Финансовый контроль и аудит государственных и муниципальных учреждений

8771
Источник: "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение" С вступлением в силу Закона № 252-ФЗ порядок осуществления финансового контроля уполномоченными органами в отношении государственных (муниципальных) учреждений претерпел значительные изменения. Рассмотрим, как теперь распределяются контрольные функции, кто в ответе за исполнение бюджетного законодательства, а кто – за эффективность использования бюджетных средств.

Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие виды государственного (муниципального) контроля:

1) в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия: внешний (входит в обязанности органов внешнего госконтроля – Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) и внутренний (производится органами внутреннего госфинконтроля (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) и Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципалитетов);
2) в зависимости от цели осуществления контрольной деятельности: предварительный (производится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включает в себя санкционирование операций органами Казначейства России) и последующий (законность исполнения бюджетов, достоверность учёта и отчётности).

Таким образом, законодательные (представительные) органы всех уровней государственной (муниципальной) власти полномочиями по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля на стадиях обсуждения, формирования, исполнения бюджетов не наделяются.

Также данные органы больше не вправе осуществлять финансовый контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на организованных ими заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, в т. ч. связанные с осуществлением контроля, объектом которого являются указанные в п. 1 ст. 266.1 БК РФ органы и организации, с вступлением в силу Закона № 252-ФЗ будут исполняться в порядке ст. 153 БК РФ.

Внешний государственный финансовый контроль

К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) ст. 268.1 БК РФ отнесены:

1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
2) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
3) контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Органы внешнего контроля используют такие методы как проверки, ревизии, обследования. Они направляют обязательные для исполнения объектами контроля заключения, представления и (или) предписания, а также наделены правом принятия решения о применении бюджетных мер принуждения (ч. IV БК РФ), осуществления административного производства.

Внутренний государственный финансовый контроль

К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены:

1) контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
2) контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство ПБС;
3) контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счёт средств бюджета.

Статья 269.2 БК РФ определяет полномочия иных (за исключением Федерального казначейства) органов внутреннего госфинконтроля (к которым отнесены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) по осуществлению внутреннего контроля:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Контрольные функции ГРБС уменьшены

Объекты государственного финансового контроля закреплены в ст. 266.1 БК РФ. К ним, в частности, относятся главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств (далее – ГРБС, РБС, ПБС), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, а также государственные (муниципальные) учреждения.

На практике в объекты такого контроля со стороны учредителей – ГРБС (РБС) – включаются государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, совершение сделок с имуществом, которым учреждения самостоятельно распоряжаться не вправе.

Сфера внутреннего финансового контроля, осуществляемого ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, ограничена проверкой соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств подведомственными ПБС.

Помимо внутреннего финконтроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам, установленным Минфином России;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Таким образом, на основе анализа норм Закона № 252-ФЗ можно сделать вывод о том, что контрольные финансово-бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, касающиеся подведомственных им учреждений (в отношении которых они, как правило, также осуществляют функции и полномочия учредителя) значительно уменьшены.

Инструменты МЦФЭР-Госфинансы для комплексного решения по проведению внешнего и внутреннего финансового контроля:

Электронная система "Госфинансы": Закажите демо-доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями по темам:
Государственный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, нецелевое использование бюджетных средств и прочие контрольные мероприятия


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль