Эффективный контракт с педагогическими работниками

1802
Термин «эффективный контракт» появился в нашей жизни сравнительно недавно – в 2012 году, и уже в распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 2620-р (утратило силу в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)») разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками ставится целью повышения эффективности и качества услуг в сфере образования.

Кравченко Елена Павловна, главный бухгалтер МБОУ "СОШ № 19", г. Ижевск

Содержание термина «эффективный контракт» раскрывается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р: «Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.» Приложением 3 Программы N 2190-р установлена примерная форма трудового договора (эффективного контракта) с работником государственного (муниципального) учреждения, в том числе и работником образования.

Раздел контракта, посвященный оплате труда, включает описание выплат компенсационного и стимулирующего характера в привязке к условиям получения выплаты – достижению определенных показателей эффективности или оценке деятельности. Без разработки системы критериев оценки деятельности работника переход к эффективному контракту невозможен.

В Письме Минобрнауки России от 20.06.2013 N АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» были предложены Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников». На их основе работодатели, т.е. государственные (муниципальные) учреждения должны были разработать свои системы оценки качества и стимулирования работников и внести изменения в локальные положения об оплате труда. Только после выполнения этого этапа можно начинать процесс перехода на эффективные контракты.

Сроки перехода были определены Программой N 2190-р. В 2014 – 2015 годах (II этап) основные мероприятия Программы N 2190-р должны завершиться, в том числе и заключение эффективных контрактов.

Порядок перехода к эффективным контрактам

Регламент этого процесса описан в Приказе Минтруда России от 26.04.2013 N 167н. С работником, уже состоящем в штате учреждения рекомендовано заключать дополнительное соглашение к трудовому договору, содержащем измененные «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты)». С вновь принимаемыми работниками заключается трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом, содержащем все необходимые условия эффективного контракта. В качестве образца предложено использовать все ту же примерную форму контракта, приведенную в приложении к Программе N 2190-р.

Очередность перевода различных категорий работников образовательного учреждения на эффективные контракты определяется в первую очередь наличием нормативно-правовой базы. Так, наличие уже упомянутого Распоряжения N 722-р позволит заключить дополнительные соглашения с руководителем, педагогом дополнительного образования, учителем школы, иным педагогическим работником, а заключение эффективного контракта, например, с главным бухгалтером, системным администратором, иным специалистом учреждения образования, сегодня еще представляется затруднительным.

Порядок действий администрации учреждения будет следующим:

Этап – Уведомление

О предстоящих изменениях условий трудового договора работника необходимо уведомить (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Уведомление составляется в письменной форме, вручается работнику под подпись не позднее чем за два месяца до начала действия изменений. Подписанное работником уведомление означает, что работодатель исполнил свою обязанность ознакомить с будущими изменениями. Если работник отказывается подписать уведомление, составляется акт об отказе в получении уведомления.

В обозначенный в уведомлении срок сотрудник должен принять решение – работать в изменившихся условиях или отказаться от работы. Сотрудникам, принявшим решение об отказе, работодатель обязан предложить имеющиеся вакансии; в случае отсутствия вакансий либо отказа сотрудника от предложенных вакансий, трудовой договор с ним расторгается на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка на основании ч. 3 ст. 178 ТК РФ.

Если сотрудник не сообщил работодателю об отказе, с ним заключается дополнительное соглашение.

Этап – Дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение составляется в двух экземплярах одинаковой юридической силы. В содержательной части доп.соглашения, в соответствии с требованиями Программы N 2190-р, «должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция работника, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования».

Доп.соглашение вступает в силу сразу после подписания его сторонами.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Вопросы практической реализации

Это теория. На практике же учреждения столкнулись с рядом серьезных затруднений, существенно замедливших процесс перехода к эффективным контрактам.

К 2016 году основной этап перехода Программы N 2190-р должен быть завершен, т.е. большая часть педагогов уже должна работать по эффективному контракту. К сожалению, этого не произошло и возможно 2016 год станет только началом этого процесса.

Первой проблемой является отсутствие понятия «эффективный контракт» или «контракт» вообще в Трудовом Кодексе, таким образом правовой статус эффективного контракта как нового типа трудового договора представляется весьма сомнительным.

Вторым существенным затруднением работодателей стала попытка обоснования необходимости заключения дополнительных соглашений. В уже упомянутом Приказе Минтруда РФ N 167н (п. 5) предлагается вносить изменения в трудовые договоры «в соответствии с частью второй статьи 74 ТК РФ». Строго говоря, причины изменений условий трудового договора, регламентированные статьей 74, являются причинами организационного или технологического характера – «изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины». В нашем случае речь идет об изменении системы оплаты труда в привязке к показателям эффективности, что достаточно плохо коррелирует с причинами статьи 74.

Еще больше запутывает ситуацию отсылка к статье 72 ТК в пункте 6 Приказа 167н, видимо предлагая работодателю самому выбрать основание внесения изменений – статью 74 или статью 72 ТК РФ.

Наконец, сам эффективный контракт, как уже было отмечено выше, базируется на локальных положениях об оплате труда, в которые уже внесены требуемые изменения. Вряд ли дополнительное включение в эффективный контракт тех же самых условий является целесообразным. Аналогичные сомнения вызывает и требование включения в контракт должностных обязанностей работника. Для целей ознакомления сотрудника с его трудовыми функциями какой угодно степени детализации и подробности, гораздо удобнее воспользоваться должностными инструкциями. Загромождение же трудового договора условиями и требованиями, описанными в иных локальных актах, отнюдь не превращает его в «эффективный контракт».

Разработка системы оценки качества работника на локальном уровне, как правило, основывается на актах более высокого уровня – муниципальных, региональных и федеральных, а они на сегодняшний день не имеют целостного системного подхода к определению показателей эффективности. Поэтому привести какой-либо универсальный образец заполнения эффективного контракта в образовании не представляется возможным.

Ну и самой серьезной трудностью может стать та самая прямая зависимость вознаграждения от оценки эффективности деятельности, так как она может привести к обратному результату – вместо действительных достижений их демонстрация в отчетности, и тогда «повышение эффективности и качества услуг в сфере образования», декларированное Распоряжением N 722-р, становится весьма проблематичным.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль