Если вы дошли до точки… возврата товара

864
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
К сожалению, не так уж редко встречаются случаи, когда поставленный товар не соответствует стандартам качества и учреждение вынуждено возвращать его поставщику. Операция обыденная, но в инструкциях по бухгалтерскому учету отдельно не описана, поэтому на практике вызывает множество вопросов. Если возникла такая ситуация, можно порекомендовать следующее.

Право на возврат

При обнаружении учреждением-покупателем неустранимых недостатков товара оно вправе по своему выбору (см., в частности, п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 475, п. 1 ст. 518 ГК РФ.):

  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Если покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность данного товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Такое требование содержится в п. 1 ст. 514 ГК РФ.

Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии что они обнаружены в следующие сроки:

  • в течение гарантийного срока – если на товар установлен такой срок (п. 3 ст. 477 ГК РФ);
  • в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю – если гарантийный срок или срок годности не установлен (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Иное может быть определено законом или договором купли-продажи.

Бухгалтерский учет: под влиянием момента

Приемка. Факт поступления в учреждение товаров ненадлежащего качества может быть выявлен непосредственно при их приемке. В этом случае оформляются:

  • акт о поставке товаров ненадлежащего качества в произвольной форме – если речь идет о поступлении объектов, которые предполагается принять к учету в составе основных средств;
  • Акт приемки материалов (ф. 0315004) – если учреждением получены материальные запасы.

Акты составляются членами комиссии по поступлению и выбытию активов с участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации. Они служат основанием для оформления учреждением-покупателем письменной претензии, в которой указываются соответствующие требования (о замене товара или возврате денег).

Руководитель, как правило, дает указание о принятии этих товаров на ответственное хранение для последующего возврата поставщику. Со дня поступления в учреждение по день возврата они учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п. 335 Инструкции № 157н).

Эксплуатация. К сожалению, не всегда удается установить ненадлежащее качество товаров в момент их поступления в учреждение. Зачастую возврат осуществляется уже после того, как материальные ценности были приняты на баланс в составе основных средств или материальных запасов.

Порядок документального оформления таких операций, их отражения в регистрах бухгалтерского учета действующими нормативными правовыми актами не определен. Учетной политикой учреждения может быть предусмотрена, например, следующая последовательность действий.

Следует учесть!

Отношения по договору купли-продажи заканчиваются только после выполнения сторонами взятых на себя обязательств: предоставления продавцом товара надлежащего качества и оплаты его покупателем.

Учитывая данные обстоятельства, если иное не будет прямо предусмотрено учредителем, у учреждений нет оснований:

  • производить документальное оформление возврата принятых к балансовому учету некачественных товаров в порядке, предусмотренном в публичноправовом образовании для списания имущества;
  • согласовывать возврат принятых на балансовый учет товаров в порядке, предусмотренном для операций по распоряжению особо ценным движимым имуществом или для крупных сделок.
Приведенные правила справедливы и для того случая, когда учреждение отказывается от исполнения договора и получает обратно денежные средства.

1. На основании заключения профильной комиссии учреждения в учете отражается внутреннее перемещение объектов между аналитическими счетами: они переводятся на счет 101 00 «Основные средства» (105 00 «Материальные запасы»), субсчет «Товары, подлежащие возврату поставщику».

2. Поставщику направляется письменная претензия.

3. Производится возврат имущества поставщику на основании Требования-накладной (ф. 0315006) или Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007). Эти накладные оформляются исходя из данных, указанных поставщиком в первичных документах при отгрузке товара, с проставлением отметки «Возврат товара».

4. Материальные ценности, предоставленные поставщиком взамен непригодных к использованию, принимаются к балансовому учету в общеустановленном порядке на основании данных, содержащихся в новых товарно-сопроводительных документах.

5. Если речь идет об обмене объектов основных средств, оформляется новая инвентарная карточка.

В инвентарной карточке, которая велась по возвращенному поставщику объекту, делается отметка о том, что товар возвращен, взамен получен новый товар или деньги.

Аналогичные записи могут быть произведены в соответствующих регистрах бухгалтерского учета при возврате материальных запасов.

6. При необходимости учреждение направляет в уполномоченный орган власти информацию о выбытии имущества, а также о поступлении нового объекта для внесения записи в реестр имущества публично-правового образования.

Расчеты с поставщиком по замене товара или возврату денежных средств согласно учетной политике учреждения могут отражаться на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» или на счете 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» (пп. 235, 236, 254 Инструкции № 157н). Например, возврат товаров может отражаться в регистрах учета по дебету счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту счета 100 00 «Нефинансовые активы».

Существует еще один вариант организации учета: сторнирование всех бухгалтерских записей, которые были произведены по возвращаемому объекту, и отражение поступления имущества надлежащего качества в общеустановленном порядке.

Однако его применение недостаточно обоснованно, поскольку в данном случае все операции с объектом ненадлежащего качества отражались в учетных регистрах своевременно согласно установленному порядку и не могут быть квалифицированы в качестве ошибки.

В общем случае покупатель при отгрузке возвращаемых некачественных товаров, принятых им на учет, обязан в установленном п. 3 ст. 168 НК РФ порядке выставить продавцу этих товаров счет-фактуру.

На это указывают положения п. 8 ст. 169 НК РФ, подп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение 3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), письма Минфина России от 28.08.2012 № 03-07-09/126, от 21.05.2012 № 03-07-09/58.

Пример

2 декабря 2013 г. учреждением приобретен и принят в состав основных средств – иного движимого имущества компьютер стоимостью 10 620 руб. (в т. ч. НДС – 1620 руб.).

Поставщик передал учреждению накладную и счет-фактуру. Гарантийный срок - 3 месяца. Компьютер планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности для осуществления операций, облагаемых НДС.

10 февраля 2014 г. компьютер вышел из строя. Поставщику направлена претензия, в которой учреждение предлагает заменить товар ненадлежащего качества.

12 февраля 2014 г. неисправное оборудование передано поставщику. Учреждению отгружен другой, исправный компьютер, стоимость которого согласно документам поставщика составила 10 620 руб. (в т. ч. НДС – 1620 руб.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:




Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль