Полномочия учредителя – ничего лишнего

496
Привыкшие за многие годы к тотальному контролю за деятельностью бюджетников органы власти (выполняющие функции и полномочия учредителей) продолжают «держать оборону» и по сию пору. Несмотря на то что бюджетная реформа значительно расширила для бюджетных и автономных учреждений спектр финансовой свободы. На местах имеет место излишняя регламентация расходов учреждениями, в т. ч. в части субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий. А ведь такое избыточное давление управленческих структур может быть признаком коррупционных действий.

Свобода с ограничениями

Реформа, ключевой точкой которой можно считать принятие Закона № 83-ФЗ1, создала стимулы для повышения финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений и в то же время ответственности за достигнутые результаты. То есть их умение распоряжаться доходами и расходами с выгодой для себя и пользой для государства.

С этой целью данные типы учреждений (в отличие от казенных) были наделены дополнительными правами и рядом преимуществ. К примеру, им была предоставлена возможность:

  • сохранения на следующий год неизрасходованных остатков субсидий на выполнение заданий;
  • более свободного использования вышеназванной субсидии, полученной в течение финансового года, в части самостоятельного определения направлений расходов;
  • самостоятельного распоряжения движимым имуществом, находящимся у учреждений на праве оперативного управления, и не относящегося к особо ценному.

Всеми доходами, поступающими учреждениям (субсидии, средства от приносящей доход деятельности), они могут распоряжаться самостоятельно. На это указывает и Гражданский кодекс РФ (ст. 298), и законы № 7-ФЗ1 (ст. 9.2), № 174-ФЗ2 (ст. 2).

Несмотря на это при подготовке правовых актов согласно требованиям Закона № 83-ФЗ федеральные органы исполнительной власти стремились сохранить старую схему детального регулирования финансовой деятельности учреждений.

К примеру, учредитель в порядке формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее – план ФХД) мог установить для него обязательные плановые поступления и соответствующие им плановые выплаты, в т. ч. в разрезе видов услуг или работ. То есть связать доходы и соответствующие им расходы.

Между тем в требованиях Минфина России доходы и расходы учреждения, за исключением целевых субсидий, не связаны между собой.

Сделано это было с вполне определенной целью (см. выше). А в рамках контроля предполагалось сопроводить данную финансовую свободу требованиями к обеспечению публичности и открытости информации о деятельности учреждения.

Запомнить

Субсидии являются доходами учреждения с момента их поступления на его счет и не относятся к средствам бюджетов бюджетной системы РФ.

Данные требования закреплены в соответствующих нормативных правовых актах. В частности, согласно п. 3.4 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ч. 14 ст. 2 Закона № 174-ФЗ бюджетные, автономные и казенные учреждения обеспечивают открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения сведений в сети Интернет. Перечень сведений приведен в п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. К ним относятся:

  • учредительные документы, в т. ч. внесенные в них изменения;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • решение учредителя о создании учреждения и назначении его руководителя;
  • положения о филиалах, представительствах учреждения;
  • план ФХД;
  • годовая бухгалтерская отчетность учреждения;
  • сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
  • отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, исключаются финансовые злоупотребления со стороны учреждений. План ФХД может показать объемы средств, полученных из бюджета и средств, заработанных от платных услуг (работ), которыми предполагает распоряжаться учреждение. А исходя из его отчетности, можно сделать вывод о том, насколько эффективно данные средства израсходованы.

Нормативный документ

Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, а также ее размещения на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) и ведения данного сайта установлен приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н.

Справедливости ради отметим, что реформой введен и ряд ограничений. Для бюджетных учреждений они выражаются в следующем:

  • обязательность открытия счетов в Федеральном казначействе, либо в финансовых органах;
  • совершение сделок с предварительного согласия учреди теля;
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно Закону № 44-ФЗ;
  • запрещение депозитов (планируется запретить и кредиты);
  • обязательность согласования с учредителем плана ФХД;
  • контроль за использованием средств целевых субсидий.

И бюджетным, и автономным учреждениям запрещено самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества.

Контроль учредителей

Анализ законодательства РФ показывает, что оно содержит ясные и однозначные требования к порядку осуществления контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений. В частности, документом, определяющим направления расходов учреждений, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом-учредителем, согласно приказу Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

При этом указанным приказом не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания. В том числе не установлен запрет на увеличение отдельных расходов учреждения за счет экономии средств, образовавшейся в результате осуществления его деятельности, на иные выплаты в зависимости от потребности.

Запомнить

Бюджетные (автономные) учреждения, выступающие в гражданском обороте от собственного имени, не являются получателями бюджетных средств и не вправе принимать обязательства от имени публично-правового образования.

Санкционирование расходов федеральных бюджетных, автономных учреждений органами казначейства на основании ч. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ предусматривается исключительно в отношении субсидий:

  • полученных в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии);
  • на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.

На основании изложенного и с учетом норм ст. 15.15.5 и 15.15.11 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка формирования задания, условий предоставления субсидий учредитель должен осуществлять контроль за:

  • выполнением учреждением задания (показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • соблюдением учреждением целей и условий, определенных при предоставлении целевых субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.

Контроль осуществляться:
1 камерально (на основании представляемых с установленной периодичностью отчетов);
2 путем выездной проверки;
3 путем сбора дополнительной информации (опросы, исследования, материалы, представленные самими учреждениями).

мнение специалиста

Станислав Бычков,
государственный советник Российской Федерации 3-го класса

В ходе реализации реформы бюджетной сферы бюджетные и автономные учреждения специально были выведены из состава участников бюджетного процесса, с тем чтобы они обладали самостоятельностью в принятии решений и несли за них ответственность. Деятельность учреждений контролируется со стороны учредителей. Кроме того, контрольно-счетные органы могут проверить абсолютно любой вопрос финансово-хозяйственной деятельности. Их полномочия закреплены в соответствующих законах. Это федеральные законы от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль