Стоит ли доводить дело до суда при недоимках

1071
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Ситуация, когда за учреждением числится недоимка по страховым взносам, отнюдь не редкость. Причины могут быть самыми разными: от банальной арифметической ошибки до занижения облагаемой базы. Какие санкции могут быть применены к учреждению-должнику, рассмотрим далее.

К госучреждениям – подход особый

По общему правилу, если государственный внебюджетный фонд выявит недоимку по страховым взносам, то он направляет организации требование об её уплате. При игнорировании (т. е. неисполнении) данного требования в банк, где обслуживается организация-должник, поступает поручение, на основании которого со счёта попросту списывается определённая денежная сумма. Такой порядок закреплён в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Однако указанное правило не распространяется на государственные и муниципальные учреждения. С них взыскание задолженности по страховым взносам производится в особом порядке.

Суд в помощь

Частью 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ установлены случаи, когда взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется в судебном порядке. В частности, это касается организаций, которым открыты лицевые счета (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Под лицевыми в данном случае понимаются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством (п. 7 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).

В свою очередь, п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ закрепляет за казённым учреждением обязанность осуществлять операции с бюджетными средствами через лицевые счета, которые, исходя из норм ст. 220.1 Кодекса, могут быть открыты в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Таким образом, на казённые учреждения распространяются нормы ст. 18 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, руководители внебюджетных фондов не вправе принимать решения о взыскании недоимки по страховым взносам (равно как пеней и штрафов) с казённых учреждений, и направлять их на исполнение в органы казначейства. На этот факт обращено внимание в письме Федерального казначейства от 21.08.2009 № 42-7.4-05/9.4-494.

А вот выставлять требования о добровольной уплате недоимки фондам никто не запрещает. Более того, они могут обратиться в суд лишь после того, как истечёт срок исполнения такого требования (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2012 по делу № А12-23334/2011).

На обращение в суд фондам отведено шесть месяцев, которые отсчитываются со дня истечения срока исполнения требования об уплате взносов (ч. 5.5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеням включает трёхмесячный срок на предъявление требования (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ), срок на его добровольное исполнение – 10 дней (ч. 3 ст. 22 Закона № 212-ФЗ) и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд. Такие расчёты приведены в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2013 по делу № А25-743/2013.

Изобретатели из Пенсионного фонда

Иногда специалисты Пенсионного фонда РФ пытаются обойти судебный порядок взыскания долгов с обозначенных выше организаций. Они акцентируют внимание на том, что отношения в сфере пенсионного страхования регулирует специальный Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ). А в нём ни о каком судебном взыскании не говорится. Получается, что обращаться в суд Пенсионный фонд РФ вроде как не обязан.

Для справки

До 2010 г. в ст. 25 Закона № 167-ФЗ была предусмотрена возможность взыскать недоимку с любой организации без суда, если её сумма не превышала 50 000 руб. На основании этой нормы можно было взыскивать небольшие недоимки с учреждений, не обращаясь в суд (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение»). После вступления в силу Закона № 212-ФЗ ст. 25 Закона № 167-ФЗ утратила силу. Теперь все недоимки учреждений, независимо от их размера, взыскиваются только через суд.

Однако суды с таким подходом категорически не согласны. Арбитры указывают, что в данном случае ориентироваться следует на правила, установленные Законом № 212-ФЗ (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.04.2013 по делу № А53-22756/2012).

Кроме того, в упомянутом письме Федерального казначейства от 21.08.2009 № 42-7.4-05/9.4-494 сказано, что в связи с принятием Закона № 212-ФЗ положения ст. 25, 25.1 Закона № 167-ФЗ утрачивают силу с 1 января 2010 г.

Налоговая практика

Для полной уверенности подтвердим наши выводы налоговой практикой. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ взыскание налоговой задолженности с организаций, которым открыт лицевой счёт, тоже происходит через суд.

Анализ практики по налоговым спорам позволяет прийти к выводу, что внесудебное взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счёт, невозможно в принципе. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.07.2008 № 4252/08 по делу № А24-3338/07-13 подчеркнул, что взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке.

По нашему мнению, этой логикой можно руководствоваться и при наличии недоимки по страховым взносам.

Ответственность за неуплату

Ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов установлена в ст. 47 Закона № 212-ФЗ. В части 1 этой статьи сказано, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате неправильного их исчисления (например, занижения облагаемой базы) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа. Он составляет 20% от неуплаченной суммы.

Если проверяющие из внебюджетных фондов выяснят, что недоимка образовалась в результате умышленных действий бухгалтера (например, он присвоил часть денег себе), то сумма штрафа возрастёт вдвое и составит 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

Рассмотрим две наиболее распространённые ситуации, связанные с привлечением организаций к ответственности по ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Взносы рассчитаны правильно, но уплачены с опозданием. На практике организации нередко сумму взносов рассчитывают правильно, но платёж проводят с опозданием. В результате учреждению начисляются пени.

Напомним, что пени – это денежная сумма, которую организация должна выплатить за каждый день просрочки платежа (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Она определяется в процентах от неуплаченной суммы. А вот оштрафовать организацию за просрочку в такой ситуации нельзя.

Об этом сказано в п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 № 120р). Специалисты фонда считают, что организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.

Более того, неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов вообще не образует состава правонарушения.

С таким подходом согласны в Минфине России (письмо от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343). Специалисты финансового ведомства предлагают при применении ст. 47 Закона № 212-ФЗ учитывать аналогичную практику, сложившуюся в налоговых правоотношениях. Далее они подчёркивают, что несвоевременная уплата налога влечёт начисление пеней без взимания штрафа.

Схожей позиции придерживаются и суды. Например, по мнению ФАС Западно-Сибирского округа, «если плательщик страховых взносов правильно исчислил страховые взносы, но несвоевременно их уплатил, то он не может быть привлечён к ответственности в виде взыскания штрафа» (постановление от 29.11.2013 по делу № А67-2565/2013). Ранее об этом же было сказано в решении ВАС РФ от 31.05.2013 № ВАС-3196/13.

Взносы рассчитаны неправильно, но организация сама обнаружила ошибку. Бывает, что организация допускает ошибку, в результате которой взносы оказались недоплаченными, а спустя некоторое время сама же её и обнаруживает. Правильным шагом в этом случае будет подача уточнённого расчёта в соответствующий фонд (ч. 1 ст. 17 Закона № 212-ФЗ).

До подачи расчёта организация должна уплатить недоимку и пени (п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона № 212-ФЗ). При этом вопрос о привлечении к ответственности остаётся открытым.

Чиновники нередко налагают на организации штрафы. Свои решения они обосновывают тем, что до самостоятельного выявления ошибки у учреждения имелась недоплата по взносам. Это, в свою очередь, является основанием для штрафа по ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Суды считают такую логику ошибочной. Арбитры настаивают, что в случае самостоятельного выявления и уплаты недоимки неправомерность действий (бездействия) организации будет отсутствовать. Но в ст. 47 Закона № 212-ФЗ речь идёт именно о неправомерных действиях (бездействии), которые привели к неправильному исчислению взносов. Получается, что привлечь к ответственности организацию, которая сама выявила и исправила ошибку, нельзя (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13.08.2013 № Ф09-6916/13 по делу № А07-18137/2012 и от 15.07.2013 № Ф09-6779/13 по делу № А07-18152/2012).

В любом случае лучше не доводить дело до суда, исправлять ошибки своевременно, а в случае поступления адекватного требования от внебюджетного фонда о погашении долгов, сделать это в добровольном порядке.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль