Распределяем затраты по источникам

1265
 Никишина Н.В.
Бухгалтер ГОУ СОШ № 213
Предположим, что имущество учреждения используется как в деятельности по выполнению задания, так и в приносящей доход деятельности. Как распределить между ними расходы на коммунальные услуги и отразить операции в бухгалтерском учете, читайте далее.

Счета учета

Расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, включенные в нормативные затраты на содержание имущества, могут сразу списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, абз. 4 п. 181 Инструкции № 183н).

Такие расходы отражаются по следующим кодам КОСГУ:

  • 223 «Коммунальные услуги»;
  • 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • 226 «Прочие работы, услуги», 290 «Прочие расходы».

Согласно п. 60 Инструкции № 174н, п. 60 Инструкции № 183н расходы по содержанию имущества, включаемые в нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг, в соответствии с учетной политикой учреждения могут списываться в дебет счета 4 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». На основании этих же норм расходы по содержанию имущества в рамках вида деятельности 2, как правило, списываются в дебет счета 2 109 00 000.

Распределение расходов

Методику распределения и бухгалтерского учета расходов на содержание имущества, производимых за счет двух источников финансового обеспечения, рассмотрим на конкретном примере.

Предположим, за образовательным учреждением на праве оперативного управления закреплены несколько объектов недвижимости. Помимо деятельности по выполнению задания они используются для оказания платных услуг.

В соответствии с учетной политикой учреждения распределение затрат на содержание объектов, использующихся в двух видах деятельности, осуществляется исходя из плановых показателей:

  • доли площадей, используемых для оказания платных услуг, в общей площади объектов недвижимости (10%);
  • доли учебных часов, приходящихся на платные услуги, в общей доле учебных занятий (мероприятий), для которых используются соответствующие площади (40%).

Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с заданием, при определении размера субсидии коммунальные расходы учтены в сумме 190 000 руб. Общая плановая сумма коммунальных расходов на год равна 220 000 руб.

Субсидия на выполнение задания предоставляется учреждению в соответствии с графиком. В I квартале подлежит перечислению 25% годового размера субсидии в сумме 2 500 000 руб. Доходы от оказания платных услуг в I квартале составили 70 000 руб. (без НДС).

Учетной политикой учреждения для целей налогообложения предусмотрено, что НДС по распределяемым между видами деятельности расходам принимается к вычету в части суммы, перечисленной по виду деятельности 2.

При этом к вычету не может быть принята сумма, превышающая сумму НДС, приходящуюся на облагаемые налогом операции. Пропорция определяется с учетом общего объема операций по реализации товаров (работ, услуг), включая не облагаемые и не являющиеся объектом налогообложения операции (в т. ч. операции по оказанию госуслуг).

В целях налогообложения прибыли распределяемые виды расходов, финансовое обеспечение которых должно осуществляться путем предоставления субсидий, признаются в части, не профинансированной из бюджета (письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124).

Порядок действий учреждения будет следующим.

1. Распределены затраты на оплату коммунальных услуг в целях утверждения Плана ФХД и осуществления расходов:

  • на подстатью 223 КОСГУ, вид деятельности 4 – 211 200 руб. ((220 000 руб. × 90%) + (220 000 руб. × 10% × 60%));
  • подстатью 223 КОСГУ, вид деятельности 2 – 8800 руб. (220 000 руб. × 10% × 40%).

Превышение планируемых расходов по виду деятельности 4 над нормативными затратами планируется за счет экономии средств субсидии по другим видам нормативных затрат в течение года.

2. Оплачены счета, выставленные поставщиками коммунальных услуг в I квартале, на общую сумму 50 000 руб. (в т. ч. НДС 7627,12 руб.):

  • по подстатье 223 КОСГУ, вид деятельности 4 – 48 000 руб. ((50 000 руб. × 90%) + (50 000 руб. × 10% × 60%));
  • подстатье 223 КОСГУ, вид деятельности 2 – 2000 руб. (50 000 руб. × 10% × 40%).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

3. Определена сумма НДС, подлежащая вычету, и сумма НДС, относимая на расходы учреждения.

В I квартале доля операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом обложения НДС, в общем объеме операций учреждения составила 0,03 (70 000 руб. / (70 000 руб. + 2 500 000 руб.)). Соответственно, максимальная сумма НДС, которая может быть принята к вычету в I квартале, составит 228,81 руб. (7627,12 руб. × 0,03).

По итогам налогового периода (I квартала) в бухгалтерском учете делаются записи по распределению «входного» НДС:

4. Определена сумма коммунальных расходов, которые могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.

Сумма нормативных затрат (без НДС), приходящаяся на I квартал, равна 40 254,24 руб. ((190 000 руб. × 100% / 118%) × 25%).

В I квартале по виду деятельности 2 были оплачены коммунальные расходы на сумму 1694,92 руб. (без НДС), а по виду деятельности 4 – на сумму 40 677,97 руб. (без НДС).

Таким образом, объем не профинансированных из бюджета коммунальных расходов, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли, равен всей сумме расходов по виду деятельности 2: 1694,92 руб.

Налоговые риски

Налоговым законодательством не урегулирован вопрос о распределении учреждениями сумм «входного» НДС, а также расходов в целях исчисления налога на прибыль между коммерческой и некоммерческой деятельностью.

Следует учесть!

Мнение, приведенное в письмах Минфина России, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом. Оно имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Минфин России в своих разъяснениях неоднократно выражал мнение, что порядок распределения, установленный ст. 272 НК РФ, применяется только в отношении расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Для некоммерческих организаций гл. 25 НК РФ не предусматривает пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (письма Минфина России от 05.08.2013 № 03-03-06/1/31298, от 02.08.2013 № 03-03-06/4/31096, от 18.04.2013 № 03-03-06/4/13345, от 01.10.2012 № 03-05-05-01/57, от 18.05.2011 № 03-03-06/4/47). К ситуации с НДС можно применить ту же логику.

Поэтому самый безопасный путь для учреждения – не принимать к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам, оплаченным за счет приносящей доход деятельности, и не уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на расходы, произведенные в рамках этой деятельности. Ведь документально подтвердить, какое именно количество коммунальных услуг потреблено для этих целей, не представляется возможным. По данному пути можно пойти, если суммы налогов незначительны.

Однако если имущество активно используется в обоих видах деятельности, суммы налогов будут существенными. В таких ситуациях учреждение может использовать подход, предлагаемый в статье. Он обоснован и также подкреплен разъяснением Минфина России (письмо от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124).

Разумеется, применяемый порядок исчисления налоговой базы нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Также нельзя исключать вероятность, что свою позицию придется отстаивать в суде.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль