Расчет и учет платных услуг в образовании

2051
Расчеты с заказчиками платных образовательных услуг осуществляются, согласно Инструкции N 157н на счете 020531000, причем код вида финансового обеспечения «4» применяется при расчетах за услуги, оказываемые в рамках государственного (муниципального) задания, «2» – во всех остальных случаях.

Расчет и учет платных услуг в образовании

Кравченко Елена Павловна, главный бухгалтер МБОУ "СОШ № 19", г. Ижевск                 

Начисление дохода учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений отражается:

Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130.

Эта операция хорошо знакома бухгалтерам, работающим на участке расчетов по доходам, но в ее простоте кроется два существенных момента учета:

  • Какой первичный документ является основанием данной записи?
  • В какой момент времени производится данная запись?

Включите в акт:

1.    Сведения о перечне и объеме оказанных услуг;
2.    Необходимые реквизиты:
•    дату составления;
•    ссылку на договор-основание;
3.    Универсальную формулировку об отсутствии претензий сторон.

Основание начисления доходов

Российскими деловыми обычаями предусмотрен акт выполненных работ как документ, подтверждающий факт оказания услуги. Гражданское законодательство закрепляет необходимость составления акта приемки только для договоров подряда, составление актов об оказании услуг отдано на усмотрение сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Если учреждение решает применять в своем документообороте акты оказанных услуг, то условие о необходимости составления актов следует включить в договор.

Акт оказанных услуг должен быть подписан обеими сторонами, только в этом случае можно гарантированно подтвердить факт оказания услуги.

При большом количестве заказчиков услуг подписать тысячи актов просто невозможно, тогда в бухгалтерском учете основанием начисления доходов целесообразнее применять бухгалтерскую справку ф. 0503833. Подтверждением факта оказания услуги могут быть табель учета посещаемости занятий, журнал посещаемости, другие аналогичные документы.

Выбранный вариант документооборота следует закрепить в учетной политике.

Момент признания доходов

Инструкцией N 157н установлено признание доходов по методу начисления. Налоговый кодекс (гл. 25) дает следующее определение метода начисления: доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

В соответствии с этим определением доходы от оказания образовательных услуг следует начислять в том периоде, в котором оказание услуги было завершено, т.е. после ее окончания.

Пример учетной политики учреждения образования (фрагмент):

Учет расчетов с дебиторами

  1. Учет расчетов с дебиторами по доходам осуществляется методом начисления. Начисление доходов производится в момент возникновения требований к заказчикам.

По платным образовательным услугам периодичность начислений – ежемесячная в размере, кратном стоимости обучения по договору.

  1. Начисление доходов по договорам с физическими лицами – заказчиками платных образовательных услуг осуществляется на основании Справки (ф.0504833).

Доходы по договорам с юридическими лицами – заказчиками платных образовательных услуг, а также от иных видов приносящей доход деятельности начисляются на основании актов выполненных работ (оказанных услуг), подписанных сторонами договора.

Для образовательных услуг продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет подобный способ конечно, неприемлем, поскольку означает производственный цикл, длящийся не один отчетный период, в течение которого у учреждения нет ни доходов, ни соответственно расходов, а только незавершенное производство.

Доход от реализации работ и услуг с длительным технологическим циклом можно распределять самостоятельно с учетом принципа равномерности на основании данных учета. Например, равномерно путем деления общей суммы дохода по сделке на количество отчетных периодов, в течение которых действует долгосрочный договор (ст. 316 Налогового кодекса РФ).

Этим же принципом равномерности признания доходов и расходов учреждение может воспользоваться в бухгалтерском учете. Периодичность признания следует закрепить в своей учетной политике.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Исправление ошибок

При большом количестве учетных операций весьма вероятны случаи ошибочных начислений доходов. При обнаружении ошибки ее следует исправить методом «красного сторно». Запись с обратной корреспонденцией счетов отнюдь не исправляет ошибку, а приводит к наличию необоснованных оборотов по счетам или полностью искажает экономический смысл операции.

Оплата образовательных услуг

Порядок и сроки оплаты определяются условиями договора оказания услуг. При наступлении срока очередного платежа учреждению лучше напомнить об этом заказчику и найти способ его информирования, например, выдать квитанцию или счет на оплату.

Поступление оплаты отражается:

Дебет

Кредит

Содержание

2 201 11 510

17 КОСГУ 130

2 205 31 660

Поступление денежных средств от заказчика на лицевой счет учреждения

2 201 34 510

17 КОСГУ 130

2 205 31 660

Поступление денежных средств от заказчика в кассу учреждения

2 201 23 510

17 КОСГУ 130

2 205 31 660

Заказчиком произведена оплата через платежный терминал, установленный в учреждении

2 201 11 510

17 КОСГУ 510

2 201 23 610

18 КОСГУ 610

Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства, поступившие от банка эквайрера

Записи забалансовых счетов 17 и 18 приведены согласно Письму Минфина РФ от 01.07.2015 N 02-07-07/38257.

Обратите внимание:

В этом же письме детально рассмотрен пример отражения в отчетности операций по приему платежей с использованием банковских карт и некассовых операций расчетов с банком на сумму комиссии за оказанные услуги по приему платежей.

Разберем еще один интересный момент отражения в учете операций по приему платежей – поступление оплаты авансом.

Требуется ли в этом случае обособленный учет авансовых платежей, доходов будущих периодов?

Инструкцией N 157н отдельного счета для учета поступивших авансов не предусмотрено, учреждение в рамках своей учетной политики может принять решение о выделении дополнительной аналитики учета авансовых поступлений.

Являются ли при этом поступившие авансовые платежи доходами будущих периодов – вопрос сложный и спорный, мнения экспертов разделились, официальная позиция Минфина именно по образовательным платным услугам отсутствует.

В соответствии с п. 301 Инструкции N 157н доходами будущих периодов считаются доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В качестве примера приведены доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода. И с этой точки зрения полученная предоплата образовательных услуг не образует доходы будущих периодов, так как образовательная услуга является непрерывной, на этапы не разбивается и поэтапно не сдается. Доходы начисляются по факту оказания услуги, т.е. являются текущими.

Что касается довода о том, что наличие незакрытого начислениями кредитового остатка по счету 020500000 при большом количестве договоров может привести к минусовой величине Раздела II «Финансовые активы» бухгалтерского баланса ф. 0503730, то после внесения очередных изменений в Инструкцию N 33н, он несостоятелен. В отчетности за 2015 год кредитовые остатки по счету 02050000 будут отражаться в пассиве баланса и никак не скажутся на расчете величины крупной сделки.

Выделение аналитического учета авансовых платежей, начисление доходов будущих периодов приведет к значительному увеличению учетной работы, и это обстоятельство следует принять во внимание при формировании учетной политики учреждения.

Калькулирование образовательной услуги

Важной частью учета расчетов платных образовательных услуг является калькулирование себестоимости оказанных услуг, бухгалтерский учет себестоимости.

И прежде чем приступать к этой задаче, учреждению следует определиться с целями управленческого учета. Если поставлена цель мониторинга рентабельности оказываемых услуг, то в учете потребуется аналитика номенклатуры, следовательно, появятся косвенные затраты и механизмы их распределения. Если такая цель не ставится, то услугу можно считать единственной и все затраты будут прямыми.

Дополнительного уровня аналитики потребует решение о выделении центров ответственности – учет доходов и расходов подразделений учреждения, оказывающих услуги. В этом случае в учете выделятся общехозяйственные расходы и необходимость выбора способа формирования себестоимости – полная производственная себестоимость с распределением общехозяйственных расходов (система стандарт-кост) или сокращенная производственная себестоимость, при которой общехозяйственные затраты не распределяются, а сразу относятся на финансовый результат (система директ-кост).

Организация управленческого учета – процесс сложный и трудоемкий. Сравните востребованность его результата с необходимыми трудозатратами.

Состав нормативных затрат, формирующих себестоимость, приведен в Порядке N 640. Этот же перечень можно взять и для затрат дополнительных образовательных услуг и воспользоваться готовыми нормами.

При необходимости и только для дополнительных услуг, т.е. не включенных в госзадание, размер нормативных затрат, рассчитанных с учетом Порядка N 640 может быть скорректирован.

Учреждение может не рассчитывать нормативно-плановую себестоимость, а формировать только фактическую, но при этом теряется возможность анализа изменений затрат и влияния этих изменений на себестоимость.

Выбранные решения и методы учреждению следует закрепить в разделе «Управленческий учет» своей учетной политики.

Учет себестоимости образовательной услуги

Затраты собираются на счетах группы 010900000 в зависимости от способа включения в себестоимость:

прямые затраты на счете 010960000 – «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

косвенные на счете 010970000 – «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»; счете 010980000 – «Общехозяйственные расходы».

Аналитический учет затрат осуществляется по кодам статей КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации N 65н.

В рамках учетной политики учреждение определяет состав прямых и косвенных затрат, а также способ их распределения.

Инструкцией N 157н в качестве базы распределения предлагается использовать

  • величину прямых затрат: оплаты труда, материальных затрат, иных прямых;
  • величину объема выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иной показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения.

Нераспределяемые общехозяйственные расходы увеличивают текущие расходы:

Дебет 2 401 20 200 Кредит 2 109 80 200 – по всей аналитике КОСГУ группы 200.

Сформированная фактическая себестоимость уменьшает текущие доходы от приносящей доход деятельности корреспонденцией счетов:

Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 109 60 200 – по всей аналитике КОСГУ группы 200.

Отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения доходов и расходов по платным образовательным услугам

Средства приносящей доход деятельности, в том числе по платным образовательным услугам должны быть отражены в плане ФХД финансового года.

Напомним, что план составляется учреждением в соответствии с Требованиями (Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н). Последние изменения в Требования были внесены приказом Минфина от 24.09.2015 N 140н. Они начнут свое действие при подготовке планов на 2017 г. В то же время Приказом N 140н установлено, что учредитель может обязать учреждение составлять план ФХД уже на 2016 г. с учетом внесенных изменений.

Самым значительным коррективам подверглась таблица показателей по поступлениям и выплатам учреждения, теперь она имеет номер – 2 и форма ее более детализирована.

Скачать план ФХД таблица 2

Планируемые значения доходов и расходов от оказания платных образовательных услуг следует размещать именно в этой таблице в графе 9 – «поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности».

Обратите внимание на графу 3 – «Код по бюджетной классификации Российской Федерации», в этой графе по строкам 110 - 180, 300 - 420 указываются коды классификации операций сектора государственного управления, по строкам 210 - 280 указываются коды видов расходов бюджетов, структура которых с 2016 г. также изменяется.

В качестве рекомендации: общехозяйственные расходы учреждения (коммунальные расходы, связь, интернет и т.п.) распределите между источниками финансирования в пропорции, отражающей долю доходов от оказания услуг в общем объеме доходов учреждения.

Вложенные файлы



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль