Легко ли делать закупки у единственного поставщика

812
 Кичанов С.
Эксперт ТН «Госзакупки» Международного центра финансово-экономическо- го развития
В целом процедуры осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Закона № 44-ФЗ аналогичны тем, которые действовали в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Однако есть и существенные отличия, на которые заказчикам следует обратить особое внимание при заключении контрактов.

Разрешенные объемы

Закон № 44-ФЗ, как и его предшественник, разрешает проводить «малые» закупки у единственного поставщика. Однако ограничивает их не по одноименности товаров работ и услуг в соответствии с Номенклатурой № 2733, а исходя из разрешенного объема закупок от всех закупок заказчика согласно плану-графику с учетом верхнего предела суммы объема всех договоров.

Совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, утвержденных планом-графиком, и составлять не более 50 млн руб. в год (п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Государственное или муниципальное учреждение культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иное государственное или муниципальное учреждение (зоопарк, планетарий, заповедник, ботанический сад, парк, театр, концертное или телевещательное учреждение, цирк, музей, дом или дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственная или муниципальная образовательная организация вправе осуществить закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. Совокупный годовой объем закупок на этом основании не должен превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Запомнить

Закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений на сумму до 100 тыс. руб. производятся без ограничений размера средств в соответствии с планом-графиком и годового объема.

Новые основания

Законом № 396-ФЗ в Закон № 44-ФЗ внесены новые основания закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика. К ним относятся:

  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком
  • заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, определенных решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капвложений в целях приобретения объектов недвижимости в государственную, муниципальную собственность;
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

Извещение о закупке

В пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда при закупке у единственного поставщика заказчик обязан размещать в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о проведении закупки. Приведем некоторые из них:

  • при осуществлении закупки товара (работы, услуги), относящегося к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • при осуществление закупки у поставщика, определенного указом, распоряжением Президента РФ или по поручению Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ;
  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков;
  • производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы согласнл перечню товаров (работ, услуг), утвержденным Правительством РФ;
  • заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок – бланков строгой отчетности.

Запомнить

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии и заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами выведены из закупок через запрос предложений.

Извещение об осуществлении закупки должно содержать следующую информацию: 1 наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, спецорганизации;
2 краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, количество, место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки товара, завершения работы, график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования;
3 ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
4 размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления и требования к такому обеспечению, если установление требования обеспечения предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ, информация о банковском сопровождении контракта, если оно установлено.

Заказчик размещает подготовленное извещение в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Если сведения о закупке составляют гостайну, то извещение не требуется (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В ряде случаев извещение заказчиком не готовится, но он обязан уведомить о закупке контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению прилагается копия контракта с обоснованием его заключения. Это такие случаи:

  • возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;
  • возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства;
  • заключение контракта при возникновении потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственными ему госучреждением, ГУПом;
  • заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, если запрос предложений признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

Особенности «малых» закупок

В Законе № 44-ФЗ прописаны особенности осуществления «малых» закупок:

1. Все заключаемые договоры именуются контрактами, т. е. заказчики должны заключать государственные и муниципальные контракты.

2. Перед заключением контракта у заказчика нет обязанности размещать извещение об осуществлении такой закупки. Она начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

3. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в его проекте (ч. 2 ст. 96).

4. Информация о контрактах в реестр контрактов не включается (ч. 1 ст. 103), но согласно ч. 9 ст. 94 информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге отражается заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС.

5. Для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия (ч. 3 ст. 93).

6. При осуществлении закупки контракт должен содержать расчет и обоснование его цены (ч. 4 ст. 93).

Обеспечение исполнения контракта

В соответствии с ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта в случаях, предусмотренных пп. 4–11, 13–15, 17, 20–23, 26, 28–34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В остальных случаях такое требование является обязательным.

Запомнить

Если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, гостиниц, переводчика, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

Экспертиза

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу: своими силами или с помощью привлеченных экспертов, экспертных организаций. Случаи, когда заказчик обязан привлекать экспертов или экспертные организации, перечислены в пп. 2, 3, 7, 9–14, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 28–34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, при:

  • закупке, определенной указом, распоряжением, поручением Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства РФ;
  • возникновении потребности в товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства;
  • поставке культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и аналогичных фондов;
  • закупке произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
  • осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
  • заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;
  • аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации.

Запомнить

Если заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта, а участником закупки будет выступать государственное или муниципальное казенное учреждение, то предоставление обеспечения исполнения контракта для такого участника не является обязательным на основании ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

В остальных случаях заказчик может провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов.

Таким образом, несмотря на простоту процедур закупки у единственного поставщика, они требуют определенной подготовки, которая не проводилась при размещении заказа по Закону № 94-ФЗ. С другой стороны – новации позволяют защитить интересы заказчика и обеспечить открытость и прозрачность таких закупок.

Нормативный документ

Цена контракта, исходя из которой заказчик определяет размер обеспечения исполнения контракта, рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

мнение специалиста

Владимир Болотский,
начальник отдела государственных закупок Управления Федерального казначейства по Тюменской области

Заказчику, годовой объем закупок которого превышает 1 млрд руб., исполнить требование по ограничению совокупного объема «малых» закупок будет несложно,а вот у тех, кто ограничен суммой 100 млн руб. и менее, могут возникнуть сложности.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок путем включения в состав лотов товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с теми, которые являются предметом торгов, запроса котировок. Следовательно, количество проводимых заказчиком за год открытых процедур (лотов) будет определяться не объемами его закупок в денежном выражении, а фактическими потребностями в товарах, работах и услугах. При скромном годовом объеме закупок нужно будет проводить аукционы, не укрупняя лоты по различным направлениям. Заказчик вынужден будет осуществлять намного больше открытых аукционов в электронной форме на незначительные суммы по различным предметам закупок.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль