С миру по нитке: принципы краудфандинга

894
С развитием Интернета и расширением коммуникационных возможностей появились новые способы привлечения финансовых средств, в частности, краудфандинг. С помощью данной технологии предприимчивые представители творческого класса получили уникальную возможность представлять свои идеи интернет-сообществу, которое выступает активным участником производственных и маркетинговых процессов. Рассмотрим, как развивается народное финансирование в социальной сфере.

Ресурсы сети

Краудфандинг переводится с английского языка как народное финансирование (crowd – толпа, funding – финансирование) и представляет собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, в т. ч. социальные сети, для того чтобы поддержать других людей, организации и учреждения.

Технология краудфандинга может использоваться для сбора средств на различные цели, в т. ч. на:

  • поддержку учреждений;
  • помощь отдельным художникам, артистам, писателям, композиторам и другим творческим личностям;
  • финансирование инновационных проектов, благотворительных акций;
  • создание свободного программного обеспечения.

Запомнить

В настоящее время не существует каких-либо законодательных актов, ограничивающих права учреждений культуры в продвижении своих проектов на краудфандинг-ресурсах. Привлеченные средства могут быть приравнены к спонсорским и оформлены соответствующим способом на основании договора между порталом и учреждением.

Технологии краудфандинга могут успешно применяться во всех сферах социокультурного пространства, но наиболее органичны они в медиабизнесе (сбор средств на старт или регулярное существование печатного или интернет-СМИ), книгоиздании (на выпуск книг) и массовой культуре (на запуск музыкальных, кино-, видеоигровых продуктов и др.).

Пример 1

С помощью краудфандинга профинансированы премьера мюзикла Санкт-Петербургского театра оперетты «Белое солнце пустыни», проект по созданию музея Иосифа Бродского, выставка в галерее Международного университета в Москве 24-цветных литографий Марка Шагала из частной коллекции.

Преимущество краудфандинга заключается в том, что он связан не столько со сбором средств, сколько с созданием интернет-сообщества, которое стремится воплотить в жизнь новую идею и становится основным инструментом ее продвижения. Это формируемое интернет-сообщество состоит из потенциальных посетителей и проводников идей учреждения, а значит, краудфандинг может использоваться и как бесплатный маркетинговый инструмент.

Краудфандинг часто связывают с благотворительностью, однако это не совсем так, поскольку подразумевается не простое пожертвование, а обмен с возникновением обязательств перед вкладчиками. Люди чувствуют свое непосредственное участие, свою личную сопричастность к данному проекту.

Пример 2

Театр решил найти средства для выпуска альбома афиш посредством краудфандинга. В рамках этого проекта было решено предусмотреть подарки некоторым инвесторам: тем, кто внес более 500 руб., – скидку 20% при покупке альбома; тем, кто внес более 1000 руб., – скидку 50%, а самому щедрому жертвователю – альбом в подарок с подписями ведущих артистов и руководства театра.

Механика процесса

Технология краудфандинга реализуется по следующей схеме:
1 определяется конкретный объем средств, необходимый для реализации идеи;
2 описывается проект, определяется срок сбора средств (чаще всего этим занимается инициатор или автор проекта);
3 проект оглашается на специальной площадке (сайте). Автор или инициатор проекта обращается к широкой общественности для привлечения внимания потенциальных инвесторов, которые окажут финансовую поддержку.

Основным инструментом технологии народного финансирования являются специализированные краудфандинговые сайты – интернет-платформы, поддерживающие коллективное сотрудничество и формирующие доверие между людьми, которые вкладывают свои деньги и другие ресурсы в крауд-проекты. Крауд-платформы создают необходимые организационные системы и условия для интеграции ресурсов между авторами и инвесторами, формируют виртуальное сообщество свободных инвесторов и обеспечивают передачу их частного капитала непосредственно инициаторам проектов независимо от географических и культурных границ.

Запомнить

Основное преимущество краудфандинга для потенциальных меценатов заключается в том, что они сами выбирают, какие проекты им интересно поддержать, и изначально получают о проекте всю необходимую информацию. Более того, они могут в режиме онлайн отслеживать статус и динамику проекта.

Краудфандинг-платформы были созданы для достижения трех основных целей:

  • демократизации процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирования дополнительного дохода для индустрии развлечений;
  • поддержки инновационных решений и стартапов, что в т. ч. позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;
  • создания прозрачного и эффективного механизма для осуществления народного финансирования проектов.

Как правило, крауд-ресурсы предлагают на выбор две основные модели народного финансирования:

  • все или ничего: если по окончанию срока, отведенного для сбора средств, была собрана сумма, изначально заявленная в описании проекта, то она передается инициатору, а если цель не была достигнута, то все средства возвращаются инвесторам и проект считается провалившимся;
  • все, что есть: независимо от того, была ли собрана целевая сумма, средства передаются автору проекта, который сам вправе решить, принять их в качестве частичного финансирования (в таком случае он будет обязан отчитаться перед инвесторами о результатах проекта) или вернуть вкладчикам.

В соответствии с данными сайта www.crowdsourcing.org в 2012 г. объем мирового рынка краудфандинга составил 2,8 млрд долларов, и, по прогнозам, к 2020 г. он достигнет 10 млрд долларов. Сейчас краудфандинг находится скорее на этапе популяризации, чем коммерциализации, однако последние исследования позволяют ожидать скорого закрепления технологии в современной инвестиционной практике. Объемы и прирост мирового рынка краудфандинга представлены на рисунке.

Как у них

Самая успешная и популярная на данный момент краудфандинг-платформа была запущена в 2009 г. Ресурс Kickstarter – сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов в США и Великобритании.

Kickstarter предлагает сбор денежных средств на осуществление проектов в 13 категориях: искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, фильмы и видео, еда, компьютерные игры, музыка, фотография, публикации, технологии, театр. Менее чем за пять лет из экспериментальной площадки Kickstarter превратился в ведущую динамично развивающуюся платформу, определяющую основные тенденции и перспективы развития народного финансирования.

В 2012 г. ресурс запустил программу Kicking It Forward, в которой к марту 2013 г. приняли участие 233 проекта, 5% прибыли от их осуществления создатели обещают потратить на финансирование других проектов на Kickstarter2, что позволяет гарантировать увеличение числа профинансированных инициатив в будущем.

По итогам 2012 г. по данным Kickstarter более 2 млн человек пожертвовали почти 320 млн долларов на 18 тысяч проектов. Каждый человек пожертвовал 142 доллара, а каждый проект заработал 17 658 долларов. Частные инвесторы жертвовали в среднем 606 долларов в минуту. При этом 50 тыс. человек инвестировали в 10 или более проектов, а 452 благодетеля вложили деньги более чем в 100 проектов. Проекты поддерживали инвесторы из 177 стран, что составляет 90% стран мира.

Как у нас

В России народное финансирование пока находится в стадии становления. Поиск по российскому сегменту Интернета выдает более 150 тысяч ссылок при запросе слова «краудфандинг», в англоязычном сегменте сети - почти в 100 раз больше. Тем не менее это понятие постепенно набирает популярность и в отечественной инвестиционной практике. Хотя куда масштабнее идеология и терминология краудфандинга используется в сером поле финансовых услуг: в сети активно создаются площадки для «объединения человеческих и финансовых ресурсов». Краудфандинг в результате воспринимается либо как движение хороших людей, собирающих деньги на хорошие проекты, либо как сомнительный механизм финансовых инвестиций, инициированный пирамидостроителями.

Первая краудфандинг-платформа в России – Kroogi – была зарегистрирована в 2008 г., однако успехи краудфандинговых проектов стали проявляться только в 2012–2013 гг.

По данным сервиса StartupAfisha, в России сегодня действует более 20 краудфандинговых ресурсов. Большая часть из них не имеет специализации и осуществляет сбор средств на любые цели (47,6%).

Узкую специализацию имеет только одна платформа – заказ программного обеспечения. Остальные предоставляют свою платформу творческим (28,5%) и социальным (19%) проектам.

Лидером и основной российской площадкой краудфандинга на данный момент является платформа Рlaneta.ru.

Она была официально запущена в июне 2012 г., а в марте 2013 г. количество собранных средств превысило 10 млн руб.

Пока Planeta.ru остается платформой для коллективного финансирования творческих и социальных проектов, но в будущем создатели сервиса планируют поддерживать и технологические разработки, и даже научные проекты. Согласно статис тике, к 1 апреля 2013 г. на данной платформе зарегистрировано порядка 10 тыс. инвесторов, 52 проекта находятся в разработке, а 43 – завершено успешно.

Запомнить

Отличительной особенностью российского краудфандинга является его ориентированность на социокультурную сферу. Объясняется это тем, что первопроходцами краудфандинга в России стали люди искусства – молодые музыканты и художники.

Перспективы

Сайт www.computerra.ru оценивает объем российского рынка краудфандинга в 2 млн долларов, но в начале 2014 г. прогнозирует рост в 5–10 раз.

Необходимо понимать, что краудфандинг обеспечивает «платформу для взлета» проекта, но работает далеко не всегда. Посетители госучреждений могут оказаться чужды новой технологии; интернет-аудитории может быть неинтересным то, что увлекает посетителей, а сама организация может быть не готова постоянно отчитываться о результатах сбора и использования средств публично, да еще и перед огромной аудиторией анонимных инвесторов.

Тем не менее эксперты оптимистично оценивают перспективы краудфандинга как новой финансовой модели. Он, несомненно, превратится, а для многих уже и стал, из эксперимента в рабочий инструмент, поскольку помогает точно определить аудиторию и узнать, что ей нужно.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль