Проблемные точки применения бюджетной классификации

2884
Проблемные точки применения бюджетной классификации
В Указания № 65н регулярно вносятся изменения: бюджетная классификация, принятая Минфином России в 2013 г., совершенствуется в соответствии с новыми законодательными нормами и практикой ведения бюджетного учёта в субъектах РФ. Мы предложили нашему эксперту проанализировать наиболее проблемные точки применения кодов бюджетной классификации.

Почему так часто у учреждений и контролирующих органов возникают разногласия по поводу применения бюджетной классификации?

Одна из причин – непонимание сути назначения бюджетной классификации.

Зачастую сотрудники Казначейства, территориальных органов Росфиннадзора, финорганы субъектов РФ предъявляют учреждениям претензии такого рода: в бюджетной классификации не прописано, к примеру, приобретение автомобиля или телевизора, соответственно, делать это вы не можете. То есть бюджетная классификация рассматривается как некая структура, порождающая расходные обязательства бюджета.

Данная позиция в корне неправильная. Бюджетная классификация не определяет, можно или нельзя совершить какую-либо хозяйственную операцию (купить, отремонтировать и т. д.). Она лишь группирует те операции, которые учреждения уполномочены совершать в силу положений закона. На это прямо указывает ст. 18 Бюджетного кодекса РФ.

С 2014 г. введена единая для всех уровней бюджетов классификация видов расходов. Возникают ли в связи с этим трудности на местах?

Единая для бюджетов бюджетной системы РФ классификация видов расходов (данные нормы закреплены в пп. 5, 6 ст. 21 БК РФ) стала следствием введения так называемого программного бюджета. Напомню, что соответствующие поправки были внесены в БК РФ Законом № 104-ФЗ.

До этого перечень видов расходов два года «обкатывался» на федеральном уровне. В результате был выявлен и устранён ряд проблем при его применении.

Приглашаем принять участие в цикле практических конференций по вопросам учета, отчетности, бюджетной классификации, оплаты труда. Подробная программа и условия участия в конференциях.

Однако федеральный перечень не всегда соотносится с кодами классификации, которые были приняты в субъектах РФ и муниципалитетах. То есть получаются нестыковки в расходных обязательствах. Наша задача – выяснить, насколько «гладко» применяется единый перечень в каждом конкретном регионе, а также найти пути решения возникающих вопросов (данная работа уже проведена в Московской области, Уральском федеральном округе) и при необходимости разово внести поправки в БК РФ.

Мы сделали очень интересный ход. В БК РФ закреплены группы и подгруппы видов расходов, в Указаниях № 65н – элементы подгрупп. Внести изменения в приказ Минфина России можно оперативно (для этого не нужно обращаться в Госдуму, как в случае с Кодексом или законом о бюджете). Таким образом, мы можем своевременно откорректировать перечень видов расходов, если на уровне субъектов РФ и муниципалитетов действующей детализации недостаточно.

Отмечу, что в Указаниях № 65н содержатся новые элементы видов расходов, предназначенные сугубо для отражения затрат региональных и муниципальных бюджетов.

В чьи полномочия входит утверждение кодов целевых статей?

Целевые статьи расходов являются уникальным для каждого бюджета показателем, соответственно, устанавливаются они финансовыми органами субъектов РФ самостоятельно, в соответствии с общими правилами, утвержденными Указаниями № 65н.

На начало очередного бюджетного цикла у финансового органа субъекта РФ должны быть перечни ГРБС в части классификации расходов, а также целевых статей. Все остальное: разделы, подразделы, виды расходов, КОСГУ, направления расходов в разрезе межбюджетных трансфертов определяет Минфин России.

В рамках Указаний № 65н Минфином России оставлены своего рода коридоры, в рамках которых можно изменять коды направления расходов целевых статей.

Так, целевые статьи, 4-й разряд кода которых начинается с цифры 3, – это всецело социальные выплаты в пользу физических лиц, а с цифры 5 – межбюджетные трансферты. «Занимать» их под свои прямые расходы бюджета субъекта РФ нельзя, дабы избежать в дальнейшем необходимости изменения в течение финансового кода кодов целевых статей (в случае их совпадения с кодами федеральных целевых статей).

С момента утверждения Указаний № 65н у участников бюджетного процесса скопилось немало вопросов. Например, в части применения видов расходов группы 100. На что нужно обратить внимание?

Согласно поправкам в Указаниях № 65н появились два новых элемента видов расходов: 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казённых учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» и 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий».

Причиной введения этих кодов стали вопросы, возникшие на региональном и муниципальном уровнях. В частности, в отношении выплат депутатам и спорт сменам. Дело в том, что в Госдуме ФС РФ депутаты работают на постоянной основе, получают зарплату и иные выплаты, которые отражаются по кодам 121 и 122 классификации видов расходов.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований есть депутаты, которые работают на непостоянной основе. То есть некий гражданин избран депутатом, но продолжает трудиться на своём прежнем рабочем месте: на заводе, в какой-то организации и т. д. Соответственно, его нет в штате Заксобрания, и выплата зарплаты ему не производится. Но ему компенсируются определённые расходы, связанные с депутатской деятельностью: мобильная связь, организация общественных приёмных и т. д. Встал вопрос, каким образом отражать их в бюджете.

С действовавшими в 2013 г. видами расходов групп 100, 200, 300 данные выплаты не соотносились. Поэтому было решено ввести специальные элементы – 113 и 123. Помимо депутатов по данным кодам отражаются выплаты спортсменам. Для участия в спортивных мероприятиях часто привлекаются разного рода физлица: судьи, дети-сироты, любители из спортивных организаций и т. д. Договоры об оказании услуг с ними не заключаются, а покупка экипировки, питания и прочие расходы производятся.

На элементы 113 и 123 можно отнести, к примеру, оплату экспертам, которые привлекаются для работы в комиссии для проведения разного рода аттестаций, на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Следует также обратить внимание на отражение по видам расходов выплат персоналу государственных (муниципальных) органов. А именно – выплат государственным (муниципальным) служащим, состоящим в штате государственного, муниципального органа, и трудящимся там же обычным работникам.

В Указаниях № 65н чётко обозначена позиция: если в штате государственного (муниципального) органа состоят и работники, и служащие, все выплаты зарплаты указанным категориям лиц находятся в группе видов расходов 100, в элементах 121 или 122. Делить отдельно работников – на код 111, а служащих – на код 121 ни в коем случае нельзя.

Кроме того, зачастую работники учреждений (органов власти) выполняют обязанности как в рамках трудового договора, так и по договору возмездного оказания услуг (в свободное от основной работы время). Выплаты по данным договорам разделяются – группы 100 и 200 соответственно. Так вот, разного рода удержания из выплат по оплате труда осуществляются по тому же коду, что и сама выплата.

Распространённой ошибкой является применение кода 130 по отношению к военнослужащим, состоящим на довольствии в учреждениях (органах власти) субъектов РФ и муниципалитетов (к примеру, это касается пожарных дружин). Код 130 используется только на федеральном уровне. В регионах (муниципалитетах) его быть не должно!

Каковы особенности применения кодов видов расходов группы 200?...

Полностью интервью с экспертом вы можете прочитать в электронной версии журнала.
Подробнее об условиях подписки в интернет-магазине



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль