Стоит ли госучреждениям бояться конкуренции

1648
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
При решении социально-экономических задач государственные органы (и органы местного самоуправления) все чаще обращаются к бизнес-структурам и некоммерческим организациям, не относящемся к бюджетной сфере. Такое взаимодействие носит название «государственно-частное партнерство», а одной из его задач является развитие конкуренции и стимулирование государственных (муниципальных) учреждений к улучшению качества оказываемых ими услуг (работ). На примере российской практики рассмотрим, каковы перспективы развития такого партнерства в области социального обслуживания населения.

Особенности соцсферы

Социальная сфера в отличие от других отраслей (транспортной, промышленной и т. д.) является сектором, где осуществляется прямое государственное и муниципальное управление, и бюджетное обеспечение ресурсами.

Традиционными поставщиками услуг для населения в социальной сфере являются государственные и муниципальные учреждения. В отличие от других секторов экономики с момента начала рыночных реформ в России увеличение номенклатуры и объема предоставляемых населению услуг происходило главным образом не за счет развития рынка, а за счет увеличения мощности и расширения сети таких учреждений – в особенности это характерно для отрасли социального обслуживания.

В связи с тем, что имеющийся платежеспособный спрос на социальные услуги как со стороны государства, так и со стороны их потребителей удовлетворяется госучреждениями, экономические стимулы для появления и развития негосударственных поставщиков услуг, а также для инвестиций со стороны бизнеса в объекты соцобслуживания неразвиты.

Успех взаимодействия в огромной степени зависит от того, будет ли способно государство предложить негосударственным поставщикам услуг и/или инвестирующему в объекты соц обслуживания бизнесу достаточный объем бюджетных средств в условиях, когда имеющиеся для этого средства «связаны» сетью государственных учреждений.

Нормативный документ

В Бюджетном кодексе РФ понятие «государственные (муниципальные) услуги» определяется как услуги, оказываемые органами государственной власти (местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами» (ст. 6).

Такая формулировка не допускает до оказания госуслуг физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, а также ограничивает привлечение «иных юридических лиц» только случаями, установленными федеральными законами.

Существенными рисками здесь могут быть совокупность таких факторов, как недостаточный опыт негосударственных поставщиков, болезненность изымания бюджетных ресурсов у госучреждений, а также опасность, ликвидировав или существенно демонтировав государственную систему соцобслуживания, не суметь обеспечить устойчивость и качество новой системы, нанеся тем самым ущерб клиентским группам. Кроме того, важным условием сотрудничества является наличие четких и полных стандартов услуг. Сегодня, хотя такие стандарты и существуют на уровне субъектов РФ, их полнота и четкость зачастую недостаточны, чтобы выступать в роли ориентира негосударственных поставщиков и инструмента оценки степени соответствия их фактических возможностей и деятельности определенному уровню.

Вместе с тем взаимодействие государства (органов местного самоуправления), бизнеса и некоммерческих организаций (далее – НКО) в сфере социального обслуживания населения позволяет ожидать получения следующих результатов: 1 cоздание конкурентного рынка соцобслуживания посредством привлечения негосударственных поставщиков, появление у потребителей возможности выбора между государственными или негосударственными поставщиками;
2 повышение качества оказываемых услуг с одновременным сохранением или даже понижением их стоимости за счет увеличения эффективности управления;
3 увеличение объема дефицитных услуг и повышение их доступности без бюджетных затрат на увеличение мощности сети госучреждений.

Механизмы взаимодействия

На сегодняшний день в Российской Федерации накоплен заметный опыт взаимодействия государства (органов местного самоуправления), бизнеса и некоммерческих организаций в сфере соцобслуживания. К числу механизмов такого взаимодействия можно отнести:

  • государственный и муниципальный заказ на социальные услуги;
  • целевую потребительскую субсидию на оплату соцуслуг;
  • субсидирование поставщиков социальных услуг;
  • предоставление в безвозмездное пользование и пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества с целью стимулирования оказания негосударственными поставщиками соцуслуг населению;
  • предоставление налоговых льгот;
  • концессию.

О некоторых из них мы уже писали в одном из номеров нашего журнала. Рассмотрим ряд механизмов более подробно.

Запомнить

Перечни государственного и муниципального имущества, которое может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование НКО на долгосрочной основе, подлежат обязательному опубликованию в СМИ, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Предоставление в безвозмездное пользование и пользование на льготных условиях государственного и муниципального имущества. В сфере предоставления социальных услуг федеральное законодательство предусматривает оказание имущественной поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления социально ориентированным НКО. Такая поддержка осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование НКО государственного или муниципального имущества. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе утверждать перечни имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в т. ч. по льготным ставкам арендной платы).

Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, к НКО может осуществляться без проведения конкурсов или аукционов.

Практика представления такой поддержки в нашей стране довольно широка и имеется во многих субъектах РФ и относительно крупных муниципальных образованиях. В значительной степени она оказывается на муниципальном уровне в отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Пример 1

В г. Архангельске действует Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, утв. постановлением мэра г. Архангельска от 28.02.2011 № 79. Согласно ему, для того чтобы иметь право на получение такого имущества, НКО необходимо:

  • подать в городской департамент муниципального имущества заявление с просьбой предоставить в аренду конкретное помещение, находящееся в перечне;
  • подтвердить, что организация осуществляет минимум один из 12 видов деятельности социально ориентированных НКО, установленных в федеральном законодательстве.

Решение о предоставлении или в отказе в предоставлении помещения принимается в течение месяца с даты обращения. В случае положительного ответа муниципальное имущество передается в аренду целевым назначением с предоставлением льготы в виде снижения арендной платы согласно утвержденной методике – на 20% на срок 3 года.

Пример 2

В Камчатском крае действует Положение о порядке и условиях предоставления в аренду или безвозмездное пользование включенного в перечень государственного имущества Камчатского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав социально ориентированных некоммерческих организаций), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, утв. приказом министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 03.10.2012 № 153. Согласно этому документу право на получение такого имущества на срок до 5 лет имеет НКО, соответствующая требованиям: 1) осуществление уставной деятельности на территории Камчатского края не менее 1 года со дня государственной регистрации в качестве юридического лица по видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, установленных в федеральном законодательстве;
2) наличие социально значимых программ (проектов), реализуемых не менее года до дня подачи заявки на получение помещения;
3) если организация в соответствии с учредительными документами не осуществляет деятельность, целью которой является извлечение прибыли.

Заявление с сопроводительными документами подается в министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, которое принимает решение в течение 60 дней. В случае если помещение запрашивается в безвозмездное пользование, то этот вопрос согласовывается с Законодательным собранием.

При заключении договоров аренды имущества арендная плата устанавливается в следующих размерах: в течение первых двух лет аренды – 20% от размера установленной арендной платы; в течение третьего года – 30%; в течение четвертого года – 40%; в течение последующих лет – 50%.

Размер арендной платы устанавливается на основании отчета независимого оценщика в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Организация, надлежащим образом исполняющая свои обязанности по договору аренды (безвозмездного пользования) имущества, по истечении срока его действия имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды (безвозмездного пользования) этого имущества на новый срок.

Проблемой является дефицит государственного или муниципального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным НКО. Вследствие этого нередко это имущество получают НКО, традиционно пользующиеся поддержкой со стороны органов власти (общества инвалидов, отделения «Красного Креста» и т. д.), а для других организаций имеющегося имущества не хватает.

Предоставление налоговых льгот. В настоящий момент федеральным налоговым законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот для поставщиков соцуслуг. В частности, согласно ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) освобождены от НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена заключениями организаций здравоохранения, органов соцзащиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми законодательством РФ о социальном обслуживании и (или) о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий их жизни;
  • услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Согласно ст. 251 НК РФ из числа доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, исключены гранты в случае, если они предоставляются:

  • на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическимлицами, некоммерческими организациями, иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Физическим лицам предоставляется социальный налоговый вычет по НДФЛ в случае перечисления ими пожертвований социально ориентированным НКО на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях (ст. 219 НК РФ).

Также налоговые льготы для поставщиков социальных услуг могут предоставляться по региональным и местным налогам. В частности, представительными органами государственной власти субъектов РФ по налогу на имущество организаций (ст. 372 НК РФ) и транспортному налогу (ст. 356 НК РФ), а представительными органами местного самоуправления – по земельному налогу (ст. 387 НК РФ). Органы госвласти субъектов РФ могут предоставлять льготы по уплате налога на прибыль в пределах доли, подлежащей зачислению в бюджеты регионов (ст. 284 НК РФ).

Пример 3

В Республике Саха (Якутия) от уплаты транспортного налога освобождены такие действующие и потенциальные поставщики соцуслуг, как общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления уставной деятельности; социально ориентированные НКО, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, которые на 70 и более процентов финансируются за счет средств госбюджета субъекта и (или) местных бюджетов.

Пример 4

В Тульской области в 2013 г. ставка налога на прибыль организаций была снижена на 4,5% в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, в отношении региональных отделений Всероссийских обществ слепых и глухих при условии направления высвободившихся средств на реабилитацию и соцзащиту инвалидов по зрению и слуху. А также снижена ставка налога на имущество до 1,55% для организаций, проводящих спортивные мероприятия в закрытых помещениях на искусственном льду среди спорт сменов с ограниченными возможностями здоровья.

Пример 5

В Викуловском районе Тюменской области от уплаты земельного налога освобождены организации соцобслуживания, независимо от источников финансирования.

Концессия. Это один из эффективных форм государственно-частного партнерства, который представляет собой долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти (органов местного само управления) и бизнеса, направленное на решение общественно значимых задач.

Согласно федеральному законодательству о концессионных соглашениях одна сторона такого соглашения (концессионер, он же частный инвестор) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное имущество (недвижимое или недвижимое и движимое, технологически связанное между собой), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту – государству или муниципалитету), и осуществлять целевую деятельность с использованием данного имущества (объект концессионного соглашения).

А концедент обязуется за определенную концессионную плату предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения. Обязательным условием заключения концессионного соглашения является проведение конкурса на выбор концессионера. Возврат вложенных средств концессионер осуществляет в течение длительного периода (как правило, от 20 лет) за счет продукции и доходов, которые получает при использовании объекта концессионного соглашения.

Запомнить

Для успешного применения такого механизма государственно-частного партнерства, как концессия, важно, чтобы органы социальной защиты населения были готовы гарантировать бизнесу долгосрочный платежеспособный спрос на соцуслуги, оказываемые на базе объекта концессии, через механизм заказа и/или целевой потребительской субсидии.

Пример 6

На основе переданного в концессию имущества концессионер создает объект стационарного социального обслуживания и получает доходы за счет оказания платных услуг.

Концессия является перспективным инструментом решения проблемы дефицита бюджетных средств для создания и развития объектов инфраструктуры соцобслуживания и в конечном счете решения проблемы дефицита соцуслуг (особенно в сфере стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов) за счет привлечения средств частных инвесторов. Однако опыта применения концессии в данной отрасли в России пока нет, хотя подготовленные проекты здесь имеются, и тема обсуждается на самом высоком федеральном уровне.

Заключение

Главным условием появления и развития негосударственных постав-щиков соцуслуг является доступность бюджетных ресурсов. Пока ее нет, не будет и экономического стимула для развития данных поставщиков. Таким образом, в ближайшей перспективе острая конкуренция госучреждениям со стороны НКО и бизнес-структур скорее всего не грозит.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль