Капитальные вложения профинансируют по-новому

1601
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Закон № 418-ФЗ, принятый под занавес 2013 г., внес в Бюджетный кодекс РФ ряд важных и долгожданных норм. Главная новация состоит в том, что установлен постоянный порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетных и автономных учреждений (с учетом их правовых особенностей). При этом выделено два способа финансового обеспечения капитальных вложений: передача полномочий госзаказчика (им выступает орган-учредитель) и предоставление субсидий. Рассмотрим ключевые изменения законодательства.

Нормативные акты

Прежде всего определимся с нормативной базой. Принятие Закона № 418-ФЗ повлекло необходимость разработки большого количества подзаконных актов. На федеральном уровне основными из них являются постановления Правительства РФ:

  • от 09.01.2014 № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 13; Правила № 13);
  • от 09.01.2014 № 14 «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации»;
  • от 09.01.2014 № 15 «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий»;
  • от 15.01.2014 № 28 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Кроме того, внесены существенные изменения в действующие документы, в т. ч.: 1 постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы»;
2 постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»;
3 Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 716.

Проходят последнюю стадию согласования поправки в приказ Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 673 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

Аналогичные нормативные правовые акты будут разработаны органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Запомнить

Полный перечень документов, регулирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты госсобственности, приведен в письме Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 № 02-02-005/57618.

Основные понятия

Закон № 418-ФЗ упорядочил понятия и термины, регламентирующие процесс капитальных вложений с участием бюджетных средств. В частности, утверждены такие формы капвложений, как капитальное строительство и приобретение объектов государственной (муниципальной) собственности (далее – объекты).

А под бюджетными инвестициями теперь понимаются прямые расходы бюджета, осуществляемые в форме государственного (муниципального) контракта, заключенного государственным (муниципальным) заказчиком (органами государственной власти или местного самоуправления, казенным учреждением).

При этом учредитель может передать полномочия по заключению и исполнению контракта подведомственным бюджетным и автономным учреждениям (п. 9 Правил № 13). С этой целью между учредителем и учреждением заключается соглашение.

Субсидии учреждениям

Предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий на осуществление капитальных вложений производится в соответствии со ст. 782 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и разделом III Правил № 13 на основании соглашения, которое должно включать условия, установленные п. 18 указанных Правил.

В частности, в соглашении прописывается цель предоставления субсидии, ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта, а также общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения. Для автономных учреждений предусматривается обязанность открыть лицевой счет по получению и использованию субсидий в органе Федерального казначейства либо финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования (п. 4 ст. 782 БК РФ).

Согласно Правилам № 13 федеральные бюджетные и автономные учреждения не должны направлять субсидию на осуществление расходов, связанных с подготовкой к строительству объекта, в т. ч.:

  • разработку проектной документации на объекты (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации) и проведение инженерных изысканий, выполняемых для ее подготовки;
  • проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства;
  • проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Запомнить

Согласно пункту 11 Правил № 13 учредители не имеют права передавать учреждениям полномочия, связанные с введением объекта в эксплуатацию.

Условие о выполнении данных обязательств включается в соглашение.

При этом Правительство РФ имеет право принимать решение о не включении указанных положений в соглашение, если актом (решением) об осуществлении капитальных вложений предусмотрена возможность использования субсидии на указанные подготовительные расходы.

Кроме того, в соответствии с подп. «е» п. 18 Правил № 13 учреждение обязано осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию, за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.

Интерактивное консультирование

На сайте Минфина России (http://minfi n.ru) в рубрике «Бюджет» даны разъяснения о том, какие акты необходимо разработать органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, в целях определения в пределах своей компетенции правового регулирования бюджетных инвестиций на региональном и муниципальном уровне.

Какие выводы следуют из вышесказанного?

В первую очередь необходимо понимать, что указанные нормативные положения установлены только в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности. Актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может быть принят иной подход в рамках установленных полномочий.

Запомнить

В соглашении обязательно указывается условие о соблюдении в т. ч. автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статьей 781 БК РФ устанавливается право предоставлять из бюджета бюджетной системы РФ субсидии бюджетным и автономным учреждениям не только на финансовое обеспечение госзадания, но и на иные цели.

Перечень целей, на достижение которых предоставляются такие субсидии, определяется органом-учредителем. По мнению автора, исходя из анализа финансового состояния подведомственного учреждения, учредитель вправе предоставить ему в установленном порядке целевую субсидию на финансовое обеспечение указанных подготовительных расходов после того, когда будут приняты решения о строительстве объекта.

Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Заказчикам следует обратить особое внимание на положение, установленное п. 18 Правил № 13. Согласно ему соглашение должно включать условие о приостановлении предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансирования.

Данная норма определена ст. 782 БК РФ и распространяется на субсидии, предоставляемые из любого бюджета. Но при этом условие не является обязательным, его необходимость определяется актом (решением) об осуществлении капитальных вложений.

Нормативный документ

В случае финансового обеспечения капитальных вложений в форме субсидий из федерального бюджета в объекты, не включенные в федеральные целевые программы (ФЦП), требуется подготовка и принятие соответствующего нормативного правового акта (НПА) согласно законодательству РФ. При этом в случае наличия ранее принятого НПА о предоставлении средств федерального бюджета в форме бюджетных инвестиций главному распорядителю необходимо подготовить и представить в Минэкономразвития России на согласование в установленном порядке проект НПА, признающего утратившим силу действующий акт. В отношении объектов капитального строительства, включенных в ФЦП, главному распорядителю необходимо внести в данные программы соответствующие изменения. На это указано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2014 № 16-ОС/Д17и «О федеральной адресной инвестиционной программе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Таким образом, при принятии решения о строительстве либо приобретении объекта обращается внимание на финансовое положение организации и ее согласие на привлечение иных источников финансирования работ, кроме субсидии.

Суть данной нормы заключается в том, что если государству для оказания государственных услуг (выполнения работ) необходимо строительство или приобретение нового либо реконструкция имеющегося объекта госсобственности, то независимо от финансового состояния организации бюджетные средства на капитальные вложения предоставляются в полном объеме.

Запомнить

Поправками, внесенными в 2013 г. в ст. 78 и 781 БК РФ, право устанавливать порядок предоставления предусматриваемых данными статьями субсидий, имеет не только Правительство РФ, высший исполнительным орган субъектов РФ и местная администрация, но и уполномоченный ими орган.

Если финансовое состояние учреждения позволяет ему участвовать в мероприятиях, способствующих улучшению его материальной базы и созданию условий для повышения объема и качества государственных услуг (работ) в рамках госзадания, а также увеличению потребителей платных услуг, то в акт (решение) о капитальных вложениях включается условие о софинансировании объекта кроме субсидии за счет иных источников. И только в этом случае в соглашении о предоставлении субсидии отражается требование о приостановлении либо сокращении ее объема в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объект при невыполнении договоренности о привлечении дополнительного источника.

Увязка доходов и расходов

В статьи 41, 51, 57 и 62 БК РФ Законом № 418-ФЗ внесены поправки, согласно которым из доходов соответствующего бюджета исключаются доходы от продажи не всего имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а только движимого. Доходы от реализации объектов недвижимого имущества должны поступать в бюджет в установленном порядке.

Особенно важной эта норма является для автономных учреждений, у которых в отличие от бюджетных из «иммунитета на взыскание» исключено недвижимое имущество, приобретенное ими за счет средств от приносящей доход деятельности (в т. ч. за счет доходов от реализации недвижимого объекта).

В соответствии с положениями ст. 298 Гражданского кодекса РФ любая операция бюджетного учреждения с имуществом подлежит согласованию с его собственником. Исходя из п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537), сделка по реализации имущества предварительно согласовывается с органом, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, а потом с органом-учредителем.

В процессе согласования указанных сделок учредитель может предусмотреть при формировании бюджета возможность приобретения или строительства нового объекта недвижимости взамен продающегося (к примеру, морально устаревшего здания или сооружения). При обосновании бюджетных ассигнований на указанные цели могут учитываться поступления в доход бюджета средств от реализации старого объекта в качестве источника финансового обеспечения расходов на такую субсидию.

При этом доходы от реализации недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений можно рассматривать в 2014 г. как новый вид неналоговых доходов бюджета, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, и, по мнению автора, на основании ст. 35 БК РФ связать доходы от продажи недвижимости с ассигнованиями на предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений.

Передача полномочий

Передача полномочий государственного (муниципального) заказчика производится в соответствии со ст. 79 БК РФ, а для федеральных учреждений также разделом II Правил № 13 на основании решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается норма, согласно которой при исполнении бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями в объекты, изменение способа их финансового обеспечения допускается исключительно до начала очередного финансового года:

  • при переходе на предоставление субсидий в отношении объектов, по которым было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, с выделением общего (предельного) объема субсидий, предоставляемого на завершение строительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов;
  • при переходе на осуществление бюджетных инвестиций в объекты, по которым было принято решение о предоставлении субсидий, с выделением общего (предельного) объема бюджетных инвестиций в объекты незавершенного строительства.

При изменении способа финансового обеспечения капитальных вложений учитываются государственные контракты (гражданско-правовые договоры), которые были заключены и не исполнены в текущем финансовом году. Они подлежат исполнению в очередном финансовом году на предусмотренных ими условиях с изменением стороны и (или) вида договора и (или) наименования заказчика и (или) реквизитов счета, на которых учитываются операции с бюджетными инвестициями или субсидиями.

Переходный период

Законом № 418-ФЗ и Постановлением № 13 устанавливаются переходные положения в отношении объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.

При исполнении федерального бюджета на этот период изменение способа финансового обеспечения капитальных вложений, предусматривающее предоставление учреждению субсидии либо передачу полномочий допускается при условии внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций до 1 июля 2014 г.

В случае предоставления субсидии в отношении объектов, в целях строительства или приобретения которых до 1 января 2014 г. были заключены государственные контракты, обязательства по которым не исполнены, в соглашении с учреждением указывается:

  • сумма предоставляемой субсидии с указанием общей суммы по каждому контракту;
  • объемы лимитов бюджетных обязательств, использованных на оплату обязательств по контракту в предыдущие годы, в т. ч. по выплате авансов (справочно).

При изменении способа финансового обеспечения капитальных вложений (и внесении соответствующих поправок в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств), корректировка бюджетных данных, ранее доведенных через ОФК на лицевой счет получателя бюджетных средств, осуществляется в порядке, установленном разделом 8 Порядка № 104н для внутриведомственной реорганизации.

Налогообложение

Денежные средства в виде субсидий, получаемые учреждениями из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений для оплаты работ по строительству (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов, в налоговую базу по НДС не включаются.

С учетом положений подп. 14 и 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ доходы в виде субсидий, получаемые бюджетными и автономными учреждениями, не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль