Контроль не для галочки

707
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
В структуру государственного (муниципального) задания должен входить порядок контроля за его исполнением. Проанализировав содержания заданий на интернет-сайте www.bus.gov.ru, мы пришли к выводу, что данный порядок зачастую носит формальный характер. В частности, устанавливаются очень общие и расплывчатые определения (например, в задании указывается лишь то, что контроль может быть ведомственный и вневедомственный, а также плановый или внеплановый и т. п.). Между тем грамотно организованный контроль обеспечивает не только качество государственных и муниципальных услуг (работ), но и эффективность расходования бюджетных средств.

Зачем нужен контроль?

Главной функцией контроля можно считать своевременное получение главным распорядителем бюджетных средств (в отношении казенных учреждений) либо органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (в отношении бюджетных учреждений), достоверной информации о фактическом ходе исполнения учреждением государственного (муниципального) задания. При этом особое внимание должно быть уделено таким понятиям, как «своевременность» и «достоверность». Собственно, стремление к ним и должно влиять на определение таких параметров контроля, как его методы, периодичность и исполнители.

Методы контроля

При определении применяемых методов контроля необходимо стремиться к обеспечению достоверности получаемой информации. Самой простой формой контроля является ознакомление с отчетностью учреждения о выполнении задания, однако одной такой формы недостаточно, поскольку может существовать вероятность предоставления самим учреждением недостоверной информации.

Поэтому в дополнение к указанной форме могут применяться наблюдение за оказанием услуг или выполнением работ непосредственно на месте осуществления деятельности по заданию (посещение занятий, мероприятий и т. д.); проведение опроса и анкетирования (сплошных или выборочных), фокус-групп с получателями услуг; проверка наличия у учреждения тех или иных документов (например, договоров с получателями услуг, документов, подтверждающих требуемую заданием квалификацию сотрудников учреждения и т. д.).

В некоторых случаях может быть использован так называемый метод тайного покупателя, при котором специально подготовленный человек выступает в роли получателя услуги учреждения (например, обращается в телефонную службу доверия или посещает какое-либо мероприятие), фиксируя при этом фактические параметры оказания услуги.

Запомнить

Оценка выполнения государственного задания проводится по таким критериям, как: полнота и эффективность использования бюджетных средств; количество потребителей госуслуг; качество оказания госуслуг (количественные характеристики качественных показателей оказания услуг).

Сроки контроля

Своевременность контроля должна обеспечивать получение информации о фактическом ходе исполнения учреждением задания в такие сроки, которые бы позволяли учредителю при обнаружении нарушения принимать соответствующие управленческие решения, способные исправить ситуацию. Если контрольные мероприятия начнут проводиться в последнем квартале года и фактические результаты не будут соответствовать ни его заявленным параметрам, ни тем сведениям, которые учреждение предоставляло в течение года в своей отчетности, то изменение ситуации какими-либо финансовыми или административными мерами в текущем году может быть уже невозможно.

Пример 1

Государственное бюджетное учреждение «Зоопарк» вело недостаточную информационно-рекламную работу среди населения, из-за чего годовое количество посетителей в конце года оказалось значительно меньше установленного в задании. Это выяснилось по факту проверки учредителем. Однако в оставшееся до 31 декабря время нагнать это количество уже нереально.

В связи с этим, периодичность проведения контрольных мероприятий должна обеспечивать их обязательное регулярное проведение в течение всего срока выполнения задания (например, ежеквартально). Однако проведение контрольных мероприятий может быть и внеплановым – в этом случае рекомендуется определить конкретные случаи, которые являются основаниями для проверки.

Нормативный документ

В соответствии с п. 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обес печении выполнения государственного задания, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, контроль за выполнением федеральными бюджетными учреждениями заданий осуществляют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя.

Запомнить

В соответствии с п. 22 Методических рекомендаций, утв. приказом Минфина России № 136н и Минэкономразвития России № 526 от 29.10.2010, Регламент проверки должен содержать следующие положения: наименование структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением задания; цели и задачи, формы и периодичность контроля; порядок осуществления камеральных проверок; порядок формирования и утверждения графиков проведения последующих выездных проверок; требования к форме и содержанию документов, представляемых в процессе осуществления контроля; права и обязанности сторон, а также перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.

Пример 2

Основаниями для внеплановой проверки могут быть получение учредителем учреждения жалобы на оказание услуги от ее потребителя, получение предписания иного контрольного органа.

Также следует учитывать, что различные методы контроля, предусмотренные государственным или муниципальным заданием, могут иметь различную периодичность – например, ознакомление с отчетностью учреждения и наблюдение за оказанием услуг может осуществляться ежеквартально, а опрос потребителей услуг как более затратное мероприятие – раз в полгода.

Инструменты контроля

Для проведения контрольных мероприятий могут использоваться такие инструменты, как:

  • форма отчета учреждения об исполнении задания (в соответствии с бюджетным законодательством требования к такой отчетности также должны входить в состав задания);
  • формы для фиксации результатов наблюдения за оказанием услуг или выполнением работ;
  • анкеты, опросные листы;
  • формы для ведения и фиксации результатов фокус-групп;
  • общие формы отчетов о проведении и результатах контрольных мероприятий.

Исполнители контроля

Традиционно исполнителями контрольных мероприятий являются должностные лица того или иного подразделения органа-учредителя.

Однако если это возможно, то имеет смысл на договорной основе привлекать для осуществления ряда контрольных мероприятий, в частности анкетирования, опросов, фокус-групп, метода «тайный покупатель», специализированные организации, имеющие квалификацию и опыт по применению таких методов.

Факторы эффективности

Важнейшим фактором, влияющим на эффективность проводимого контроля, является наличие у учредителя учреждения административных и финансовых ресурсов. С тем, чтобы осуществлять контрольные мероприятия не формально и не для галочки. К сожалению, в практике зачастую контроль за исполнением государственного или муниципального задания ограничивается изучением отчетов, посещением учреждения один раз в год и внеплановой проверкой при возникновении какой-нибудь чрезвычайной ситуации, например отравлении получателей услуг едой из пищеблока.

Также существенным фактором является степень проработанности самого объекта контроля, а именно государственного или муниципального задания. Если в задании параметры объема и особенно качества оказания услуг или выполнения работ указаны неполно и расплывчато (например, к качеству услуги отнесено только то, что ее получатели не должны жаловаться на ее качество, и т. п.), то контроль может быть вообще невозможен. Или же он превратится в банальный спор между учреждением и проверяющим о том, в какой степени оказываемая услуга является качественной.

Запомнить

Периодичность сбора отчетности об исполнении задания должна определяться для каждой услуги отдельно в зависимости от временных характеристик ее оказания. В случае если услуга оказывается в течение всего года, то рекомендуемая периодичность сбора отчетности – квартал. Если услуга оказывается единовременно, то периодичность отчетности – полугодие или год.

Пример 3

Муниципальное задание спортивной школы содержит услугу по обучению детей плаванию. При этом явно указано, какой квалификацией должен обладать тренер.

А также такое обязательное условие оказания услуги, как постоянное нахождение во время процесса обучения медицинского работника (конкретной квалификации).

В этом случае провести контроль за исполнением задания методом наблюдения достаточно просто. Если бы таких установок из содержания задания не вытекало, то осуществить объективный контроль было бы затруднительно.

мнение специалиста

Сергей Денисенко,
руководитель Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Москве

Управлением Росреестра по Москве активно ведется работа по оптимизации процесса приема документов, чтобы заявители могли как можно комфортнее получить все услуги. Мы систематически проводим мониторинг деятельности приемных. Для этого установлено более ста веб-камер. В режиме реального времени можно увидеть, в каком состоянии находится приемная в плане очередей и скопления посетителей. В некоторых окнах по приему граждан установлены видео- и аудиозапись, чтобы можно было контролировать степень профессиональной этики сотрудников. В каждой приемной размещены книги жалоб и предложений, в которых посетители могут оставить свои замечания.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 36.36%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.73%
  • Над налоговой отчетностью 9.09%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль