Автоматизация учета: с бумагой покончено?

505
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
В настоящее время бухгалтерский учет повсеместно ведется с применением программных средств. В связи с этим возникает закономерный вопрос – нужно ли созданные первичные документы и регистры учета распечатывать и хранить на бумажном носителе и если да, то с какой периодичностью это делать. Разберемся, что говорит по этому поводу законодательство.

Сразу скажем, что только первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, составленные в виде электронного документа, могут храниться в электронной форме и не распечатываться на бумажном носителе. Однако далеко не всякий документ, созданный на компьютере, является таковым.

Одним из обязательных реквизитов электронного документа является электронная подпись. Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (далее – Закон № 63-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Исключение составляют случаи, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Кассовые документы обязательно нужно распечатывать на бумажном носителе. Это требование установлено п. 2.5 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П. Допускается не распечатывать только листы Книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. 0310005).

На основании п. 14 Инструкции № 157н учреждение вправе осуществлять хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на машинных носителях с учетом требований законодательства, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах.

При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса (п. 19 Инструкции № 157н). Если имеется техническая возможность, регистры бухгалтерского учета создаются в форме электронного регистра.

Ведение налоговых регистров в электронной форме и (или) любых машинных носителях предусмотрено ст. 314 НК РФ, а п. 9 ст. 169 НК РФ регулирует порядок выставления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме.

Положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и налоговое законодательство не обязывают субъект учета (налогоплательщика) параллельно вести регистры учета в электронном виде и на бумаге. Однако при хранении электронных первичных документов и регистров учета должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений (п. 14 Инструкции № 157н, ст. 314 НК РФ).

Таким образом, первичные документы и регистры учета, заверенные в установленном порядке электронной подписью, могут храниться в электронной форме и не распечатываться на бумажном носителе. Если же созданные при автоматизированном ведении учета документы не содержат электронную подпись, они обязательно должны распечатываться на бумаге.

Периодичность вывода регистров учета на бумажный носитель определяется учетной политикой учреждения. Она не должна быть реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета (пп. 11, 19 Инструкции № 157н).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль