Капитальные вложения на постоянной основе

774
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации был предметом серьезного рассмотрения на протяжении нескольких последних лет. Наконец, в конце 2013 г. были внесены поправки в БК РФ, поставившие точку в дискуссиях по данному вопросу. Расскажем, как изменения отразятся на деятельности учреждений.

Прежде всего, Законом № 418-ФЗ упорядочены понятия и термины, регулирующие осуществление капитальных вложений с участием средств бюджетов. Узаконены давно применяемые формы капитальных вложений – капитальное строительство объектов и приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность.

Под термином «бюджетные инвестиции» теперь понимаются только прямые расходы бюджета, осуществляемые путем заключения заказчиком (органом государственной власти, органом местного самоуправления или казенным учреждением) государственного (муниципального) контракта либо путем предоставления средств из бюджета юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.

Но главная цель поправок – установление постоянного порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, учитывающего особенности их правового положения.

Порядок финансового обеспечения

Следует учесть!

Для реализации Закона № 418-ФЗ на федеральном уровне разработано большое количество подзаконных актов, в первую очередь, это постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 13, 14, 15, 16, от 15.01.2014 № 28. Кроме того, внесены существенные изменения в приказы Минфина России и Федерального казначейства, подготовлены поправки в приказ Мин экономразвития России от 22.12.2010 № 673 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 “Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы”».
Особенности исполнения федерального бюджета по расходам, связанным с осуществлением капитальных вложений, в т. ч. порядок отражения операций в учете и отчетности, разъяснены в совместном письме Минфина России № 02-02-005/58618 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013.

Способы. Закон № 418-ФЗ и Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 (далее – Правила № 13), устанавливают следующие способы финансового обеспечения капитальных вложений в объекты:

  • предоставление учреждениям из федерального бюджета субсидий на основании соглашений, заключенных между получателями средств федерального бюджета, предоставляющими субсидии, и учреждениями. При осуществлении капитальных вложений наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, наделенными в соответствии с БК РФ полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, заключение соглашений о предоставлении субсидий не требуется;
  • осуществление бюджетных инвестиций:
    • путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством (реконструкцией, техническим перевооружением) объектов, или приобретение объектов, государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета;
    • путем заключения и исполнения государственных контрактов, предметами которых являются капитальные вложения, федеральными бюджетными или автономными учреждениями, которым федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя, передал на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению контрактов от лица указанного органа.

Предоставление субсидий. Предоставление учреждениям субсидий производится в соответствии со ст. 78.2 БК РФ и разделом III Правил № 13 на основании соглашения, которое должно включать условия, установленные п. 18 Правил.

В отличие от порядка, действовавшего в 2013 г., кроме обязательных условий введены дополнительные нормы, которые орган власти может, а в некоторых случаях обязан включить в соглашение.

Например, при заключении соглашения с федеральным бюджетным или автономным учреждением в соглашение требуется включить условие об обязательстве учреждения не направлять субсидию на осуществление расходов, связанных с подготовкой к строительству объекта (далее – подготовительные расходы):

  • разработку проектной документации на объекты (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации) и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
  • проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов;
  • проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверку достоверности определения сметной стоимости объектов.

Правительство РФ оставляет за собой право принимать решение о невключении такого положения в соглашение, если актом (решением) об осуществлении капитальных вложений предусмотрена возможность использования субсидии на подготовительные расходы.

Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил учреждение обязано осуществлять эксплуатационные расходы по содержанию объекта после ввода его в эксплуатацию за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Это закреплено в подп. «з» п. 18 Правил № 13.

Отметим, что перечисленные ограничения установлены только в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности. Актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может быть принят иной подход в рамках установленных полномочий.

Не нужно забывать, что БК РФ предусмотрено право предоставлять учреждениям из бюджета субсидии не только на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и на осуществление капитальных вложений, но и на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Перечень целей, на достижение которых предоставляются такие целевые субсидии, определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. По нашему мнению, исходя из анализа финансового состояния подведомственного учреждения, учредитель вправе предоставить учреждению целевую субсидию из бюджета на финансовое обеспечение подготовительных расходов, после того как будет принято решение о строительстве объекта за счет субсидии на осуществление капитальных вложений.

Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ;
  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местных бюджетов – местной администрацией.

В соответствии с п. 18 Правил № 13 соглашение должно включать условие о приостановлении предоставления субсидии либо сокращении ее объема в связи с нарушением учреждением требования о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансового обеспечения.

Данная норма определена ст. 78.2 БК РФ и распространяется на субсидии, предоставляемые из любого бюджета. Однако это условие не является обязательным – решение о его включении в соглашение определяется актом об осуществлении капитальных вложений.

Следует учесть!

Пунктом 4 ст. 78.2 БК РФ предусмотрены следующие важные условия, определяемые соглашением о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений:

  • соблюдение автономным учреждением при использовании субсидии положений, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования) для учета операций по получению и использованию субсидий.

Иными словами, при принятии решения о строительстве либо приобретении объекта учитывается финансовое положение учреждения, его согласие на привлечение иных источников финансового обеспечения, кроме субсидии, которая будет предоставлена из бюджета на указанные цели.

Суть указанной нормы заключается в следующем: если государству для оказания услуг (выполнения работ) необходимо строительство или приобретение нового либо реконструкция имеющегося объекта государственной собственности, то независимо от финансового состояния учреждения принимается решение о финансовом обеспечении капитальных вложений за счет средств, предоставляемых из бюджета, в полном объеме.

Если же финансовое состояние учреждения позволяет участвовать в мероприятиях, которые улучшат его материальную базу и создадут условия для повышения объема и качества услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) в соответствии с заданием учредителя, помогут расширить состав и количество потребителей услуг на платной основе, в соответствующем акте (решении) о капитальных вложениях и в соглашении о предоставлении субсидии будет отражено условие о софинансировании объекта за счет иных источников.

И только тогда в соглашении появляется пункт о приостановлении предоставления субсидии либо сокращении ее объема в случае нарушения учреждением порядка софинансирования капитальных вложений в объект, т. е. невыполнения условия о привлечении дополнительного источника.

Передача полномочий заказчика. Передача полномочий производится в соответствии со ст. 79 БК РФ, а для федеральных учреждений также с разделом II Правил № 13 на основании решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

Бюджетным кодексом РФ установлена важная норма, согласно которой при исполнении бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями в объекты, изменение способа финансового обеспечения допускается исключительно до начала очередного финансового года после внесения изменений в решения о капитальных вложениях:

  • при переходе на предоставление субсидий в отношении объектов, по которым было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, с выделением общего (предельного) объема субсидий, предоставляемого на завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения) или приобретения объектов;
  • при переходе на осуществление бюджетных инвестиций в объекты, по которым было принято решение о предоставлении субсидий, с выделением общего (предельного) объема бюджетных инвестиций в объекты незавершенного строительства.

При изменении до начала очередного финансового года способа финансового обеспечения капитальных вложений, в целях реализации которых в текущем финансовом году заключены и не исполнены государственные контракты (гражданско-правовые договоры), такие государственные контракты (договоры) исполняются в очередном финансовом году на предусмотренных ими условиях с изменением стороны и (или) вида договора и (или) наименования заказчика и (или) реквизитов счета, на которых учитываются операции с бюджетными инвестициями или субсидиями.

Принятие решений

Статьей 78.2 БК РФ установлены полномочия Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации по определению порядка принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальной собственности за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Правила принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14.

Указанным актом определены процедуры, аналогичные тем, которые проходят все федеральные органы государственной власти, когда принимаются решения об осуществлении бюджетных инвестиций (когда строительство или приобретение объекта недвижимости осуществляется на основании государственного контракта). Это касается только новых объектов.

Для переходящих строек (например, по которым ранее было принято решение об осуществлении бюджетных инвестиций) Правительством РФ установлена возможность внесения изменений в ранее принятые решения.

Такое решение должно быть принято до начала финансового года, т. к. в соответствии с п. 7 ст. 78.2 БК РФ при исполнении бюджета не допускается предоставление субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

Важный нюанс

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, получаемые бюджетными и автономными учреждениями в виде субсидий, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль