За что и как может наказать ФСС РФ

960
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Специалисты Фонда социального страхования РФ, так же как и налоговики, наделены полномочиями по проведению выездных проверок организаций. Причём появление проверяющих из ФСС РФ на пороге учреждения – отнюдь не редкость. Выясним, как проходят такие проверки и какие санкции представители фонда могут применить по их итогам.

Виды проверок

Фонд социального страхования РФ проводит два вида проверок: 1) правильности исчисления и уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ));
2) обоснованности расходования средств на выплату страхового обеспечения за счёт ФСС РФ в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ)).

Напомним, что за счёт ФСС РФ выплачиваются (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • пособие на погребение.

Также, за счёт средств фонда оплачиваются дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 262 Трудового кодекса РФ, ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

Проверки правильности исчисления взносов и обоснованности выплаты страхового обеспечения ФСС РФ проводит одновременно (ч. 7 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Основной документ, которым фонд руководствуется при проведении проверок, – это Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, далее – Методические указания).

Проверки по плану

Проверки проводятся на основании ежегодных планов-графиков (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Причём все проверки, которые включены в план, ФСС РФ проводит совместно с Пенсионным фондом РФ. То есть организация фактически «попадает» сразу под две поверки: «социальную» и «пенсионную».

Критерии для включения организации в план-график следующие (п. 2 Методических указаний):

  • страхователь имеет значительные расходы за счёт средств социального страхования. При этом критерия «значимости расходов» в Методических указаниях не содержится;
  • страхователь систематически получает значительные суммы от отделения ФСС РФ на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию. Понятие «систематичности» в Методических указаниях тоже не разъясняется.

Кроме того, факторы риска перечислены в совместном письме от 21.12.2010 Пенсионного фонда РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872. В соответствии этим документом попасть в план проверок может организация, которая:

  • имеет большую облагаемую базу и большое количество работников;
  • несвоевременно представляет отчётность;
  • представляет отчётность, в которой имеются несоответствия;
  • представляет уточнённые расчёты;
  • имеет задолженность по взносам;
  • начисляет выплаты, не облагаемые страховыми взносами;
  • применяет пониженные тарифы;
  • уменьшает суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности застрахованных.

Как видно, перечень случаев, когда организация может быть включена в план проверок, довольно обширный. Впрочем, если к сданной отчётности у контролёров не было претензий и организация не претендует на возмещение крупных сумм из бюджета, то вероятность, что к ней придут с проверкой будет крайне низкой.

Хотя чиновники в частных разъяснениях говорят о том, что они публикуют планы проверок, найти их на сайтах отделений ФСС РФ практически невозможно. Тем не менее, иногда это удается. Например, с планом поверок филиала № 35 Московского областного регионального отделения ФСС РФ на 2014 г. можно ознакомиться по ссылке: http://www.fi l35morofss.narod.ru/plan_2014.html.

Не планом единым…

Руководитель территориального отделения ФСС РФ может назначить внеплановую проверку страхователя.

В пункте 2 Методических указаний сказано, что это происходит «в необходимых случаях». Вот только перечня таких случаев (хотя бы примерного), нигде нет. Отсутствуют и ограничения по количеству и периодичности внеплановых проверок.

Практика показывает, что поводом для назначения такой проверки может послужить: 1) обращение страхователя за выделением средств (ч. 4 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). Теоретически фонд может назначить выездную проверку по каждому обращению, но в реальности проверки происходят выборочно, когда у фонда есть подозрение, что в представленных документах не все чисто;
2) жалоба работника на отказ в выплате пособия или на неправильный расчет (ч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). В такой ситуации специалисты фонда наверняка нагрянут к страхователю с внеплановой проверкой;
3) предстоящая реорганизация или ликвидация страхователя (ч. 20 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предъявите документы

Перечни документов, которые проверяющие из ФСС РФ будут запрашивать у организации, различаются в зависимости от предмета проверки. Приведем их в таблице:


Кроме перечисленных проверяющие, скорее всего, захотят ознакомиться с общими документами, которые необходимы в ходе любой проверки. Это, в частности: учредительные документы; отчётность по взносам; коллективные и трудовые договоры; приказы о приёме на работу; трудовые книжки; табели учёта рабочего времени; зарплатные ведомости; расчёты проверяемых пособий.

Срок хранения документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, составляет шесть лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

Оформление результатов

В последний день выездной проверки представители фонда обязаны составить справку о её проведении (ч. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В ней фиксируются предмет проверки и сроки её проведения. Она вручается представителю организации.

Следующий документ, который составляют проверяющие, – акт проверки.

Он оформляется в течение двух месяцев после получения справки (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Ещё пять дней отводится на вручение акта организации.

В течение 15 дней организация может представить письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). После этого руководитель (или замруководителя) отделения ФСС РФ начнёт рассматривать материалы проверки, предварительно известив организацию о времени и месте этого мероприятия.

В итоге может быть вынесено решение о привлечении организации к ответственности, либо об отказе в привлечении. Через 10 дней после вручения решения организации оно вступит в силу (ч. 12 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Если организация будет не согласна с выводами проверяющих, она может обжаловать их решение либо в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов, либо в суд (ч. 1 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

Ответственность

Штрафные санкции по итогам проверки, как и нарушения за которые они применяются, разнообразны. Представим их в виде таблицы:



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль