У ГРБС отняли полномочия

1419
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
С вступлением в силу Закона № 252-ФЗ порядок осуществления финансового контроля уполномоченными органами в отношении государственных (муниципальных) учреждений претерпел значительные изменения. Рассмотрим, как теперь распределяются контрольные функции, кто в ответе за исполнение бюджетного законодательства, а кто – за эффективность использования бюджетных средств.

Для справки

Согласно п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. А также осуществляют другие полномочия в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами.

Что могут законодательные (представительные) органы

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) определены следующие виды государственного (муниципального) контроля (далее – госфинконтроль): 1) в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия: внешний (входит в обязанности органов внешнего госконтроля – Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) и внутренний (производится органами внутреннего госфинконтроля (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) и Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципалитетов);
2) в зависимости от цели осуществления контрольной деятельности: предварительный (производится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включает в себя санкционирование операций органами Казначейства России) и последующий (законность исполнения бюджетов, достоверность учёта и отчётности).

Таким образом, законодательные (представительные) органы всех уровней государственной (муниципальной) власти полномочиями по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля на стадиях обсуждения, формирования, исполнения бюджетов не наделяются.

Также данные органы больше не вправе осуществлять финансовый контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на организованных ими заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, в т. ч. связанные с осуществлением контроля, объектом которого являются указанные в п. 1 ст. 266.1 БК РФ органы и организации, с вступлением в силу Закона № 252-ФЗ будут исполняться в порядке ст. 153 БК РФ.

При этом проведение контрольных мероприятий законодательными (представительными) органами не может производиться исключительно в целях государственного (муниципального) финансового контроля, указанных в ст. 265 БК РФ, и внутреннего финконтроля, цели которого определены ст. 160.2-1 БК РФ.

Контрольные функции ГРБС уменьшены

Как указано выше, объекты госфинконтроля закреплены в ст. 266.1 БК РФ. К ним, в частности, относятся главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств (далее – ГРБС, РБС, ПБС), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, а также государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, и учредители (уполномоченные органы государственной (муниципальной) власти), и подведомственные им учреждения с июля 2013 г. уравнены в своем бюджетном статусе при проведении контрольных мероприятий в рамках осуществления госфинконтроля.

Напомним, что ранее ГРБС наделялись контрольными полномочиями за подведомственными РБС и ПБС в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. Кроме того, они осуществляли контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении данных средств из бюджета (ст. 269 БК РФ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

Однако поправки в БК РФ не означают, что ГРБС (РБС) в настоящий момент не могут контролировать деятельность подведомственных им учреждений. Данное право закреплено за ними ч. 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ (контроль за деятельностью бюджетных и казённых учреждений осуществляется ГРБС (иным уполномоченным нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования органом)), а также ч. 3.23 ст. 2 Закона № 174-ФЗ (контроль за деятельностью автономных учреждений входит в полномочия учредителя (иным уполномоченным нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования органом)).

На практике в объекты такого контроля со стороны учредителей – ГРБС (РБС) – включаются государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, совершение сделок с имуществом, которым учреждения самостоятельно распоряжаться не вправе.

Формально контрольные мероприятия производятся не в рамках БК РФ, но, по сути, направлены на обеспечение всеми учреждениями (независимо от их типа) правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. «Подмена» предмета контроля и полномочий ГРБС на госфинконтроль, цели и уполномоченные на проведение которого органы определены в БК РФ, является недопуститимой.

Определение бюджетных полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств в ст. 160.2-1 БК РФ предусматривает их правомочие на осуществление внутреннего финансового контроля, который не является государственным (муниципальным). Отличие государственного (муниципального) финконтроля (в т. ч. внутреннего и внешнего) от внутреннего контроля необходимо искать в целях его осуществления. Государственный (муниципальный) финансовый контроль производится в целях соблюдения бюджетного законодательства РФ (понятие (состав) которого даётся в ст. 1 и 2 БК РФ) и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 3 БК РФ).

Сфера внутреннего финансового контроля, осуществляемого ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, ограничена проверкой соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств подведомственными ПБС.

Таким образом, внутренний финконтроль может осуществляться только в отношении казённых учреждений, подведомственных ГРБС (РБС).

Вопрос о разграничении «иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения», проверка соблюдения которых возможна исключительно при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля, и «внутренних стандартов и процедур», соблюдение которых должны контролировать ГРБС (РБС), также в настоящее время БК РФ не разрешён.

Помимо внутреннего финконтроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам, установленным Минфином России;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Ограничиваются ли объекты внутреннего финансового аудита деятельностью самого ГРБС (РБС) или включают в себя аудит деятельности подведомственных учреждений, из действующей редакции БК РФ понять не представляется возможным.

Видимо, эти не урегулированные кодексом вопросы будут решены в порядках осуществления внутреннего финансового контроля и аудита, которые должны быть приняты соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Таким образом, на основе анализа норм Закона № 252-ФЗ можно сделать вывод о том, что контрольные финансово-бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, касающиеся подведомственных им учреждений (в отношении которых они, как правило, также осуществляют функции и полномочия учредителя) значительно уменьшены.

Правомочие органов внешнего госфинконтроля

К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) ст. 268.1 БК РФ отнесены: 1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
2) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
3) контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Органы внешнего контроля используют такие методы как проверки, ревизии, обследования. Они направляют обязательные для исполнения объектами контроля заключения, представления и (или) предписания, а также наделены правом принятия решения о применении бюджетных мер принуждения (ч. IV БК РФ), осуществления административного производства.

Ещё о внутреннем контроле

К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены: 1) контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
2) контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство ПБС;
3) контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счёт средств бюджета.

Осуществление указанных видов контроля органами казначейства возможно исключительно методом санкционирования операций.

Статья 269.2 БК РФ определяет полномочия иных (за исключением Федерального казначейства) органов внутреннего госфинконтроля (к которым отнесены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) по осуществлению внутреннего контроля:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Полномочия по внутреннему контролю указанных органов сходны с полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) контроля (проведение проверок, ревизий и обследований; направление объектам контроля актов, заключений, представлений и (или) предписаний; направление уведомлений о применении бюджетных мер принуждения; осуществление производства по делам об административных правонарушениях).

А порядок их осуществления определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Данный порядок должен содержать основания и правила проведения проверок, ревизий и обследований, в т. ч. перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, периодичности контрольных мероприятий, меры ответственности и т. д.

Пример

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утверждён Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Порядок), который, очевидно, будет положен в основу соответствующих региональных (муниципальных) документов.

Как было отмечено в настоящей статье, новым направлением деятельности в рамках внутреннего финансового государственного (муниципального) контроля согласно ст. 269.2 БК РФ станет контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчётности об исполнении заданий. Однако специфика осуществления контрольных мероприятий по указанному направлению в Порядке не закреплена.

Между тем с учётом того что полномочия ГРБС (РБС) в отношении бюджетных и автономных подведомственных учреждений по осуществлению финансового контроля Законом № 252-ФЗ полностью прекращены, Росфиннадзор и соответствующие региональные (муниципальные) органы становятся основными контролёрами эффективности деятельности как главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств (ответственных за реализацию госпрограмм), так и находящихся в их ведении учреждений (являющихся исполнителями заданий).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль