Организуем отдых в летнем детском лагере

2764
 Смирнова М.В.
Заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа города Москвы
В летний период на базе многих образовательных учреждений формируются лагеря отдыха и оздоровления детей. Для их организации и содержания требуется соблюсти массу правил и требований. Рассмотрим данную услугу с точки зрения бухгалтерского учета.

Финансовое обеспечение

Право детей на оздоровительный отдых закреплено в ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ). Обеспечивать это право (т. е. финансировать отдых) обязаны органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В их полномочия, в частности, входит сохранение и развитие соответствующих учреждений.

Пример 1

Согласно постановлению правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП в рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2016 годы» запланированы такие обязательные мероприятия, как проведение капитального ремонта детских оздоровительных лагерей. Общая сумма затрат составляет 1 436 000 руб. Ответственным за проведение мероприятий является Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы.

То, что летние лагеря могут финансироваться за счет средств местного бюджета, подтверждает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В пункте 11 ч. 1 ст. 15, п. 13. ч. 1 ст. 16 документа, в частности, установлена обязанность муниципальных районов и городских округов организовывать отдых детей в каникулярное время.

При этом местные власти самостоятельно определяют, каким образом этот процесс будет осуществляться.

Кроме того, дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление могут осуществлять органы госвласти Российской Федерации.

Исходя из этого, расходы – полностью или частично – на организацию детских лагерей могут покрываться за счет бюджетных средств.

Пример 2

В соответствии с п. 2.10 Порядка, утв. постановлением правительства Москвы от 15.02.2011 № 29-ПП путевки и проезд к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета г. Москвы бесплатно предоставляются льготным категориям лиц. В том числе: детям из малообеспеченных семей; детяминвалидам; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, пострадавшим в результате террористических актов.

Бюджетные средства на содержание и организацию детских лагерей предоставляются образовательным организациям в зависимости от их типа. Бюджетным и автономным учреждениям – в виде субсидий:

  • на иные цели;
  • на выполнение государственного (муниципального) задания, если соответствующая деятельность утверждена в нем органом-учредителем.

Напомним, что все доходы, полученные бюджетным (автономным) учреждением, поступают в его самостоятельное распоряжение (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ1, ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ2). При этом, исходя из норм указанных документов, деятельность по организации летнего отдыха детей должна быть прописана в уставе учреждения (п. 2 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Негосударственные организации могут быть задействованы в процессе оздоровления и отдыха детей путем проведения закупочных про цедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Запомнить

Финансирование детских оздоровительных лагерей может осуществляться из двух источников – бюджетные средства и приносящая доход деятельность. При этом в учетной политике учреждения следует утвердить принцип ведения раздельного учета денежных поступлений.

Отметим, что право частных организаций (а также индивидуальных предпринимателей) заниматься образовательной деятельностью закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). В нем же отмечено, что образовательная организация вправе в т. ч. осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

Помимо бюджетных средств, образовательная организация может реализовывать путевки на отдых за счет денег родителей. Опять же полностью или частично (софинансирование) покрывая свои расходы. Бюджетные и автономные учреждения учитывают такие поступления в рамках приносящей доход деятельности.

Цена данной платной услуги формируется на основе себестоимости ее оказания с учетом спроса, требований к качеству исполнения, а также положений ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат.

Кроме того, учреждению при определении размера платы за услугу необходимо сверится с нормативным актом учредителя (если таковой имеется), устанавливающим правила определения цены (методику расчета стоимости услуги). Но в любом случае стоимость путевок нужно согласовать с органом-учредителем.

Нормативный документ

Частью 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ установлено право бюджетных и автономных учреждений осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставе). Аналогичные нормы содержит п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ.

Виды отдыха

Что же включает в себя услуга по организации летнего детского лагеря?

Согласно ст. 1 Закона № 124-ФЗ отдых детей и их оздоровление представляют собой совокупность мероприятий, направленных на развитие их творческого потенциала, охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом. А также формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья.

Запомнить

Согласно нормам Закона № 7-ФЗ и Закона № 174-ФЗ бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, не имеющими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако и запрет на получение прибыли этими учреждениями не установлен. Следовательно, ее наличие допустимо. И учреждение вправе предусмотреть прибыль при расчете цены услуги.

Каждый лагерь имеет собственную специфику. В соответствии со ст. 1 Закона № 124-ФЗ можно выделить:

  • загородные лагеря отдыха и оздоровления детей (в т. ч. специализированные, например спортивно-оздоровительные), детские оздоровительные (оздоровительно-образовательные) центры, базы и комплексы и т. п.;
  • лагеря, сформированные образовательными организациями, осуществляющими оказание услуг, связанных с отдыхом и оздоровлением обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);
  • детские лагеря: труда и отдыха, палаточного типа, различной тематической направленности (оборонно-спортивные, туристические, эколого-биологические, творческие, историко-патриотические, технические, краеведческие и др.).

А начинается любой лагерь с формирования сметы видов доходов и статей расходов в зависимости от особенностей отдыха. К примеру, в рамках функционирования загородного туристического лагеря может быть предусмотрено приобретение надувных лодок для сплавов и палаток, а при организации творческого отдыха – театральных реквизитов.

Смета включает такие разделы, как: план обслуживания детей, план работы детского оздоровительного лагеря, источники финансового обеспечения и расходы лагеря.

Запомнить

Чаще всего родители оплачивают пребывание ребенка в лагере через банки путем оформления Извещения-квитанции № ПД-4. Если деньги поступают наличными, образовательному учреждению следует оформить Квитанцию (ф. 0504510) или приходный кассовый ордер.

Бухгалтерский учет

Отражение хозяйственных операций, связанных с организацией детского отдыха, рассмотрим на примере летних лагерей, сформированных на базе общеобразовательных школ.

Они подразделяются на два вида – городские и выездные. Порядок ведения бухучета не имеет серьезной зависимости от типа лагеря, однако некоторые особенности все же есть.

Городской лагерь. В таком лагере дети, как правило, пребывают только в дневное время (на ночь уходят домой). Финансирование осуществляется за счет двух источников – средства родителей в размере, установленном соответствующими исполнительными органами власти (обычно используются для приобретения нефинансовых активов, необходимых для разного рода мероприятий), и средства бюджета.

Родители могут оплатить стоимость пребывания детей в городском лагере двумя способами:

1 перечислить деньги на лицевой счет организации, открытый в органе Федерального казначейства. При этом в бюджетном учреждении оформляются следующие бухгалтерские проводки:

2 внести наличные денежные средства в кассу учреждения. В данном случае бухгалтерские проводки будут следующими:

При получении бюджетным учреждением субсидии на иные цели в бухгалтерском учете оформляется следующая запись:

Таким образом, в бухгалтерском учете задействованы два кода финансового обеспечения (КФО):

  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 5 – субсидии на иные цели.

Аналогично по двум КФО будут отражены расходы учреждения. По общим правилам штат оздоровительного лагеря образовательного учреждения включает следующие должности:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели (педагоги);
  • обслуживающий персонал (уборщица, дворник, повар и пр.);
  • медицинская сестра;
  • бухгалтер.

Отметим, что «закладывать» в смету на содержание лагеря оплату труда сотрудников (включая начисления во внебюджетные фонды) нужно только в том случае, если планируется приглашать сторонних специалистов. Либо если штатные работники будут задействованы в организации оздоровительного летнего лагеря во время очередного оплачиваемого отпуска. Обычно эти расходы принимаются за счет субсидии на иные цели.

При этом в учете бюджетного учреждения оформляются бухгалтерские проводки:

Если же школа будет привлекать к работе в лагере сотрудников, осуществляющих свою деятельность в рамках основных должностных полномочий, предусматривать дополнительные затраты на оплату их труда нет необходимости. Поскольку данные расходы вместе с начислениями на оплату труда будут отнесены на основной вид деятельности учреждения (субсидия на выполнение задания).

При этом необходимость привлечения в лагерь определенного контингента сотрудников – учителей, вспомогательного и обслуживаемого персонала в соответствии с количеством детей и режимом дня лагеря, следует учитывать при составлении на текущий год графика отпусков.

Оплата культурно-массовых мероприятий (проведение экскурсий, посещение музеев, выставок, театров и т. п.) за счет соответствующих средств осуществляется только на обучающихся (детей). Сопровождающие лица посещают такие мероприятия за свой счет.

Бухгалтерские записи зависят от источника средств финансирования:

При приобретении нефинансовых активов обязательным условием является то, что данное имущество необходимо использовать именно в период проведения оздоровительной кампании. В противном случае контролирующие органы могут посчитать такие расходы не соответствующими целям, на которые выделены средства. При выдаче денег под отчет материально ответственному лицу (начальнику лагеря) оформляются, например, такие проводки:

По окончании лагеря, т. е. когда цель, на которую выделена соответствующая субсидия, достигнута, бухгалтер на основании Справки (ф. 0504833), а также норм абз. 3 п. 93 Инструкции № 174н, может оформить следующую запись:

Выездной лагерь. Особенностью в данном случае будет то, что чаще всего денежные средства выдаются под отчет руководителю лагеря с последующим отчетом при возвращении.

При этом подотчетное лицо должно четко понимать, на что оно получило денежные средства и каким образом их можно использовать.

В связи с этим настоятельно рекомендуем строго придерживаться утвержденной сметы расходов всем участникам хозяйственного оборота (бухгалтеру и подотчетнику). В противном случае при поступлении Авансового отчета (ф. 0504049) в бухгалтерию придется вносить изменения в коды КОСГУ по полученным ранее наличным денежным средствам.

Особое внимание следует уделить грамотному оформлению авансового отчета. В частности, заполнению граф на его оборотной стороне о фактически израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы:

После перечисления в авансовом отчете всех израсходованных средств, подотчетное лицо подводит итог. Если при этом образовался остаток денежных средств, то в трехдневный срок на основании заявления сотрудник должен внести в кассу учреждения неизрасходованный аванс. Бухгалтер при этом оформляет приходный кассовый ордер. В учете отражается запись:

Если остаток по авансовому отчету не будет своевременно сдан в кассу учреждения, он считается доходом подотчетного лица, присоединяется к его совокупному доходу с соответствующим удержанием НДФЛ.

Налоговый учет

При финансировании деятельности лагеря из разных источников, требуется организовать раздельный налоговый учет хозяйственных операций (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). Так, если финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидии на иные цели, основания для обложения НДС и налогом на прибыль не возникает. Поступления же от родителей на содержание детей – это налоговые доходы в части глав 21 и 25 НК РФ. То есть на данные средства исчисляются налог на прибыль и НДС.

Запомнить

Поскольку деньги под отчет выдаются материально ответственном лицу (например, начальнику лагеря) в строгом соответствии со сметой, перерасхода средств быть не должно. Если такое все же произошло, излишне потраченные деньги сотруднику не возмещаются.

Отчетность

Помимо авансового отчета, по окончании смены начальник лагеря должен сдать в бухгалтерию обратные талоны к путевке (сложенные по списочному составу). А также следующие документы: фактический список детей с указанием фамилий, имен и отчеств, дат рождения (число, месяц, год), домашних адресов, телефонов; медицинские справки (если дети отсутствовали по причине болезни); табель посещаемости детей в лагере; документы по организации досуга и приобретения материалов по безналичному расчету (договор, акт выполненных работ (услуг), товарную накладную, счет-фактуру, счета на оплату); сводную ведомость на питание детей в столовой, меню на каждый день.

На основании этих документов составляется отчет о расходах, который представляется органу-учредителю.

Как получить льготу по НДС

Подпунктом 5 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрена льгота: не начислять НДС со стоимости питания детей. Для этого необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, летний лагерь с дневной формой пребывания организуется как структурное подразделение образовательного учреждения (для применения льготы по НДС реализация продуктов питания должна осуществляться именно в столовой такого учреждения). Во-вторых, расходы на питание должны хотя бы частично финансироваться за счет государственных средств. Если они полностью покрываются за счет родительской платы, воспользоваться льготой не получится.

Кроме того, льготы предусмотрены подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ. А именно: не облагаются НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха (отдыха и оздоровления) детей, в т. ч. детских оздоровительных лагерей. При этом услуги должны быть оформленны путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (согласно приказу Минфина России от 10.12.1999 № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности»).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль