Не всякий объект может быть самостоятельным

614
Специалисты, входящие в состав комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения, должны не только отлично ориентироваться в нормативно-правовой базе, но и обладать логическим мышлением, гибкостью ума. Иначе не избежать курьёзных ситуаций, о некоторых из которых поговорим ниже.

Не стоит заблуждаться насчёт локальных систем

СИТУАЦИЯ. В здании МКУ «Детский центр “Огонёк”» в целях обеспечения безопасности воспитанников и предотвращения хищений со стороны сотрудников и посетителей была установлена система видеонаблюдения.

Учреждением произведена оплата расходов, связанных с работами по монтажу, а также приобретением расходных материалов (видеокамер, монитора, проводов, розеток и пр.).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Бухгалтер классифицировал установку системы видеонаблюдения как дооборудование здания, принял её на баланс и отразил расходы по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н после монтажа компоненты системы видеонаблюдения составляют со зданием общий конструктивно-сочленённый объект. Расходы следовало произвести по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

КОММЕНТАРИЙ. Рассматриваемая ситуация представляет собой типичное заблуждение бухгалтеров. Зачастую различные локальные сети (видеонаблюдение, пожарная сигнализация, «тревожная кнопка», кабельная система и т. п.) классифицируют как самостоятельные объекты основных средств. Либо расценивают их установку как улучшение технических характеристик здания и, как следствие, увеличение его стоимости.

Отчасти это происходит потому, что в нормативных правовых актах, регламентирующих ведение бюджетного учёта, отсутствуют такие понятия, как «дооборудование», «модернизация», «реконструкция».

В своё время эти процессы были и описаны в письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383, которое фактически утратило силу с 01.01.2011. Однако может применяться в части, не противоречащей законодательству.

Среди действующих нормативных правовых актов указанные понятия содержатся в п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ и п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Из анализа норм этих актов можно сделать вывод, что установку (монтаж) в эксплуатируемом здании системы видеонаблюдения (равно как и сигнализации, «тревожной кнопки» и т. п.) нельзя рассматривать в качестве модернизации (реконструкции) объекта недвижимости. При осуществлении таких работ существенного изменения параметров объектов капитального строительства, повышения их технического уровня и экономических характеристик не происходит.

Отметим также, что согласно вводной части Общероссийского классификатора основных фондов. ОК 013-94, утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ), в состав зданий входят внутренние коммуникации, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети.

Согласно письмам Минфина России от 04.06.2010 № 02-06-10/2058, от 14.12.2012 № 02-06-10/5196 при установке системы видеонаблюдения применяется следующий порядок бухгалтерского (бюджетного) учёта: 1) затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ, а также расходных материалов) списывается на расходы (затраты) текущего финансового года;
2) отдельные элементы системы могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств. Это, в частности, возможно, если у отдельных частей конструктивно-сочленённого объекта разный срок полезного использования. Кроме того, по мнению ряда экспертов, должна быть принципиальная возможность использования отдельных частей системы вне объекта имущества как единого обособленного комплекса, а также функциональное предназначение отдельной части системы не должно являться неотъемлемой частью функционирования этого объекта.

В соответствии с Указаниями № 65н установка и модернизация видеосистемы осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Информация о наличии в здании смонтированной системы видеонаблюдения фиксируется в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учёта основных средств (ф. 0504031).

Огнетушители бывают разные

СИТУАЦИЯ. По поручению руководителя учреждения сотрудник приобрёл огнетушитель, который, как выяснилось из эксплуатационных характеристик, был неперезаряжаемый (одноразовый).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Покупка огнетушителя была произведена по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. К основным средствам могут быть отнесены только перезаряжаемые и ремонтируемые огнетушители. Одноразовый огнетушитель оплачивается по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

КОММЕНТАРИЙ. Согласно п. 4.7 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утв. приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84, в зависимости от возможности и способа восстановления технического ресурса огнетушители подразделяются на перезаряжаемые и ремонтируемые и неперезаряжаемые (одноразовые).

Расходы на приобретение объектов нефинансовых активов (в т. ч. огнетушителей) отражаются по соответствующей статье группы 300 КОСГУ исходя из критериев отнесения их к основным средствам и (или) материальным запасам, установленных Инструкцией № 157н, а также в зависимости от их эксплуатационных характеристик.

Пункт 38 Инструкции № 157н относит к основным средствам материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования. Здесь необходимо чётко понимать различие между понятиями «срок хранения» и «срок использования». Храниться в учреждении обычный ручной неперезаряжаемый огнетушитель может год и более, но в случае чрезвычайной ситуации срок его использования составит 5–20 секунд. Следовательно, он никак не подходит под характеристики основного средства, а его приобретение отражается по статье 340 КОСГУ.

К перезаряжаемому относится огнетушитель, после применения которого возможно восстановление его работоспособности (п. 3.27 Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130.2009», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179). Он, в свою очередь, включается в состав основных средств и приобретается по статье 310 КОСГУ.

В дальнейшем расходы по переосвидетельствованию и перезарядке таких огнетушителей отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Сам по себе котёл не используется

СИТУАЦИЯ. По причине выхода из строя для котельной учреждения был приобретён новый отопительный котёл.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Отопительный котёл был квалифицирован как основное средство, а его покупка отражена по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В соответствии с пп. 99 и 118 Инструкции № 157н отопительные котлы и радиаторы относятся к материальным запасам. Соответственно оплату за них следует производить по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

КОММЕНТАРИЙ. В соответствии с положениями п. 45 Инструкции №157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учёту согласно требованиям ОКОФ. Ими же установлено, что в состав зданий входят коммуникации, необходимые для их эксплуатации, например, система отопления, включая котельную установку. Также в соответствии с п. 41 Инструкции № 157н после монтажа отопительный котёл составляет со всем зданием единый конструктивно-сочленённый предмет и не может учитываться самостоятельно.

Таким образом, согласно действующему законодательству отопительные котлы (требующие монтажа) следует приобретать как материальные запасы, а после монтажа – включать в состав здания.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль