За загрязнение природы могут привлечь любого

452
 Авдеева И.
начальник юридического отдела ОАО «Медавтотранс»
В современных условиях ведения хозяйственной деятельности любое учреждение, даже при минимальном числе сотрудников и используемых в процессе работы технических средств, обязано соблюдать требования природоохранного законодательства. И если глобальные нарушения, например слив промышленных отходов в реку, теоретически возможны только для крупных производственных предприятий, то невывоз твердых бытовых отходов вполне может произойти в учреждении, занятом исключительно делопроизводством. Поэтому контролю в сфере соблюдения экологических требований подлежит любое учреждение, независимо от объемов работы и направления деятельности.

Назначение проверки

Органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за экологическим состоянием окружающей среды, обращением с отходами является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта же служба проводит и государственную экологическую экспертизу (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Государственный экологический надзор, осуществляемый Росприроднадзором, в частности, включает:

  • земельный надзор;
  • надзор в области обращения с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

На проведение проверок Росприроднадзора распространяются общие требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). А именно (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

1 плановая проверка должна быть включена в разрабатываемый проверяющим органом ежегодный план, предварительно (до начала года ее проведения) согласована с органами прокуратуры и включена в сводный план проверок, который размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее 31 декабря текущего календарного года;

2 плановая проверка не может проводиться чаще чем один раза в три года;

3 о конкретной дате плановой проверки проверяемое учреждение должно быть извещено не позднее чем за три дня до ее начала.

Несоблюдение проверяющими этих требований будет являться грубым нарушением, что может служить основанием для признания результатов проверки недействительными на основании ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

Однако судебная практика не всегда встает на сторону проверяемых лиц, даже при наличии таких грубых нарушений.

Пример

Пятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по жалобе Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия, поданной по результатам проверки Управления Росприроднадзора. В числе прочих доводов предприятие указало, что о дате проведения проверки оно было извещено за один день до ее начала.

Суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу, что само по себе данное обстоятельство не повлекло нарушение прав и законных интересов предприятия, поскольку оспариваемая проверка проводилась с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области на 2010 г., который доведен до сведения всех заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Прокуратуры Сахалинской области. Таким образом, суд посчитал, что предприятие имело возможность узнать о предстоящей проверке до момента получения уведомления о ее проведении, ознакомившись с необходимой информацией из официального источника.

Тем не менее учреждению, получившему распоряжение о проведении проверки, следует тщательно оценивать выполнение проверяющими всех требований законодательства на стадии назначения проверки, поскольку совокупность процедурных нарушений может в конечном итоге помочь в признании ее результатов недействительными.

Проведение проверки

В распоряжении о проведении проверки проверяющие указывают, какие именно требования природоохранного законодательства будут проверять и какие документы, подтверждающие выполнение таких требований, необходимо представить учреждению.

Кроме того, инспекторы Росприроднадзора обязательно проведут фактический обход занимаемых проверяемыми территорий, также с целью выявления возможных нарушений законодательства по охране экологии и окружающей среды.

Первоочередной и обязательной для любых учреждений будет проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Проверка проектов. Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Нормативный документ

В соответствии с приказом Рос технадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» вносить соответствующие платежи надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается квартал.

И если отходы производства возникают далеко не во всех учреждениях, то отходы потребления, по смыслу указанной нормы, будут у любой организации, даже если к ним отнести лишь черновики от неверно оформленных документов и периодически подлежащие замене люминесцентные лампы. Следовательно, в любом учреждении должны быть разработаны и на момент проверки представлены проверяющим документы, подтверждающие правомерность размещения таких отходов, а именно:

1 проекты нормативов образования отходов – определяют установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

2 проекты лимитов на размещение отходов – устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Порядок разработки и утверждения этих документов определяется Методическими указаниями, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 (далее – Методические указания).

На установление нормативов и лимитов будут влиять такие факторы, как объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности; экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов; предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду; экологическая обстановка на территории.

Разработанные проекты в обязательном порядке должны быть утверждены в территориальном органе Ростехнадзора (территориальные органы действуют на уровне субъектов РФ). Для учреждений непроизводственной сферы разработка таких проектов с разрешения органов Ростехнадзора может быть осуществлена по упрощенной форме.

Срок действия разработанных проектов – 5 лет (п. 10 Методических указаний).

Поверка правильности платежей за негативное воздействие. Помимо функции разрешительной документации в части допустимого воздействия на экологию, разработанные нормативы также служат основанием для установления учреждениям платы за загрязнение окружающей природной среды.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2009 № 717, приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 № 259 территориальные органы Росприроднадзора являются администраторами доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках возложенных полномочий сотрудники Росприроднадзора при проведении проверки контролируют правильность начисления, полноту и своевременность уплаты платежей.

Запомнить

Учреждения, которые имеют стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (например, собственную котельную, ремонтную мастерскую), обязаны проводить инвентаризацию таких выбросов и разработку проектов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух с учетом полученных данных (ч. 1 ст. 30 закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

В случае если проверяющими будет установлено сверхлимитное размещение отходов (например, когда в первоначальном проекте лимитов не были отражены отходы, дополнительно появившиеся у учреждения), такой сверхлимит будет оплачиваться в пятикратном размере. В случае отсутствия проекта лимитов вся масса размещаемых учреждением отходов будет оплачиваться как сверхлимитная (пп. 5, 6 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»).

Следует также учесть, что при отсутствии у учреждения разработанных проектов даже оплата размещаемых отходов в повышенном пятикратном размере не будет служить основанием для освобождения от ответственности за отсутствие требуемых документов. На это прямо указано в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2008 № 14-07/6276 «Об обязанности самостоятельно разрабатывать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ».

По мнению проверяющих, обеспечение наличия разработанной и утвержденной в установленном порядке природоохранной документации является самостоятельной обязанностью юридического лица в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами и не обусловлена наличием или отсутствием обязанности по расчету и внесению платы.

Запомнить

Плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Проверка паспортизации отходов. Помимо обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, учреждения, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV класса опасности, обязаны подтвердить их отнесение к конкретному классу опасности. В подтверждение проверяющим должны будут предоставляться паспорта на отходы.

Отнесение отходов к тому или иному классу опасности производится на основании Федерального классификационного каталога отходов (утв. приказом МПР России от 02.12.2002 № 786).

Требование о паспортизации отходов должно выполняться любыми учреждениями, даже разрабатывающими проекты допустимых нормативов и лимитов в упрощенной форме. Дело в том, что основанием для применения такой упрощенной формы организациями непроизводственной сферы является наличие у них только отходов, относимых к V, IV, III классам опасности, а также отходов I класса опасности, представленных только люминесцентными лампами. И при отсутствии паспортизации учреждению в принципе невозможно будет доказать обоснованность применения упрощенной формы проектов.

Нормативный документ

Статьи главы 8 КоАП РФ, по которым происходит привлечение к ответственности по результатам проверки Росприроднадзора, предусматривают санкции как должностного, так и юридического лица, допустившего нарушения. Разница в размерах штрафов значительна. Например, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2. КоАП РФ) должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 10 до 30 тыс. руб., а юридическое – на сумму от 100 до 250 тыс. руб., либо деятельность юрлица может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Поэтому учреждению очень важно четко определить в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных лиц их обязанности в области охраны окружающей среды, а также обеспечить прохождение такими лицами всех необходимых обучений. В противном случае обосновать возможность возложения ответственности именно на должностное лицо будет затруднительно.

Проверка вывоза отходов. В большинстве случаев учреждения не занимаются самостоятельным вывозом и захоронением отходов, а заключают соответствующие договоры со специализированными организациями. Такие договорные отношения также будут предметом внимания со стороны Росприроднадзора.

Деятельность организаций по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Следовательно, помимо договора на вывоз мусора, проверяющим необходимо будет предоставить копию соответствующей лицензии привлекаемой для вывоза организации. Причем такая лицензия не носит общий характер для всех видов отходов. Она в обязательном порядке должна иметь приложение, где указываются конкретные виды отходов, операции, которые получившая лицензию организация имеет право с этими отходами осуществлять, а также место производства этих операций. Если образующиеся в результате деятельности учреждения отходы в приложении к лицензии не содержатся, обязанность по соблюдению природоохранных требований в части вывоза отходов производства и потребления не будет считаться соблюденной.

Итоги проверки

Максимальный срок проведения проверки Росприроднадзора – 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Конкретные сроки начала и окончания проверки обязательно будут указаны в распоряжении о ее проведении. В последний день такого срока учреждению будет вручен акт проверки с отраженной в нем позицией проверяющих. По каждому из проверяемых параметров (обращение с отходами, расчет платы за негативное воздействие и т. д.) будет указано, либо что нарушений не выявлено, либо описано конкретное нарушение с указанием несоблюденного нормативного требования и статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность. На основании акта учреждению будет выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Также может быть составлен протокол об административном правонарушении с дальнейшим привлечением виновных лиц к ответственности.

Суды на стороне экологов

Вопросы о необходимости паспортизации отходов учреждениями непроизводственной сферы были предметом рассмотрения судов, которые признали ее обязательной (см., например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.02.2011 № 33-1883/2011, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.03.2011 № 33-4018/2011). В частности, по делу № 33-1883/2011 суд, оценивая доводы проверяемого учреждения (специальной коррекционной школы), указал, что необходимость нести затраты бюджетных средств на проведение паспортизации не может свидетельствовать о незаконности требования о составлении паспортов отходов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль