Страхователь полагает, а суд располагает

1211
 Водянов И.
канд. экон. наук, ведущий специалист Института бюджетных отношений
Споры между внебюджетными фондами и страхователями возникают с завидным постоянством. Отчасти это связано с недоработками Закона № 212-ФЗ, отчасти – с неправильным толкованием положений Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов. Анализ судебной практики позволит бухгалтерам и руководителям учреждений принять правильное решение, начислять ли в определенной ситуации страховые взносы, и в случае необходимости отстоять свое право перед контролирующими органами.

Социальные выплаты

Помимо трудового договора, который заключается с каждым сотрудником при приеме на работу, в ряде организаций действуют коллективные договоры. По соглашению сторон (работодателя и работников в лице их представительного органа) в таких договорах закрепляются различные социальные гарантии персонала. Например, право сотрудника на получение от учреждения:

  • единовременного пособия в связи с выходом на пенсию;
  • компенсации стоимости медицинских услуг;
  • различных видов материальной помощи (одиноким и многодетным родителям; родителям, воспитывающим ребенка-инвалида; в связи со смертью членов семьи и др.).

При этом согласно положениям ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ страховыми взносами облагаются выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений и некоторых видов гражданско-правовых договоров. Исходя из данной формулировки, логично предположить, что оба вида договоров (вернее, условия, прописанные в них) учитываются при расчете страховых взносов. Однако на деле все оказалось не столь однозначно.

Мнение госорганов. Анализируя позицию органов государственного управления (см., например, письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19, ФСС РФ от 15.02.2010 № 02-03-09/08-147П), можно сделать вывод, что чиновники придерживаются означенного выше вывода.

А именно: взносы нужно начислять на все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений.

И неважно, каким документом они предусмотрены: трудовым или коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.

Аналогичное мнение было высказано судьями трех инстанций в деле № А62-1345/2012 (решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2012, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012, постановление ФАС Центрального округа от 22.10.2012).

ВАС РФ против. Президиум ВАС РФ рассудил иначе, отменил указанные судебные решения и предложил взглянуть на проблему с другой стороны.

Арбитры напомнили, что трудовыми являются отношения, основанные на соглашении о личном выполнении работником за плату трудовой функции (ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)). Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, можно считать вознаграждением за выполнение трудовой функции.

Кроме того, следует различать предметы договоров. Так, трудовой договор регламентирует трудовые отношения (ст. 15 и 16 ТК РФ). А коллективный – социально-трудовые отношения (ст. 40 ТК РФ).

Исходя из этого, ВАС РФ пришел к выводу, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не входят в оплату труда. Начислять страховые взносы на них не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

Судебная практика. На сегодняшний день нижестоящие суды в своих актах руководствуются точкой зрения Президиума ВАС РФ. Соответственно, доначисления взносов на многие вознаграждения, которые предусмотрены коллективными договорами, локальными актами, признают незаконными (см. таблицу).

Социальные выплаты (вознаграждения), не облагаемые страховыми взносами

отношении разовых премий к праздникам (Новому году, 23 Февраля, 8 Марта) мнения судов расходятся. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23.10.2013 по делу № А26-11504/2012 посчитал, что страховыми взносами данные выплаты не облагаются. В то же время Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.06.2013 № 215/13 по делу № А64-1493/2012 указал, что разовые премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеют стимулирующий характер. Следовательно, они являются элементами оплаты труда и облагаются взносами.

Запомнить

В любом случае страховые взносы не начисляются на суммы материальной помощи, оказываемой организацией своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного человека в год (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

Ответственность филиалов

В постановлении от 16.01.2013 по делу № А40-53509/12-115-327 Федеральный арбитражный суд Московского округа утверждает, что филиал учреждения нельзя оштрафовать за нарушение пенсионного законодательства. Рассмотрим суть данного вывода подробнее.

Все началось с того, что филиал организации не представил в Пенсионный фонд РФ индивидуальные сведения, хотя и был зарегистрирован в качестве страхователя по месту своего нахождения. Наказание не заставило себя ждать: привлечение к ответственности и штраф в размере 300 тыс. руб. Представители филиала уплачивать штраф отказались, и Пенсионный фонд РФ обратился в суд.

Однако вопреки ожиданиям фонда арбитры приняли решение не в его пользу. Суд указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, в т. ч. организации. А организации – это юридические лица, образованные согласно законодательству (ст. 2 Закона № 212-ФЗ). При этом филиалы и представительства юридическими лицам не являются (п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, в случае нарушения пенсионного законодательства к ответственности должна привлекаться головная организация.

Командировочные расходы

Еще один знаковый акт – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 по делу № А27-19460/2012.

Спор между Пенсионным фондом РФ и организацией возник из-за того, что последняя не начислила страховые взносы на следующие компенсации командированному работнику:

  • стоимости упаковки багажа в аэропорту;
  • сервисного сбора, взимаемого организацией-посредником при приобретении билетов.

В подтверждение своей точки зрения фонд сослался на то, что указанные компенсации не упомянуты в перечне командировочных расходов (он приведен в ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Следовательно, взносы должны начисляться по общим правилам.

Арбитры признали такую логику ошибочной. Они напомнили специалистам Пенсионного фонда РФ, что к командировочным могут быть отнесены не только законодательно закрепленные, но и иные расходы, которые произведены с разрешения или ведома работодателя (ст. 168.1 ТК РФ). Именно к этой категории следует отнести расходы на упаковку багажа.

Сервисный сбор, в свою очередь, непосредственно связан с расходами на приобретение билета. А это не что иное, как затраты на проезд к месту командирования, которые не облагаются взносами на основании ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Кстати, об этом же сказано в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.07.2012 по делу № А27-13154/2011.

Запомнить

Возмещение расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении подтверждающих документов. Об этом сказано в п. 24 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).

Отсрочки незаконны

После вступления в силу Закона № 212-ФЗ многие организации, которые имели долги перед внебюджетными фондами, пытались получить отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов. Такая возможность предусмотрена в п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ. Однако реализовать ее на практике оказалось сложно, т. к. фонды отказывались удовлетворять подобные заявления. Они ссылались на отсутствие законодательно установленного порядка предоставления отсрочек и рассрочек.

Борясь за свое право, многие страхователи шли в суд. Арбитры нередко принимали их сторону и указывали, что отсутствие вышеназванного порядка не повод для отказа. В результате судебные органы возлагали на внебюджетные фонды обязанность рассмотреть по существу соответствующие заявления организаций (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2012 по делу № А74-844/2012, ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 по делу № А21-8311/2011).

Пример

Беспрецедентное решение принял ФАС Московского округа (постановление от 20.11.2012 по делу № А40-37497/12-99-192).

Суд возложил на Пенсионный фонд РФ обязанность предоставить отсрочку организации, установил порог внесения платежей и обязал не начислять пени.

Однако Президиум ВАС РФ положил конец спорам, вынеся невыгодное для организаций решение (определение от 22.02.13 № ВАС-16929/12). Согласно ему отказ Пенсионного фонда РФ отсрочить долг является законным.

Дело в том, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом. Об этом сказано в п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, ни органы исполнительной власти, ни внебюджетные фонды не вправе определять данный порядок самостоятельно. Следовательно, воспользоваться правом на отсрочку или рассрочку плательщики взносов не смогут при всем желании.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль