Экскурсии для учащихся: отражаем расходы

118
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
В период зимних и весенних каникул в образовательных учреждениях, как правило, организуются для учащихся культурные мероприятия (экскурсии в музеи, походы в театр). Причем в части организации бухгалтерского учета подобных затрат, а также источников их финансирования все не так-то просто.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Правила организации мероприятия

Изначально хочется отметить, что образовательное учреждение реализует основную программу обучения, в том числе и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на освоение основной образовательной программы.
Методические материалы по организации данной деятельности в учебных заведениях приведены в письме Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296. А обязанность проводить подобные мероприятия закреплена приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. В соответствии с приведенным письмом среди форм внеурочной деятельности чиновники выделяют экскурсии, походы в театр, поисковые и научные исследования и т. д. Причем для организации подобных мероприятий действующее законодательство не запрещает привлекать различные источники финансирования. То есть соответствующие расходы могут быть профинансированы полностью или частично за счет средств бюджета, собственных доходов образовательного учреждения, добровольных взносов (пожертвований) физических (как правило, родителей) и юридических (организаций, в которых работают родители учеников, организаций, взявших шефство над образовательным учреждением, и т. д.) лиц. Однако при использовании бюджетных средств следует заранее позаботиться о том, чтобы подобные мероприятия были предусмотрены учебно-методическим планом учебного заведения, иначе могут возникнуть проблемы с проверяющими.

Учет расходов

Для наиболее рациональной организации и ведения учетных процедур расходов в рамках внеурочной деятельности целесообразно составить смету проведения мероприятий с выделением видов расходов и источников их финансирования.
Если финансирование мероприятий осуществляется за счет средств бюджета, распределение источников по видам расходов производится на стадии их санкционирования. В новых условиях это означает, что расходы на проведение мероприятий во время каникул должны учитываться при формировании объема средств, выделяемых на обеспечение выполнения государственного или муниципального задания.
Средства, поступившие от юридических и физических лиц, приходуются в составе прочих доходов (по кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» и дебету счетов учета денежных средств) как пожертвования или средства целевого финансирования. Подобные средства могут быть внесены на конкретные цели (например, на приобретение билетов или обеспечение питания) либо без указания условий расходования. Тем не менее средства прочих доходов должны включаться в План финансово-хозяйственной деятельности и, следовательно, распределяться по видам расходов.
Другими словами, после поступления денежных средств от физических и юридических лиц должны быть определены конкретные направления их использования (аналогичным образом распределяются собственные средства учреждения, выделенные для обеспечения отдельных видов расходов).
В том случае, когда мероприятие полностью финансируется за счет бюджетных средств, в смете следует произвести детализацию расходов по соответствующим кодам КОСГУ.
Если же источников финансирования несколько (более одного), а часть средств является обезличенной (то есть представление средств не обусловлено осуществлением конкретных видов расходов), можно рекомендовать следующий подход. Сначала определяется состав расходов, финансируемых за счет бюджетных средств или за счет иных поступлений, в отношении которых установлен порядок и направления расходования. Расходы в части, не обеспеченной указанными источниками финансирования, подлежат распределению между другими поступлениями. Оптимальным представляется установление схемы распределения на уровне учетной политики. Однако это возможно, лишь когда подобные расходы в определенной мере постоянные, осуществляются регулярно, а вероятные источники финансирования могут быть определены заранее с необходимой степенью точности. Так что распределение расходов на практике производится в каждом конкретном случае после поступления средств из различных источников.

Отражение ситуации в учете

В соответствии с приведенной выше схемой учета затрат отдельные группы расходов могут отражаться по одному коду КОСГУ, но по разным кодам видов деятельности. Например, в случае, когда для перевозки участников экскурсии привлекаются услуги сторонней транспортной организации с оплатой за счет бюджетных средств и средств, сданных родителями учеников, в бухгалтерском учете будет оформляться сложная контировка:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена сумма расходов, подлежащих оплате за счет бюджетных средств 1 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»
1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
Отражена сумма затрат, оплачиваемых за счет средств родителей 2 401 20 222
«Расходы на транспортные услуги»
2 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам»

Из экономического содержания операций следует, что часть расходов может оплачиваться безналичным порядком – до начала соответствующего мероприятия, другая часть – наличными средствами, через подотчетных лиц, в качестве которых выступает один из педагогических работников, сопровождающих экскурсию. В этом случае расходы в учете отражаются после представления утвержденного авансового отчета.
По нашему мнению, не будет методологической ошибкой выдача подотчетных сумм и представление авансовых отчетов по каждому источнику финансирования. Подобный подход может существенно упростить процесс распределения и списания затрат.

Важно запомнить

С целью усвоения основной образовательной программы в учебном заведении может быть организована внеурочная деятельность. Ее финансирование может быть организовано как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 27.5%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль