Аттестация персонала – шаг к эффективному контракту

1014
В качестве одного из мероприятий по переводу работников учреждений на эффективный контракт органами власти предписывается организовать проведение аттестации специалистов. Однако зачастую в доводимых рекомендациях не содержится ни ссылок на нормативную правовую базу, регламентирующую данную процедуру, ни методических указаний. Разберемся, чем нужно руководствоваться при решении этого вопроса.

Право или обязанность?

Термин «аттестация» упоминается только в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В нем говорится, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативные правовые акты не обязуют работодателя проверять профессиональную пригодность своих работников или проводить аттестацию персонала организации. Исключение составляют отдельные виды деятельности, для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами предусмотрены специальные нормы.

Так, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия служащего занимаемой должности один раз в три года проводится аттестация государственных служащих.

Порядок и условия проведения аттестации госслужащих ряда федеральных органов исполнительной власти устанавливаются отдельными федеральными законами, а госслужащих органов государственной власти субъектов РФ – законами субъектов РФ.

Муниципальные служащие подлежат аттестации в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Кроме того, обязательность аттестации установлена в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности, в частности:

  • работников, ответственных за безопасность судоходства;
  • авиационного персонала;
  • работников, выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения;
  • педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Для учреждений, не осуществляющих такие виды деятельности, аттестация персонала не обязательна. В то же время, не будучи обязательной, аттестация является важным инструментом управления организацией. По ее итогам руководитель имеет возможность на объективной основе принимать кадровые решения не только об увольнении работников, не соответствующих занимаемой должности, но и о необходимости переподготовки подчиненных, продвижении в должности наиболее подготовленных специалистов. Кроме того, аттестация стимулирует работников к поддержанию профессионально-деловых качеств.

Положение об аттестации

В трудовом законодательстве Российской Федерации термин «аттестация» кроме уже упомянутой ст. 81 ТК РФ больше нигде не встречается. В этой связи можно было бы предположить, что вопросы проведения аттестации находятся в компетенции организации. Но это не совсем так.

До настоящего момента не прекратило своего действия Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973.

Об обязательности исполнения норм данного Положения свидетельствуют публикуемые судебные решения по трудовым спорам, возникающим по итогам проведенных аттестаций. Таким образом, оно остается единственным нормативным документом, регламентирующим проведение аттестации персонала в организации.

Согласно данному документу для проведения аттестации с целью установления соответствия работников занимаемой должности в учреждении должно быть утверждено положение об аттестации.

Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, в положении об аттестации необходимо описать конкретные характеристики, позволяющие установить соответствие работника предъявляемым требованиям.

Только в этом случае аттестационные комиссии на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т. п.) смогут дать объективную оценку его деятельности. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие учреждения. В положении об аттестации данные категории работников должны быть четко определены.

Не подлежат аттестации беременные женщины, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска), работники, проработавшие в учреждении или по занимаемой должности менее одного года.

Порядок проведения

Периодичность. Аттестация персонала может осуществляться как регулярно за установленный промежуток времени – очередная (плановая), так и в связи с возникновением у работодателя или работника определенных обстоятельств – внеочередная (внеплановая).

Следует учесть!

В состав аттестационной комиссии включаются председатель, секретарь и члены комиссии, назначаемые из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов, а также представители соответствующих профсоюзных организаций или других представительных органов работников. В необходимых случаях при одном учреждении создаются несколько аттестационных комиссий – для аттестации разных категорий работников. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения.

К таким обстоятельствам можно отнести необходимость выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников. Кроме того, аттестация может рассматриваться работодателем как способ выбора на объективной основе работника, квалификация которого позволяет занять более высокую вакантную должность, или проводиться по просьбе самого работника, если он желает получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидате на выдвижение.

Периодичность проведения аттестации устанавливается учреждением самостоятельно с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности в той или иной должности. Она должна быть одинаковой для работников одной категории, но может не совпадать для работников разных категорий. Как правило, аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Организационные вопросы. Сроки, графики проведения аттестации, состав аттестационных комиссий, основания проведения (если аттестация внеплановая), регламент оформления результатов аттестации доводятся до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до ее начала и должны быть изложены в приказе об аттестации.

В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.

Для объяснения работникам целей, задач, условий и форм аттестации ее проведению должна предшествовать разъяснительная и подготовительная работа, которая организуется администрацией учреждения.

На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до ее начала непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, его профессиональной компетентности, отношения к работе и выполнению должностных обязанностей, результатов работы за прошедший период. Представление передается секретарю аттестационной комиссии и работнику.

Секретарь аттестационной комиссии также не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации представляет в комиссию материалы на каждого аттестуемого работника. В состав материалов входят копии документов об образовании, повышении квалификации, выписка из трудовой книжки, должностная инструкция, аттестационный лист предыдущей аттестации, отзывы сторонних лиц (при наличии).

Следует учесть!

Сроки, которые отводятся на проведение аттестации, от ее начала до подведения итогов, устанавливаются организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др. Оптимальным считается срок 3–6 месяцев. Так, в организациях с численностью аттестуемых работников до 50 человек может быть принят за норму срок до трех месяцев. При большом количестве персонала допустимо проведение аттестации в течение года.

Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за одну неделю до аттестации ознакомлен с представленными материалами. Он имеет право представить в комиссию дополнительные документы.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности аттестуемого работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении норм права. Формы аттестации подбираются в зависимости от специфики трудовой деятельности аттестуемого (письменное тестирование, собеседование, практическое занятие, письменный экзамен, изготовление образца и т. д.).

Как правило, в первую очередь аттестуются руководители структурных подразделений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

Аттестационная комиссия тайным (открытым) голосованием принимает решение о соответствии работника занимаемой должности. Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого.

Оно считается действительным, если в работе аттестационной комиссии приняло участие не менее 2/3 числа ее членов. Результаты голосования определяются простым большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой им должности.

Оформление результатов. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии доводится до сведения аттестуемого непосредственно после подведения итогов голосования, о чем он расписывается в аттестационном листе. По результатам проведенной аттестации комиссия дает одну из следующих оценок деятельности работника:

  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности;
  • работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения, который с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об утверждении итогов аттестации. О принятом руководителем решении в трудовой книжке делается соответствующая запись. Аттестационные листы и представления на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль