Не доводя до суда…

467
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Обращение в суд является одним из самых действенных вариантов защиты своих прав. Однако в некоторых случаях перед передачей спора на рассмотрение третьих лиц необходимо пройти претензионный порядок урегулирования разногласий. В противном случае судьи не станут рассматривать иск. Поясним, какие действия и в каких случаях необходимо совершить в рамках претензионных процедур.

Договорные отношения

Если говорить обобщенно, то соблюдение претензионного порядка (его еще называют досудебным) является обязательным в двух случаях: когда это предусмотрено договором или федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)).

Запомнить

В договоре должно быть написано именно о претензионном порядке.

Указание на необходимость проведения переговоров (в т. ч. письменных) по спорным вопросам не говорит о том, что стороны согласовали обязательный претензионный порядок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.1998 № Ф04/1746-228/А81-98). В этом случае суд, скорее всего, не станет требовать от организации подтвердить направление претензии.

Часто в договорах можно встретить положение о том, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением соглашения, будут решаться в претензионном порядке. Если урегулировать разногласия не получится, спор будет передан на рассмотрение суда.

Подобными фразами закрепляется обязанность контрагентов попытаться урегулировать возникающие споры до суда. В ситуации, когда одна из сторон решит подать иск, суд может поинтересоваться, был ли соблюден претензионный порядок. И если стороны им пренебрегли, то арбитры оставят иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Если о претензионном порядке в договоре не упоминается, а написано, допустим, что разногласия решаются в соответствии с законодательством, то суд не сможет отказать в рассмотрении иска (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2011 по делу № А79-8967/2010, от 17.09.2009 по делу № А29-1447/2009). Соблюдение претензионного порядка в этом случае не обязательно.

Некоторые арбитры настаивают, что претензионный порядок можно признать установленным только в том случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2012 по делу № А53-5502/2011).

При этом встречаются решения, где подобные требования арбитры считают излишними. Суды признавали достаточными следующее формулировки претензионного порядка:

  • «Претензионный порядок урегулирования споров для сторон настоящего договора обязателен. Сторона, получившая претензию, обязана дать ответ в течение 10 дней с момента ее получения» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2009 по делу № А28-5836/2009-221/2);
  • «Все спорные вопросы, возникающие в процессе заключения и исполнения настоящего договора, разрешаются арбитражным судом по месту нахождения ответчика в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации и с соблюдением претензионного порядка урегулирования разногласий» (постановление ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 по делу № А65-23329/2008).

Тем не менее правильнее регламентировать в договоре претензионный порядок максимально подробно.

Запомнить

В ситуации, когда истец представил доказательства направления претензии ответчику, претензионный порядок считается соблюденным (п. 2 письма ВАС РФ от 18.05.1995 № ОП-21/39, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 № 09АП-11513/2010-АК по делу № А40-152503/09-103-751). При этом не важно, получил ответчик претензию или нет.

Пример

Описать процедуру досудебного решения спора можно следующим образом: «Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются в претензионном порядке.

Претензии должны быть предъявлены в течение 21 (двадцати одного) календарного дня с момента, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении своих прав и (или) законных интересов.

Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Датой предъявления претензии считается дата отметки получателя в уведомлении о вручении.

Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и дать ответит по существу не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней с даты получения. В случае неполучения стороной, направившей претензию, ответа на нее в течение месяца претензионный порядок урегулирования спора считается соблюденным.

Если стороны не урегулируют спор в претензионном порядке, они вправе передать его на рассмотрение суда согласно действующему законодательству РФ».

Если срок рассмотрения претензии в договоре не оговорен, его можно определить по правилам ст. 314 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), где говориться о «разумном сроке».

Запомнить

Если законом или договором установлен срок, в течение которого нужно рассмотреть претензию и ответить на нее, обратиться в суд можно только после истечения этого срока. В противном случае суд оставит иск без рассмотрения.

На законном основании

В некоторых случаях суд будет требовать от сторон соблюдения претензионного порядка несмотря на то, что в договоре о нем нет ни слова. Это произойдет, если спор возникает из следующих договоров:

  • перевозки (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 120–121 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и др.);
  • оказания услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»);
  • транспортной экспедиции (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Претензию можно предъявить тремя способами: лично, обычной почтой или по электронным каналам. В любом случае факт ее передачи должен быть подтвержден документально.

При личной передаче у организации должен остаться экземпляр претензии с отметкой о получении. Там должна стоять дата получения, печать, подпись лица, получившего претензию (с расшифровкой).

При направлении претензии по почте доказательством будут служить:

  • копия претензии;
  • опись вложения в письмо, которым была отправлена претензия с оттиском почтового штемпеля. В описи следует указать дату, номер претензии, а также ее предмет;
  • уведомление о вручении претензии.

Наконец, если претензия отправляется по электронной почте или по факсу, доказательством будет распечатка электронного письма или факсимильный отчет об отправке. Но здесь есть один нюанс: возможность направлять документы данными способами должна быть предусмотрена в договоре.

Составляем претензию

Законодательно утвержденной формы претензии не существует. Поэтому она составляется в произвольном порядке. Если в договоре стороны предусмотрели какие-либо требования к содержанию претензии (допустим, об указании периода просрочки исполнения обязательства), то их необходимо учесть.

Из содержания претензии должно быть понятно, кто, что и почему хочет. Требования излагают в жесткой, но вежливой форме, указывая:

  • на каком документе основаны отношения сторон;
  • что конкретно нарушил контрагент (например, задержал поставку или оплату);
  • ссылки на конкретные условия договора, которые были нарушены;
  • расчет суммы требований.

Кроме того, в претензии необходимо сослаться на нормы законодательства, которыми организация обосновывает свои требования.

В заключительной части целесообразно сообщить, что в случае неудовлетворения требований или неполучении ответа, учреждение будет вынуждено обратиться в суд.

К претензии следует приложить копии документов, которые обосновывают претензионные требования, и которых нет у контрагента.

Частные случаи

Кроме перечисленных случаев обязанность урегулировать разногласия до суда предусмотрена для споров:

  • с налоговыми органами (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ);
  • контрагентами об изменении и расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Несмотря на то что эти ситуации предусматривают досудебное урегулирование, говорить о претензионном порядке здесь нельзя, т. к. документ под названием «претензия» здесь не предъявляется.

мнение специалиста

Михаил Козлов,
начальник юридического отдела ЗАО «Связьстройдеталь»

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором. Кроме того, к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом такого порядка (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

В практике встречаются случаи, когда организация направляет претензию почтовым отправлением по адресу, являющемуся местонахождением должника, а через какое-то время она возвращается в связи с отсутствием адресата.

Согласно разъяснениям судов неполучение корреспонденции по адресу места нахождения юридического лица в связи с его отсутствием по этому адресу является риском данного лица, которое несет все неблагоприятные последствия. Возврат почтового отправления обоснованно приравнивается к ответу на претензию, поскольку она направлялась по юридическому адресу ответчика, а информации о других адресах ответчика у истца нет. На это, в частности, обращено внимание в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2012 по делу № А40-104387/11-28-899, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 № 15АП-13299/2011 по делу № А32-12238/2011.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль