За что отвечает финансист при планировании закупок

1476
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого было предусмотрено и ранее действующим законодательством, план закупок в соответствии с законом (решением) о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Данные требования вступают в силу с 1 января 2015 г. Об особенностях планирования и контроля в сфере закупок рассказывает наш эксперт.
  • Действующее законодательство расширяет возможности бюджетных учреждений в сфере закупок, в т. ч. позволяя им заключать договоры в рамках Закона № 223-ФЗ. В каких случаях имеет смысл воспользоваться этой льготой?
  • Для начала отмечу, что на сегодняшний день действует два нормативных правовых акта, регламентирующих закупочные процедуры: Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. Казенные учреждения и органы власти могут применять только первый из них. Автономные учреждения получили право работать по Закону № 223-ФЗ, однако в рамках предоставления им бюджетных инвестиций должны действовать по нормам Закона № 44-ФЗ. У бюджетных учреждений – обратная ситуация. В целом они используют Закон № 44-ФЗ (имеются в виду так называемые основные закупки, в т. ч. за счет средств субсидий), но в нем есть оговорки, что в установленных случаях возможно применение Закона № 223-ФЗ. Особенности закупок учреждениями различных типов описаны в ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В частности, в ч. 2 этой статьи речь идет о трех источниках средств, которые по желанию бюджетного учреждения могут использоваться им на закупки по Закону № 223-ФЗ. Это средства грантов (например, предоставленных бюджетному учреждению, выигравшему конкурс); средства основного контракта, если учреждению для его исполнения требуется заключить дополнительные договоры (так называемый контракт второй руки) и доходы от платных услуг. Чтобы осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ, органу-учредителю необходимо утвердить соответствующее положение. Если оно не будет составлено или его не разместят на официальном сайте (www.goszakupki.gov.ru) до начала финансового года, бюджетное учреждение весь год обязано будет руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Подчеркну, выбор закона для осуществления закупок является правом учреждения и его самостоятельным решением. На мой взгляд, средства от платных услуг лучше использовать в рамках Закона № 44-ФЗ (они более понятны, и доходы по ним прогнозируемы). Можно будет, например, заключить один контракт за счет двух источников средств – субсидии и приносящей доход деятельности. Для грантов и контрактов второй руки логично выбрать Закон № 223-ФЗ. Потому что как планировать, если точно не знаешь, состоится ли конкурс, будет ли предоставлен грант? Либо получишь ли ты основной контракт, в рамках которого, к примеру, придется закупать дополнительное оборудование, медикаменты, реактивы и т. п. Все трудно прогнозируемые закупки лучше проводить по Закону № 223-ФЗ.
  • Планирование закупок – задача контрактных служб учреждений. Какое отношение к нему имеют финансисты (бухгалтеры)?
  • Планирование закупок – это процесс, который заключается в формировании и ведении двух документов: плана закупок и плана-графика. Особенности их составления регламентированы ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ. А в целом требования к этим двум планам вступают в действие с 1 января 2015 г. Однако согласно закону Правительство РФ органы власти субъекта РФ и местной администрации своим актом могут принять и более ранний срок (многие субъекты РФ начинают работать по новой форме планирования уже с этого года). И план закупок, и план-график формируются в процессе составления проекта закона (решения) о бюджете. То есть по общим нормам в середине 2015 г. такие планы должны быть готовы (на следующий финансовый год и плановый период). На уровне правительства РФ сегодня приняты два важных документа, которыми следует руководствоваться учреждениям субъектов РФ и муниципальных образований при планировании закупок. Это постановления № 10431 и 10442. Также планируется утвердить аналогичный акт для федеральных учреждений. План закупок формируется на срок действия закона (решения) о бюджете (один либо три года). А план-график – только на текущий год.Для финансиста важно понимать, что план-график является приложением к плану финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) бюджетного учреждения (либо бюджетной смете для казенного учреждения). То есть оба документа должны четко коррелироваться между собой по статьям расходов. Кроме того, финансисты должны быть знакомы с понятием «нормирование в сфере закупок» (ст. 19 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает определение таких характеристик к товарам (работам, услугам), которые обеспечивали бы достижение цели закупки, т. е. реализацию государственной, муниципальной нужды, но не приводили бы к приобретению предметов роскоши. Общие правила нормирования закупки устанавливает Правительство РФ.
  • Что представляет собой идентификационный код закупки?
  • В соответствии со ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки – это показатель, который указывается в плане закупок и плане-графике и состоит из нескольких частей. Касаемо плана закупок – это код бюджетной классификации, за счет которого будет осуществляться контракт, код общероссийских классификаторов (здесь также без участия бухгалтера не обойтись) и сведения из каталогов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако с учетом того, что вышеназванного каталога пока нет, загружать сведения о нем не нужно. Актами Правительства РФ, органов власти субъектов РФ и местных администраций могут быть утверждены требования по включению в код закупки и других сведений. Также в коде закупки указывается источник финансового обеспечения. Для казенных учреждений (органов власти) это лимиты бюджетных обязательств. Для бюджетных учреждений – доходы, отраженные в плане ФХД. Соответствующим показателем в плане-графике будет начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК). К примеру, бюджетное учреждение планирует закупать компьютеры. В плане закупки по коду закупки должны быть отражены соответствующие статьи (подстатьи) группы 300 КОСГУ. Либо группы 200, если планируются какие-то работы по установке, подключению компьютеров и т. п. Детализация по КОСГУ производится на усмотрение учреждения (укрупненно или постатейно). Далее в соответствии с ОКПД указывается вид продукции. А уже в плане-графике эти компьютеры должны быть подробно описаны: наименование (например, планшетный компьютер), торговая марка и конкретные характеристики товара. Сколько разновидностей компьютеров учреждение планирует закупить, столько строчек будет в плане-графике. При этом указываются и обосновываются НМЦК компьютера в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ и способы определения этой цены. Таким образом, в плане закупок используются укрупненные показатели объектов, а в плане-графике – их детализированные характеристики. Но данные сведения в обоих планах не должны противоречить друг другу.
  • По закону нужно обосновать не только НМЦК, но и саму закупку. Как это делается?
  • Обоснование закупки начинается с определения ее цели, т. е. для чего мы заключаем данный контракт, и имеет привязку к какому-то программному мероприятию. К примеру, в госпрограмме утверждено основное мероприятие – всеобщая компьютеризация начального и среднего образования. Выполнение госпрограммы и будет нашей целью. В плане закупок цель прописывается укрупненно (программа – подпрограмма – мероприятие), а в плане-графике осуществляется детализация. Допустим, в текущем году закупается 10 компьютеров определенной мощности для основного мероприятия и 1 – для бухгалтерии учреждения. Всего 11 компьютеров. Отражаются характеристики объектов, и обосновывается, почему нужны компьютеры именно такой мощности (к примеру, необходима загрузка определенных программ, поддержка тех или иных ресурсов и т. п.). Порядок обоснования закупки установлен ст. 18 Закона № 44-ФЗ.
  • В какие сроки должны быть утверждены планы закупок и планы-графики?
  • План закупок и план-график утверждаются в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД (либо лимитов бюджетных обязательств). А через три дня после этого оба плана должны быть размещены на официальном сайте (пока не действует Единая информационная система (ЕИС)). Таким образом, сроки ограничены, поэтому вполне логично, что проекты планов закупок и планов-графиков формируются в процессе составления закона (решения) о бюджете.
  • Известно, что сегодня усилен финансовый контроль за деятельностью государственных и муниципальных учреждений. Как это выражено в сфере закупок?
  • Дополнительно к ФАС, которая сейчас является основным контролером по Закону № 44-ФЗ, отслеживать деятельность учреждений будут органы госфинконтроля. На федеральном уровне это Росфиннадзор, на уровне субъектов РФ и муниципалитетов – структурное подразделение финансового органа либо самостоятельный орган государственного (муниципального) финансового контроля. Они осуществляют так называемый последующий контроль. То есть правомерность и исполнение заключенных контрактов (например, почему для бухгалтерии был закуплен именно этот компьютер, установлено ли на него соответствующее программное обеспечение, почему он, собственно, стоит не в бухгалтерии и т. д.). Кроме того, будет реализовываться предварительный контроль, право осуществлять который предоставлено финансовым органам и Федеральному казначейству. Специалисты этих ведомств должны сделать в планах отметку о проверке, т. е., по сути, дать разрешение размещать на официальном сайте (в ЕИС) закупочные документы. При этом если план закупок будет противоречить плану ФХД (лимитам бюджетных обязательств) либо не сойдется с планом-графиком (даже на 1 руб.), то финорган и казначейство имеют полное право завернуть их и отправить на доработку. А вот сроки размещения планов на сайте (в ЕИС) останутся прежними, сдвигать их никто не будет. Соответственно, планы нужно будет переделывать в срочном порядке. Если учреждение не уложится в срок, то согласно КоАП РФ его оштрафуют. Далее – извещение о закупке, различные протоколы, проект контракта, его условия – все будет проверяться на правильность двух показателей: идентификационный код закупки и объем финансового обеспечения. И соответствие этих показателей с планом-графиком. При расхождении – начать процедуру размещения закупки учреждение не сможет. Такой простейший способ, как санкционирование или несанкционирование показателей, позволит исключить возможность их несоответствия в различных документах.
  • Какие еще обязательные условия нужно соблюсти при заключении контракта?
  • В контракте должна быть определена ответственность за нарушение его условий: штраф и пени, либо обе санкции. О том, как и на основании чего определить сумму штрафов и пени, сказано в ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Кроме того Правительством РФ утверждено постановление № 10631, где описывается порядок расчета штрафа в зависимости от суммы контрактов. Существует формула и для расчета пени. Кратко говоря, денежный остаток, на который не исполнен контракт, умножается на количество дней просрочки и определенный коэффициент (он зависит от срока исполнения контракта). Допустим, контракт заключен на 100 руб., а исполнен на 70. На оставшиеся 30 руб. и рассчитываются пени. Если количество дней просрочки составляет 50% от общего срока исполнения контракта, то коэффициент рассчитывается таким образом: действующая ставка рефинансирования Банка России, умноженная на 0,01 от ее суммы. Если больше чем 50%, но меньше чем 100%, то ставка умножается на 0,02 от ее суммы. Если больше чем 100%, то на 0,03.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.19%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.52%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 23.81%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль