Как рассчитать реальную стоимость услуг

1198
Размер финансового обеспечения государственного задания может быть рассчитан несколькими методами, но, применяя каждый из них и следуя логике, изложенной в законодательстве, руководитель учреждения рискует попасть в одну из нормативных ловушек. Разберем эти спорные ситуации подробнее и опишем возможные способы их разрешения на примере учреждения культуры клубного типа.

В чем проблема

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ дек ларируется механизм финансового обеспечения основной деятельности учреждений через предоставление субсидий из бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с государственным заданием.

На практике эта законодательная норма во многих случаях привела лишь к изменению документального оформления движения денежных средств со стороны учредителей, но не к появлению реальных механизмов составления и обеспечения задания, основанных на продуманном перечне услуг (работ) и точном экономическом расчете их стоимости. Причины заключаются в наличии некоторых нормативных ловушек, заложенных в законодательстве.

Запомнить

Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Нормативная ловушка № 1

Недостатки ведомственного перечня. Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Положение № 671).

Региональные и муниципальные нормативные акты, касающиеся формирования задания, так или иначе ориентируются именно на это постановление.

Согласно п. 4 Положения № 671 государственное задание формируется на основе утвержденного федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Первоначально орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, формирует базовый (отраслевой) перечень услуг (работ) с учетом типов, видов и групп учреждений. Затем учредитель формирует ведомственный перечень, который не может противоречить базовому.

Во многих регионах при составлении ведомственного перечня пошли по пути разделения услуг (работ) по типам учреждений.

Таким образом, вне зависимости, есть ли в учреждении клубного типа библиотека, театр или музей, существующие как структурные подразделения, для формирования своего госзадания клубы, на пример, могли выбрать только строго определенный набор услуг (работ):

  • услуга по прокату кино- и видеофильмов, фильмокопий детского, юношеского и патриотического репертуара;
  • работа по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, любительских объединений;
  • работа по обеспечению сохранности и комплектованию фильмофонда;
  • работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий.

Стоимость услуг (работ), не вошедших в заветный перечень, просто распределялась между утвержденными для каждого учреждения услугами и работами, что в отдельных случаях приводило к завышению их стоимости и исключало возможность нормирования затрат.

Пример 1

Дворец культуры завода АМО ЗИЛ является культурным центром городского масштаба. Общая площадь здания центра составляет 23 096 м2 и подразделяется на площадь театральной и клубной частей. Театральная часть представлена большим залом на 888 мест. В клубную часть входят малый зал для театральных представлений (50 мест), многофункциональный театральный зал с возможностями кинопоказов (220 мест), лекторий (250 мест), библиотека; в культурном центре действует более 45 клубных формирований, каждое из которых имеет в среднем 3–4 группы.

При этом из всего возможного перечня услуг и работ в государственное задание вошли работа по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций и работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий.

Стоимость работы по организации деятельности кружков и студий в расчете на одного потребителя в соответствии с государственным заданием на 2012 г. составила 94,2 тыс. руб. (не включая расходы на содержание имущества), а стоимость работы по проведению фестивалей, выставок и прочих программных мероприятий в расчете на одно событие – почти 110 тыс.руб. Это объясняется тем, что расходы на содержание библиотеки (более 120 тыс.ед. хранения и штат 17 чел.), музея и театра были распределены между указанными работами.

В Москве эта ловушка существовала до сентября 2013 г., пока не был принят новый Отраслевой перечень.

При отсутствии достоверных расчетов с четким распределением по видам услуг (работ) единые (и даже групповые) нормативы не могут считаться действительными и справедливыми для всех.

Как следствие, возникает недофинансирование отрасли или неэффективное расходование бюджетных средств.

Сложившуюся ситуацию могут исправить только достоверный анализ реальной стоимости услуг в отрасли и формирование приоритетов государственной культурной политики по поддержке того или иного вида деятельности или тех или иных организаций вне зависимости от их собственности и организационно-правовой формы.

Применение нормативного метода. При определении расчетнонормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) в соответствии с федеральными и региональными методическими рекомендациями1 могут использоваться нормативный, структурный и экспертный методы расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги (работы).

Нормативный документ

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ были внесены изменения в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, которыми вводится норма для всех публично-правовых образований о необходимости формирования государственных (муниципальных) заданий на основе ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ.

Ведомственные перечни будут формироваться на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, которые будут действовать для всех публично-правовых образований.

Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ будут объединены в единый информационный ресурс – Сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ, который будет размещен на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.

Выбор метода определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания услуги.

При использовании нормативного метода мы неизбежно попадаем в нормативную ловушку № 1. Согласно ему нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочее время персонала, расходные материалы) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы государственной услуги.

Норматив – это сложившийся в учреждении объем затрат/количество услуг (работ) (в перспективе определяется по наиболее эффективному учреждению).

Zi = Zот + Zрм + Zус + Zин ,
где Zот – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты, в т. ч. вспомогательного, технического и административно-управленческого персонала (коды 211, 213 КОСГУ) – произведение средней стоимости единицы рабочего времени занятого персонала на количество единиц времени, необходимого для оказания единицы услуги;
Zрм – норматив затрат на приобретение расходных материалов (коды 340, 310 КОСГУ) – произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы услуги. На практике затраты на приобретение расходных материалов в следующем отчетном году рассчитываются как произведение затрат в текущем году на индексдефлятор на следующий год;
Zус – услуги связи, транспорта и проч. (коды 221, 222 КОСГУ, код 226 КОСГУ в части расходов на рекламу, подписку и др., включаются по решению органов исполнительной власти);
Zин – иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги (коды 212, 262, 290 КОСГУ и др., включаются по решению органов исполнительной власти по согласованию с департаментом финансов и департаментом экономического развития).

Запомнить

Нормативные затраты следует определять не по принципу «сколько требуется для того, чтобы профинансировать все фактические расходы учреждения», а исходя из того «сколько требуется для оказания конкретной услуги при прочих равных условиях». Таким образом субсидия на выполнение задания не должна рассчитываться исходя из фактических затрат, «обратным счетом».

Именно здесь кроется нормативная ловушка № 1: как распределить расходы на услуги (работы), не вошедшие в ведомственный перечень (затраты на основной персонал, связанный с деятельностью библиотеки, музея, кинопоказом или созданием и прокатом спектаклей)? Выход из этой ситуации – коррекция ведомственного перечня в части искусственного распределения, основанного на типе учреждения.

Нормативная ловушка № 2

В методических рекомендациях по формированию госзадания на московском уровне затраты на коммунальные услуги и затраты, связанные с содержанием имущества, были исключены из затрат на оказание услуги или на выполнение работы. В принципе это правильное решение, т. к. позволяет оценить реальную стоимость услуг (работ) вне зависимости от размера здания, в котором они оказываются.

Размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается по формуле:

Pгз = ΣРгу + ΣРр + Рн ,
где Pгз – объем субсидии на выполнение задания;
ΣРгу – затраты на оказание услуг;
ΣРр – затраты на выполнение работ;
Рн – затраты на содержание имущества.

Фактически содержание имущества включается в госзадание. Нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются по следующей формуле:

Zни = (Q + Nналоги + O + Yпр) / Sобщ ,
где Zни – расчетно-нормативные расходы на содержание недвижимого имущества в расчете на 1 м2;
Q – затраты на оплату соответствующей коммунальной услуги;
Nналоги – затраты на прочие расходы: налоги, связанные с содержанием недвижимого имущества;
О – затраты на прочие расходы: охрана, пожарная безопасность;
Yпр – затраты на прочие расходы (код 225 КОСГУ): содержание недвижимого имущества (уборка помещения, дезинфекция, техническое обслуживание различных систем, лифтов и т. д.); содержание особо ценного движимого имущества (техобслуживание, ремонт оборудования, настройка инструментов и т. д.);
Sобщ – общая площадь.

Оптимизация за счет конкуренции

Для повышения эффективности использования бюджетных средств в государственном секторе экономики был выбран путь расширения числа получателей бюджетных средств за счет негосударственных некоммерческих организаций (ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ). Следование этому пути рано или поздно приведет к оптимизации существующей сети бюджетных учреждений, и тот, кто сможет доказать свою социальную и экономическую эффективность расчетами, будет получать государственную поддержку.

Здесь мы попадаем в нормативную ловушку № 2. Как видно из формулы расчета затрат на содержание имущества, в расчет на содержание недвижимости не включены расходы на оплату труда административно-управленческого (частично), вспомогательного (частично) и технического персонала, которые по логике должны быть учтены в этой статье.

Пример 2

Здание Культурного центра ЗИЛ является памятником архитектурного наследия регионального значения и имеет площадь около 23 тыс. м2, но полезная площадь составляет только 23%. Почти четверть от общего количества сотрудников учреждения занимается только техническим обслуживанием здания и поддержанием его в удовлетворительном состоянии, а если включить в этот перечень уборщиц и пожарных, то цифра станет равной 37%. Это означает, что услуги и работы, связанные с основной деятельностью, которые оказываются или выполняются в этом здании, будут как минимум на 20–37% дороже, чем в любом другом учреждении. Здесь нельзя применить усредненные нормативы.

Для подобных учреждений было бы логичным ввести в ведомственные перечни дополнительную работу по содержанию здания и помещений со следующими характеристиками:

  • работа: организация досуга населения на базе культурно-досуговых центров;
  • описание работы: содержание здания и помещений как мест для проведения досуга в соответствии с нормативами по техническому состоянию и эксплуатации;
  • виды расходов: содержание недвижимого имущества, оплата труда административно-управленческого и обслуживающего персонала, оплата общехозяйственных расходов;
  • показатели качества: количество предписаний со стороны органов, проверяющих техническое и эксплуатационное состояние здания, доля площадей, занятых в осуществлении основной деятельности, общие показатели (число проведенных мероприятий и их посещаемость, число клубных формиро ваний и количество участников в них).

Принятие решения о выделении отдельной работы по содержанию здания помогло бы преодолеть нормативную ловушку № 2 и уменьшить стоимость непосредственно услуг и работ учреждения, связанных с основной деятельностью.

Такое решение позволит учредителю оценить реальную (чистую) стоимость услуги или работы вне зависимости от здания, где она оказывается, и на этом основании выработать единые нормативы по конкурсному финансовому обеспечению государственных услуг или работ, которые оказывают и выполняют не только подведомственные, но и любые другие учреждения.

Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств и, наконец, внедрить принцип бюджетирования, ориентированного на результат.

Остается вопрос: как при использовании нормативного метода определить, какую часть времени административно-управленческий персонал тратит непосредственно на управление зданием? Поэтому в чистом виде нормативный метод не может быть применен.

Запомнить

Нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат в отношении отдельных составляющих затрат (нормы обеспечения мягким инвентарем, показатели оплаты труда и пр.).

официальное мнение

Татьяна Саакян,
директор Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России

Статья 69.2 Бюджетного кодекса РФ была дополнена п. 3.1, которым введена норма о базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ.

На основании базовых (отраслевых) перечней услуг и работ будет формироваться сводный перечень. Из имеющейся в нем информации каждый учредитель должен сформировать и утвердить ведомственный перечень услуг и работ и уже на основании этого перечня – задание. Для того чтобы подготовить все необходимые порядки и условия для создания таких перечней, предлагается предусмотреть переходный период. Положения о формировании сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ вступят в силу с 1 января 2016 г. Все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и государственных (муниципальных) услугах, будут интегрированы в сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ, который будет являться совокупностью базовых (отраслевых) перечней

Нормативная ловушка № 3

При структурном методе расчета норматива затрат распределение расходов на обеспечение деятельности по видам затрат между услугами определяется (в т. ч. с применением поправочных коэффициентов) пропорционально выбранному основанию:

  • затратам на оплату труда (включая начисления) по каждой услуге;
  • численности персонала, непосредственно занятого в оказании государственной услуги;
  • площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.

Запомнить

Законодательством РФ не установлено требование, согласно которому показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, должны соответствовать по объему и назначениям нормативных затрат, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В качестве основания для расчетов в Культурном центре ЗИЛ были приняты затраты на оплату труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги. В принципе для упрощения можно принять за основание площадь помещения, используемого для оказания услуг (выполнения работ). Дальнейшие расчеты показали, что стоимость услуг при смене основания для расчета увеличивалась только на 5–6%. Однако в этом случае трудно определить способы повышения эффективности.

Данный метод хорошо работает, если персонал занят в выполнении только одной услуги или одного вида работ. В клубных учреждениях это сложно себе представить. Может возникнуть нормативная ловушка № 3.

Например, сотрудник учреждения занимается организацией деятельности непосредственно своего клубного формирования, фестивалей и отчетных концертов и участвует в массовых мероприятиях всего учреждения. Это разные виды работ, и финансовое обеспечение выделяется на каждый из них.

Как избежать двойного учета? Как распределить время и трудозатраты? Если определить временные затраты еще представляется возможным (например, суммировав количество репетиций и подсчитав общее время выступлений), то подсчитать реальные трудозатраты сложно. Поэтому при расчете стоимости работ на данном этапе элементы экспертного метода не применялись.

Экспертным методом лучше не увлекаться

При экспертном методе норматив затрат определяется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные госуслуги в общих расходах на обеспечение деятельности. Этот метод носит слишком субъективный характер и может иметь недопустимые погрешности, поэтому его применение носит ограниченный характер.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль