Штраф за недостоверные сведения в ПФР можно оспорить

717
Размер штрафа зависит от количества работников, о которых в Пенсионный фонд были поданы неверные сведения. Если правонарушение совершено впервые, а его последствия незначительны, суд может смягчить санкции . Штрафа можно вовсе избежать, если чиновники ПФР не уведомят учреждение о нарушении надлежащим образом.

На какие суммы следует начислять штраф

Учреждение обязано ежеквартально представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого застрахованного лица.

За представление недостоверной информации учреждению грозит штраф в размере 5 процентов от причитающихся за последние три месяца отчетного периода платежей в Пенсионный фонд РФ (ст. 17Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ). При этом из самой формулировки статьи 17 Закона № 27-ФЗ не понятно, из какой суммы платежей следует исходить. Поэтому чиновники часто берут в расчет платежи за всех работников организации. Такие действия ревизоров можно оспорить в суде.

Обратимся к судебной практике, а именно к постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2013 г. № А27-893/2013. Проведя камеральную проверку сведений персонифицированного учета, представители Пенсионного фонда РФ нашли ошибку. Были неверно соотнесены взносы в зависимости от даты рождения одного застрахованного лица. За это организацию привлекли к ответственности. Размер штрафа рассчитали исходя из суммы начисленных страховых взносов по всем работникам, и он составил более 140 тыс. руб. Организация сочла действия фонда неправомерными и платить отказалась. После чего ревизоры решили взыскать штраф в судебном порядке. Однако три судебные инстанции встали на сторону плательщика страховых взносов. В итоге штраф был снижен до 8,64 руб. Суд исходил из того, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных данных, следует определять от суммы платежей только за тех работников, о которых были поданы такие данные. В данном случае – от перечислений за одного человека.

Доказать свою правоту учреждению в подобной ситуации будет легко: арбитры всегда поддерживают плательщиков страховых взносов. Примеры можно найти в постановлениях ФАС Поволжского округа от 13 сентября 2012 г. № А65-5196/2012,Уральского округа от 21 августа 2012 г. № Ф09-7273/12,Центрального округа от 21 июня 2012 г. № А36-2846/2011.

Снижение размера штрафа возможно

Иногда суды значительно снижают размер штрафа. Например, так поступил ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 17 февраля 2014 г. № А27-7199/2013). Суть спора такова. Проверяющие решили оштрафовать компанию за несоответствия в периодах фактической работы застрахованных лиц, отраженных в индивидуальных сведениях, а также за расхождения в общей сумме страховых взносов. И поскольку компания не уплатила штраф добровольно, Пенсионный фонд РФ обратился в суд с иском.

Но арбитры снизили штраф на следующих основаниях:

  • правонарушение было совершено впервые;
  • недоимки по страховым взносам, установленные при выездной проверке, страхователь уплатил сразу после принятия решения;
  • нарушение срока представления сведений (откорректированных сведений) не привело к возникновению задолженности перед Пенсионным фондом РФ и не повлекло за собой каких-либо неблагоприятных последствий ни для бюджета фонда, ни для застрахованных лиц.

Неправомерное оформление результата проверки

Рассмотрим постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2015 г. № Ф05-8034/2015. Ревизоры Пенсионного фонда РФ обнаружили несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами камеральной проверки. Они решили привлечь учреждение к ответственности и потребовали уплатить штраф.

Плательщик страховых взносов посчитал, что это решение является неправомерным, и обратился в арбитражный суд.

Судьи установили, что Управление Пенсионного фонда РФ, привлекая учреждение к ответственности, только указало на факт представления недостоверных сведений. Однако, согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н, чиновники должны были уведомить учреждение о необходимости устранить расхождения в данных. А доказательств того, что плательщику взносов было направлено соответствующее уведомление, фонд не представил.

Не было и решения Пенсионного фонда РФ о внесении изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, суд посчитал, что управление Пенсионного фонда РФ в своем решении не изложило надлежащим образом обстоятельства совершенного правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В частности, чиновники не указали, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений. Таким образом, они не смогли доказать наличия в действиях учреждения состава правонарушения.

Следовательно, и оснований привлекать его к ответственности не было.

Проверяющие должны обосновать свои претензии

Недостоверные сведения персонифицированного учета законом четко не определены. Однако, чтобы привлечь плательщика страховых взносов к ответственности за дезинформацию, специалисты Пенсионного фонда РФ должны доказать, что она имела неблагоприятные последствия. К таким последствиям можно отнести нанесение ущерба застрахованным или иным конкретным лицам в результате представления индивидуальных сведений с теми или иными ошибками. А также нанесение страхователем ущерба бюджету Пенсионного фонда РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль