Платникам льготы лучше не давать

499
 Смирнова М.В.
Заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа города Москвы
С принятием Закона № 273-ФЗ не утихают общественные прения на предмет того, что школьное обучение становится платным. Все дело в том, что закон уделяет развитию платных услуг в образовательном учреждении много внимания. В частности, предполагается увеличить их объем в соотношении с бесплатными услугами, гарантированными государственным образовательным стандартом. Идейная направленность такова: если родители хотят, чтобы их дети получали знания, которые выходят за рамки образовательных стандартов, придется платить.

Основные условия

Конечно, принятие нового закона об образовании – веяние времени.

С момента введения ранее действовавшего акта – в 1992 г. – в России произошли серьезные, в т. ч. экономические, преобразования. Однако наша задача – рассмотреть не подоплеку перемен, а их последствия. То есть каким образом образовательные организации будут воплощать в жизнь положения Закона № 273-ФЗ.

Напомним основные правовые нормы ведения приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) бюджетное и автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Таким образом, можно выделить две основные характеристики правомерного ведения приносящей доход деятельности:

1 она служит достижению тех целей, ради которых создано учреждение, соответствует этим целям;

2 она указана в уставе учреждения.

Для организации приносящей доход деятельности, а именно платных дополнительных образовательных услуг, образовательным учреждениям необходимо:

  • изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
  • создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;
  • указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;
  • получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;
  • заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия;
  • на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение данных услуг, учебные планы и штаты;
  • заключить трудовые договоры со специалистами (или гражданскоправовой договор в зависимости от вида услуг) на выполнение платных услуг.

Нормативный документ

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юрлиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы устанавливается органом-учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юрлиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

И бюджетное, и автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся ее основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии что такая деятельность указана в уставе.

Кроме того, Закон № 273-ФЗ обязывает образовательные организации информацию о платных образовательных услугах доводить до общественности с применением современных информационных технологий. В частности, согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет размещается:

  • общая информация об учреждении (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации);
  • документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в т. ч. образец договора с заказчиком, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Будет разумно с определенной периодичностью публично отчитываться перед потребителями платных услуг по финансовым вопросам. Хотя законодательство устанавливает конкретные требования к информации о предоставлении платных услуг, нелишними будут и личные контакты (собрания, встречи и т. п.).

Дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с Законом № 273-ФЗ, могут быть оказаны учреждением на платной основе как физическим, так и юридическим лицам.

При этом определенная образовательная программа должна быть утверждена в рамках государственного (муниципального) задания, на которое выделяется субсидия из соответствующего бюджета. Иначе невозможно будет разграничить услуги, оказываемые на платной и бесплатной основе. И учреждение может попасть в весьма щекотливое положение.

Запомнить

В своей предпринимательской деятельности (оказание образовательных услуг, сдача в аренду имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, взаимодействие с учреждениями культуры, спорта, социальной сферы, предоставление услуг библиотек, транспортные услуги и др.) бюджетные и автономные образовательные учреждения приравниваются к коммерческим структурам и подпадают под действие налогового законодательства РФ.

Особые нормы

Статья 101 Закона № 273-ФЗ содержит важную гарантию для обучающихся. Согласно ей платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Если учреждение нарушит данную норму, средства, полученные им за оказанные платные услуги, возвращаются потребителям (заказчикам).

В ранее действовавшем Законе № 3266-1 (ст. 45) существовал иной порядок. В частности, устанавливалось, что средства, заработанные посредством платной деятельности, изымались учредителем в его бюджет.

Согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании этих услуг. Это положение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 ГК РФ: «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Однако Закон № 273-ФЗ меняет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. Статья 54 «Договор об образовании» указанного акта регламентирует порядок заключения соглашения между учреждением и потребителем услуги в общем случае. То есть нормы, закрепленные в ней, в равной степени распространяются как на платные образовательные услуги (прием на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица), так и на услуги в рамках госзадания (когда заключается договор между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем)).

Запомнить

Руководитель образовательной организации должен уделить достаточно внимания разработке рабочей программы и учебного плана. В договоре с заказчиками услуги необходимо оговорить период перехода прав на оказанные услуги – ежемесячно, ежеквартально или иное. Именно этой датой бухгалтерия будет руководствоваться при начислении дохода.

Опасность кроется в размывании границ между обязательными и желательными условиями оказания услуг. Так, при стандартном приеме ребенка в школу на обучение заключать договор с родителями необязательно.

А если это обучение происходит за счет средств физических и (или) юридических лиц, договор обязательно должен быть заключен. Причем до издания приказа о приеме на платное обучение.

мнение специалиста

Наталья Ковалева,
начальник отдела нормативного обеспечения Департамента бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки России, аттестованный консультант по налогам и сборам

Цены (тарифы) на платные услуги формируются учредителем в форме соответствующих перечней, которые могут быть утверждены для каждого подведомственного учреждения отдельно или в виде единого списка. Кроме того, учредитель может утвердить состав затрат и цены (тарифы) по отдельным платным услугам, оказываемым учреждениями, либо определить предельные цены (тарифы).

Для автономных учреждений государственное регулирование цен на платные услуги осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Необходимо избегать включения любых платных услуг в государственное (муниципальное) задание. Это учитывается и при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В случае если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в задание, то размер субсидии на него следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в т. ч. в рамках задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Локальные акты

При организации платных образовательных услуг следует разработать и должным образом оформить ряд локальных актов учреждения. В первую очередь это Положение (правила) об оказании платных услуг. За основу при его разработке следует принять Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706. Данный документ должен раскрывать не только взаимодействия образовательного учреждения и заказчика услуги (родителей и обучающихся), но также дать полное описание взаимодействия учреждения с исполнителями услуги (учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом, администрацией).

Если с работниками, занятыми в оказании платных услуг, заключаются трудовые взаимоотношения в соответствии с Трудовым кодексом РФ, рекомендуем разработать соответствующие должностные инструкции.

При этом руководителю образовательного учреждения следует обратить внимание на ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ. Согласно ей педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов. Такой конфликт может возникнуть в случае оказания платных образовательных услуг вне рамок трудовой деятельности педагогического работника по трудовому договору в данной организации.

Указанная норма расходится с определением конфликта интересов педагогического работника, представленным в ст. 2 Закона № 273-ФЗ. Здесь конфликт интересов понимается как ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью и интересами обучающегося.

Расторжение договора

Договор на оказание платной образовательной услуги в обязательном порядке должен содержать раздел о его расторжении в одностороннем порядке. На это указывает ч. 8 ст. 54 Закона № 273-ФЗ.

При этом согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичная норма установлена в Законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Для отказа от договора в одностороннем порядке существует три основания:

  • со стороны заказчика – в любое время без объяснения причин;
  • со стороны исполнителя – при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора.

Поскольку с заказчиками услуги отношения строятся в соответствии с гражданским законодательством, необходимо факт перехода прав на оказанные услуги (факт оказания услуги) оформлять актом. Форму акта можно утвердить как приложение к Положению об оказании услуг.

Расходы и доходы

При планировании предоставления образовательных услуг следует разработать и утвердить распорядительным документом руководителя учреждения план получения дохода и расходования средств от приносящей доход деятельности. В доходной части этого плана отражаются все виды доходов учреждения: образовательные услуги, аренда и т. п.

Если образовательное учреждение имеет право воспользоваться налогом на прибыль по ставке 0% (ст. 284.1 Налогового кодекса РФ), то это надо отразить в расходной части. То есть не учитывать налог на прибыль при определении результатов деятельности. Рекомендуем согласовать план с управляющим советом образовательного учреждения.

Расчет стоимости образовательной услуги кажется простым, однако это обманчивое впечатление.

Частью 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ к существенным условиям относится цена договора оказания платных образовательных услуг: полная стоимость услуг и порядок их оплаты.

Исходя из ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда, которым, по сути, является договор на оказание образовательных услуг, включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Следовательно, в договоре оказания платных образовательных услуг цена складывается из издержек учреждения и его вознаграждения.

Нормативный документ

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ввел понятие «внутренний контроль». Его организация и проведение являются обязательными, и ответственность за это несет руководитель учреждения. В связи с этим необходимо уделить самое пристальное внимание движениям денежных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также оформлению соответствующей документации.

При этом Законом № 273-ФЗ введено новое толкование изменения стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54). В частности, увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В текущем году в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» уровень инфляции не должен превышать 5% (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.). Однако данное положение следует применять только при заключении договоров на срок более года.

При оказании платных услуг в общеобразовательных учреждениях срок обучения по сложившейся практике ограничивается рамками учебного года или более короткими. Следовательно, при заключении новых договоров на оказание образовательных услуг можно применять вновь рассчитанные цены на услуги.

Часто образовательные учреждения предоставляют определенные льготы по снижению стоимости обучения некоторым категориям населения или обучающимся, которые показали отличные результаты.

Мы не рекомендуем практиковать такое льготирование. Положения ч. 3 ст. 101 Закона № 273-ФЗ гласят, что организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Ссылка на одинаковость условий как раз показывает, что снижение стоимости (предоставление льгот при оплате) не допускается.

Обучающимся, показавшим отличные результаты, можно установить, например, стипендии образовательного учреждения.

Для бюджетного учреждения порядок определения стоимости за платные услуги устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (автономные учреждения самостоятельны в данном вопросе). Практика показывает, что учредители обычно идут по пути воспроизведения норм Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц (утв. приказом Минфина России от 30.08.2010 № 423).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль