Имущество в лизинг: миф или реальность?

1599
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Лизинг – это действенный способ приобретения дорогостоящего имущества без единовременных финансовых вложений. Он позволяет организации владеть и пользоваться объектом, уплачивая сравнительно небольшие деньги в течение длительного времени. Неудивительно, что лизинг в России очень популярен. Вот только вопрос о том, могут ли им воспользоваться казённые учреждения, по существу, остается открытым. Прольём на него свет.

Выгоды очевидны

Утверждение о том, что лизинг хорошо развит во всех странах мира, едва ли будет преувеличением. С его помощью организации:

  • обновляют имеющиеся основные средства;
  • заменяют устаревшее оборудование новым;
  • расширяют свою деятельность.

Приобрести имущество в лизинг зачастую выгоднее, чем купить его. В России лизинговые отношения регулируются двумя базовыми нормативными актами – Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (§ 6 гл. 34) и Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон № 164-ФЗ).

В силу ст. 665 ГК РФ лизинг (его ещё называют финансовой арендой) – это договор, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Участники лизинга

В отношениях лизинга участвуют три лица:

1) арендодатель (он же лизингодатель). Эта сторона, которая за свои деньги покупает имущество и передает его арендатору;

2) арендатор (он же лизингополучатель) – сторона, которая получает имущество в лизинг, использует его и перечисляет лизингодателю лизинговые платежи по договору;

3) продавец – лицо, у которого приобретается имущество. По общему правилу продавца может выбрать либо лизингодатель (ч. 2 ст. 665 ГК РФ), либо лизингополучатель (ч. 1 ст. 665 ГК РФ). При этом прямых договорных отношений продавец с лизингополучателем, как правило, не имеет. Вместе с тем продавец может выступать в качестве лизингополучателя (абзац четвертый п. 1 ст. 4 Закона № 164-ФЗ).

Предмет лизинга

Предметом лизинга могут быть как движимые, так и недвижимые вещи, например (п. 1 ст. 3 Закон № 164-ФЗ): имущественные комплексы; здания и сооружения; оборудование; транспортные средства.

Главное, что вещь должна быть непотребляемой (ст. 666 ГК РФ). Поэтому объектом лизинга не могут быть, скажем, строительные материалы или удобрения.

Также предметом лизинга не могут выступать природные объекты (например, земельные участки), и имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте (например, оружие).

Договором может быть предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. В таком случае в общую сумму договора включается выкупная цена предмета лизинга (п. 1 ст. 28 Закона № 164-ФЗ).

Аргументы «за»

Никаких особых требований к субъектам лизинга ни ГК РФ, ни Закон № 164-ФЗ, ни какие-либо другие акты не предъявляют.

В силу п. 1 ст. 4 Закона № 164-ФЗ участниками лизинговых отношений могут быть как физические лица, так и организации любых организационно-правовых форм (в т. ч. государственные и муниципальные учреждения).

Более того, субъекты лизинга могут даже не являться резидентами Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Закона № 164-ФЗ).

Таким образом, прямого запрета на участие казённых учреждений в лизинговых отношениях нет. Ни в одном нормативном акте не сказано, что им запрещено выступать лизингодателем или лизингополучателем.

А раз так, то, казалось бы, казённое учреждение имеет полное право вступать в лизинговые отношения. Но не всё так просто.

Законодательные ограничения

При заключении любых договоров государственные (муниципальные) учреждения должны учитывать особенности своего статуса. Поэтому отсутствие прямого запрета на подписание тех или иных соглашений ещё не означает возможность стать его стороной.

Иными словами, невозможность заключить определённый договор может вытекать из статуса учреждения.

Здесь необходимо вспомнить положения ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Согласно ей (п. 2) финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

А в пунк те 5 отмечено, что заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Нарушение этих требований является основанием для признания договоров судом недействительными.

Напомним также, что по п. 3 ст. 161 БК РФ средства, полученные казённым учреждением от приносящей доход деятельности (если она разрешена учредительными документами), поступают в бюджет. То есть распоряжаться ими учреждение не может.

Таким образом, лизинговые платежи могут производиться только за счёт бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой.

Для справки

Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению (п. 1 ст. 31 Закона № 164-ФЗ, п. 26 Инструкции № 157н). Если согласно договору предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, то лизингополучатель, использующий такое имущество, должен учитывать его на забалансовом счёте 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н). Амортизационные отчисления производит та сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга (п. 2 ст. 31 Закона № 164-ФЗ).

Однако для этого необходимы веские основания, например, невозможность осуществления деятельности без того или иного имущества, которое по экономическим соображениям целесообразно приобрести в лизинг. Сделать это непросто. Ведь деятельность казённых учреждений чётко регламентируется и контролируется государством, а соответствующие расходы закладываются в закон (решение) о бюджете.

Законодательство предусматривает для казённых учреждений ещё ряд ограничений (см. письмо Минфина России от 23.10.2012 № 02-13-06/4401).

В частности, они не могут пользоваться следующими правами:

  • заключить сопутствующий договор о привлечении средств (ст. 15 Закона № 164-ФЗ). Дело в том, что казённое учреждение не имеет права получать кредиты и займы (п. 11 ст. 161 БК РФ);
  • уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга (если учреждение выступает лизингодателем, ст. 18 Закона № 164-ФЗ). Препятствует этому ст. 38 БК РФ. В ней установлен принцип адресности бюджетных средств, в соответствии с которым средства бюджета по денежным обязательствам казённого учреждения не могут перечисляться третьим лицам;
  • совершить лизинговый платёж в натуральной форме (п. 2 ст. 28 Закона № 164-ФЗ), т. к. бюджет исполняется исключительно в денежной форме (абзац второй ст. 6 БК РФ).

Ближайшие перспективы

Как видно, возможности казённых учреждений по заключению и исполнению договоров лизинга существенно ограничены. Но это только видимая часть айсберга. Гораздо хуже, что не существует никаких специальных правил, которыми казённые учреждения могли бы руководствоваться при вступ лении в лизинговые отношения. А между тем, учитывая особый статус этих учреждений, такие правила очень нужны.

Например, для бюджетных учреждений установлен ряд специальных норм. Одна из них закреплена в ч. 3 ст. 665 ГК РФ. Там говорится, что в договоре с бюджетным учреждением должно быть установлено, что продавца выбирает лизингодатель. Кроме того, некоторые особенности участия бюджетных учреждений в договорах лизинга установлены в п. 2 ст. 1 Закона № 164-ФЗ. В результате бюджетные учреждения активно пользуются лизингом. По статистике, они чаще всего приобретают дорогостоящее медицинское оборудование, транспортные средства и специальную технику.

В отношении казённых и автономных учреждений особые правила не предусмотрены. В условиях правового вакуума популярность лизинга у них стремится к нулю.

Впрочем, скоро положение дел должно измениться. В марте 2014 г. Госдума ФС РФ одобрила в первом чтении проект Федерального закона № 441319-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением». Документом предусматривается введение в Закон № 164-ФЗ ст. 9.1 «Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением». Мо мнению авторов законопроекта, изложенного в пояснительной записке, будет создано правовое основание для заключения казёнными и автономными учреждениями договоров лизинга.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль