дополнительные методы, с одной стороны, направлены на оптимизацию деятельности заказчика по формированию наиболее значимого условия любого заключаемого контракта – стоимости поставки. С другой стороны – область применения дополнительных методов не определена и будет, судя по всему, формироваться с учетом практики внедрения контрактной системы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль