Что не нужно включать в план ФХД

1148
План финансово-хозяйственной деятельности является одним из важнейших документов бюджетных и автономных учреждений. Здесь отражается информация об их основных видах деятельности, объем планируемых расходов, в т. ч. в связи с выполнением государственного (муниципального) задания, а также доходов в виде субсидий, получаемых из бюджета, добровольных взносов, пожертвований, приносящей доход деятельности, продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося у учреждений на праве оперативного управления. Какие изменения внесены в Приказ № 81н, что учитывать при формировании плана, рассмотрим далее.

Читайте также статью "План финансово-хозяйственной деятельности учреждения"

Новации законодательства

В 2013 г. в Приказ № 81н внесены очень важные поправки, которые уточняют положение о порядке определения объемов выплат, связанных с выполнением учреждениями государственных (муниципальных) заданий.

Так, в соответствии с п. 12 приказа объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение задания могут рассчитываться и отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) с превышением нормативных затрат. То есть эти выплаты могут не соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии.

В случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате осуществления деятельности, «лишние» деньги могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в т. ч. на премии сотрудникам, но с обязательным уточнением плана ФХД.

Естественно, что вышеуказанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных (муниципальных) услуг, утвержденных в задании.

Кроме того, внесены поправки в приказы Минфина России от 30.09.2010 № 114н и от 16.07.2010 № 72н. Они направлены на устранение пробела в правовом регулировании операций между федеральными бюджетными и автономными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами). В частности, при формировании плана ФХД, сведений об операциях с целевыми субсидиями, а также отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Кстати, с 1 января 2014 г. предусматривается дисциплинарная ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания – на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб. А сейчас рассма тривается возможность введения дисциплинарной ответственности за выполнение плана ФХД (чтобы факт не превышал план).

Имущественный вопрос

В рамках данной статьи рассмотрим некоторые вопросы распоряжения имуществом. Дело в том, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенных за счет средств, выделенных им на приобретение такого имущества. Кроме того, учитываются расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки. При этом данные расходов обязательно включаются в план ФХД.

Запомнить

План ФХД дает возможность органу-учредителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждения. Ничто не мешает учредителю в своем порядке установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в т. ч. в разрезе видов услуг или работ.

Особенности распоряжения имуществом бюджетных и автономных учреждений установлены положениями ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В соответствии с ними автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Запомнить

В настоящий момент Минфин России рассматривает вопрос о введении дисциплинарной ответственности за нарушение порядка распоряжения имуществом.

При этом законодательством РФ не установлено ограничение для отнесения имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к особо ценному движимому имуществу. С учетом положений, установленных ст. 298 ГК РФ, учреждение самостоятельно распоряжается имуществом (в т. ч. отнесенным к особо ценному движимому имуществу), приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности.

Сейчас в Минфине России рассматривается возможность уточнения положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.2006 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) о включении по решению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, расходов на содержание особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, в состав нормативных затрат, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

Один на всех

Минфином России рассматривается возможность внесения изменений в Приказ № 81н, которыми введется норма об утверждении единой для всех бюджетных и автономных учреждений формы плана финансово-хозяйственной деятельности (см. письмо ведомства от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

Утверждение планов ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан самостоятельно установить порядок составления и утверждения планов ФХД подведомственных бюджетных и автономных учреждений согласно требованиям, определенным Приказом № 81н (далее – Требования).

При этом орган-учредитель, определяя указанный порядок, вправе преду смотреть дополнительную детализацию показателей плана ФХД, в т. ч. утвердить типовую форму плана; установить предельные сроки его утверждения и т. д.

Запомнить

Субсидия на государственное (муниципальное) задание не может быть уменьшена в течение срока его выполнения. Но планируемые поправки в законы № 174-ФЗ и № 7-ФЗ позволят уменьшить субсидию в течение срока задания в случае сдачи в течение финансового года в аренду государственного (муниципального) имущества или его реализации. Также рассматривается возможность уменьшения субсидии, если снизилась потребность в коммунальных платежах, например в результате утепления фасада.

В соответствии с пп. 9 и 17 Требований план ФХД составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого он при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение учредителю.

Однако учредитель вправе предоставить руководителю бюджетного учреждения право самостоятельно утверждать план ФХД.

Орган-учредитель также вправе в установленном им порядке предусмотреть, что внесение изменений в план может осуществляться в течение всего текущего финансового года учреждением самостоятельно, а утверждение указанных изменений учредителем – в определенные сроки.

У автономных учреждений иная схема действий. План ФХД утверждается согласно Закону № 174-ФЗ исключительно руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета.

Учитывая императивность данных норм, иных способов принятия решения об утверждении проекта плана ФХД Законом № 174-ФЗ не предусмотрено. Хотя положения Закона № 174-ФЗ позволяют сделать вывод, что заключение наблюдательного совета носит рекомендательный характер и может являться необязательным для принятия руководителем автономного учреждения соответствующего решения.

В связи с этим в Минфине России рассматривается вопрос об уточнении соответствующих положений Закона № 174-ФЗ (а именно п. 6 ч. 1 ст. 11).

В частности, возможность передачи в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, компетенций наблюдательного совета другим органам автономного учреждения, в т. ч. руководителю.

О чем говорит цена услуги

Согласно Комплексным рекомендациям по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (письмо Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036) установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказаниеаналогичной услуги в рамках госзадания будет свидетельствовать: 1) либо о некачественном планировании и, соответственно, завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии; 2) либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом № 83-ФЗ, согласно которому за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно задания.

Платные услуги

Необходимо избегать включения любых платных услуг в государственное (муниципальное) задание. Это учитывается и при составлении плана ФХД.

Запомнить

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в т. ч. от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ поступают в их самостоятельное распоряжение.

В случае если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в задание, то размер субсидии на него следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в т. ч. в рамках задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Приносящая доход деятельность и услуги в рамках заданий должны быть четко дифференцированы.

Платная услуга (в т. ч. относящаяся к основной деятельности учреждения) должна включать более комфортные условия ее оказания, дополнительные расходные материалы, более высокую квалификацию персонала и т. п.

В учреждениях федерального уровня отделить платные услуги, оказываемые в рамках приносящей доход деятельности и госзадания, будет проще, чем на региональном и муниципальном уровнях. Дело в том, что в ряде специализированных учреждений, созданных субъектами РФ и муниципальными образованиями (например, в детских дошкольных образовательных учреждениях, домах престарелых), оказываются услуги, в той или иной степени предусматривающие взимание платы.

Пример

Разделить услуги в детских дошкольных учреждениях можно на конституционно гарантированную образовательную услугу и услугу дошкольного воспитания, которая может идти вне задания и за которую может взиматься плата.

Либо плата может зачисляться родителями в соответствующий бюджет. В данном случае при установлении учреждению задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствии с образовательной программой дошкольного образования размер субсидии должен рассчитываться с учетом нормативных затрат, связанных с содержанием ребенка, в размере 100%.

Для бюджетных учреждений определение стоимости платных услуг находится в компетенции органа-учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Диапазон полномочий органа-учредителя достаточно широк – от полного регулирования цены каждой услуги до передачи этой функции учреждению.

Все вышеназванные нюансы следует учитывать при составлении плана ФХД, с тем чтобы сделать его максимально эффективным и исключить расхождения между плановыми и фактическими показателями.

официальное мнение

Татьяна Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Мы будем продолжать работу по уточнению и развитию нормативной правовой базы в части совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, по организационной и информационной поддержке реформы государственных (муниципальных) учреждений. Результатом нашей работы и реформирования системы государственных (муниципальных) услуг в целом должны стать:

  • использование инструмента государственного задания при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ и государственных заданий;
  • переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг с учетом региональной или отраслевой специфики;
  • упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях;
  • включение показателей качества государственных услуг в государственные задания;
  • переход к «эффективному контракту» с работниками учреждений.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль